КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Согласно ст. 462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде возлагается на систему государственных органов, которые осуществляют правоохранительную функцию государства. Только благодаря наличию системы любое юридически значимое действие нанимателей в отношении работников оказывается охваченным сферой надзора и контроля. К решению общей задачи выявления, пресечения и предупреждения нарушений норм трудового права каждый орган системы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде подходит со своими собственными полномочиями, средствами и методами, тем самым обеспечивая ее" целостность. Среди органов, осуществляющих данную деятельность, важное место занимают специально уполномоченные государственные органы и инспекции. Это органы межотраслевой компетенции. Особое место занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, проводящим i осударственную политику, осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления. В систему Министерства труда и социальной защиты входят департамент государственной инспекции труда, а также областные и Минская городская экспертизы труда, органы государственной службы занятости населения, Фонд социальной защиты населения и его региональные отделения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, государственные учреждения социального обслуживания, другие организации, созданные в установленном порядке. Основными задачами Министерства труда и социальной защиты являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, повышению уровня жизни и доходов населения. В число его функций входит и деятельность по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты. Положение об этом органе утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 22 '. НРПА. 2002. № 12. 8/7655 Департамент государственной инспекции труда осуществляет специальные надзорные и контрольные функции, т.е. является единственным специализированным органом, выполняющим данную деятельность во всем объеме. Основная задача департамента государственной инспекции труда - выявление и пресечение нарушений трудового законодательства, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения. Государственные инспекторы труда проводят любые проверки, контроль и расследования с целью удостовериться в соблюдении законодательства о труде. Они наделены большим объемом мер реагирования. Так, инспекторы труда имеют право выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и контролировать их выполнение; налагать в установленном порядке штрафы на должностных лиц; применять к нанимателям экономические санкции или выносить им предупреждение, а также составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и направлять их в суд. В Министерстве труда и социальной защиты создана система органов государственной службы занятости. К задачам, которые призваны выполнять данные органы, относятся: контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения; разъяснение нормативных правовых актов по данным вопросам, обеспечение единообразного применения законодательства о занятости на всей территории Республики Беларусь, разработка предложений по его совершенствованию и др. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 4 октября 2000 г. №130' утверждено Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Беларусь. Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь. 1 НРПА. 2000. № 105. 8/4290; 2002. № 76. 8/8210. Госэкспертизе условий труда предоставляется право осуществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении и др. Составной частью системы национальной безопасности Республики Беларусь являются органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которые осуществляют свою деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности. В систему этих органов входят Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и его региональные органы. Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» '. Он направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организаций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. В целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный надзор в области промышленной безопасности. Органом, обеспечивающим данную деятельность, является департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям. Положение о департаменте утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 29 ноября 2001 г. № 17 2. 1 НРПА. 2000 № 8. 2/138. 2 НРПА. 2002. № з. 8/7545; 2003. № 75. 8/9675; 2005. № 57. 8/12385. Основными задачами департамента являются осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности; предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности и др. Государственный пожарный надзор за соблюдением законодательства о пожарной безопасности осуществляется органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Государственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится прежде всего в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей. Правовая основа и принципы государственного пожарного надзора определены в Законе Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности»'. В соответствии с данным Законом и в целях совершенствования нормативного регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора постановлением указанного выше Министерства, утверждено Положение по осуществлению государственного пожарного надзора. Данное Положение регулирует вопросы применения органами государственного пожарного надзора мер административного принуждения и пресечения. Так, должностные лица органов пожарного надзора осуществляют в соответствии с законодательством Республики Беларусь производство по делам об административных правонарушениях. При обнаружении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности составляется протокол на лицо, совершившее административное правонарушение, и должностное лицо органа пожарного надзора рассматривает дело об административном правонарушении или определяет дату, время и место его рассмотрения. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о наложении административного взыскания. При неуплате добровольно в установленный законодательством срок штрафа в бухгалтерию по месту работы нарушителя направляется сообщение, а если нарушитель не работает - в районный (городской) суд для принудительного взыскания штрафа. ' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 23. Ст. 282; 1996. № 21. Ст. 380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 33. Ст. 658, НРПА. 2002. № 9. 2/838; 2004. № 189. 2/1087. Государственный энергетический надзор осуществляется Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. На него возлагается проведение государственной политики в сфере энергосбережения и государственный надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии всеми организациями независимо от форм собственности и подчиненности. Положение о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 '. Осуществление санитарного надзора за соблюдением нанимателями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Принятый в новой редакции от 23 мая 2003 г. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2 установил правовые и организационные основы предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания и регламентировал действия государственных органов, юридических и физических лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данным Законом закреплены система государственного санитарного надзора, права и обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих санитарный надзор, гарантии их деятельности, а также предусмотрена ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 10 августа 2000 г. № 1236 утвердил Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь 3. Государственный санитарный надзор - деятельность уполномоченных государственных органов и учреждений, направленная на профилактику заболеваний путем предупреждения, 1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель 2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 36. Ст. 451; 'НРПА. 2000. № 80. 5/3811. обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно Положению основной задачей государственного санитарного надзора в Республике Беларусь является осуществление надзора за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами санитарно-эпидемиологического законодательства. Выполнение ее возложено на систему органов и учреждений, осуществляющих санитарный надзор. Органы санитарного надзора применяют меры административного принуждения, рассматривают дела о санитарных правонарушениях и налагают административные взыскания, передают материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представляют предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным и др. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Основные цели, направления, задачи, принципы и порядок организации и деятельности органов прокуратуры определены Законом Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь». Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Как надзорный орган прокуратура не вправе самостоятельно ни отменить противоречащий закону акт, ни наказать виновное должностное лицо. Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные нарушения. Прокурорское реагирование - это акты прокурорского надзора: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение. Остановимся также на некоторых моментах судебной защиты трудовых прав работников. Критерием эффективности юридических гарантий является возможность обжалования в суде работником любого незаконно нарушенного права, а также законного интереса. Расширение судебной защиты трудовых прав работников является насущной проблемой. Суд - классический орган разрешения споров, специально для этого созданный. Именно ему принадлежит правозащитная функция. Несомненно, что реально обеспечить защиту трудовых прав работников возможно только путем судебного разбирательства.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |