Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация. Термином «мотивация» в современной психологии обозна­чаются как минимум два психических явления: 1) совокуп­ность побуждений




Термином «мотивация» в современной психологии обозна­чаются как минимум два психических явления: 1) совокуп­ность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, фор­мирования мотивов, характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на оп­ределенном уровне.

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В про­цессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи дина­мическими образованиями, могут трансформироваться (изме­няться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руко­водствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стре­мится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с воз­никновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осозна­ется объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, ка­ким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого; и 3) реализуется энергетический компонент моти­ва в реальных поступках.

Мотив может быть неосознанным, если осознание потреб­ности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влече­ние, гипнотические внушения, установка, фрустрационные состояния,

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потреб­ность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов по­ведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осозна­ется.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сфор­мированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют пове­дение человека во многих ситуациях.

Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без пол­ного объективного анализа конкретной ситуации, форми­руются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному челове­ку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно со­противляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людь­ми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на: 1) личность самого собе­седника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе), 2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»), 3) на обстоятель­ства разговора («сейчас не время и здесь не место для подоб­ных обсуждений»),

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций (см. ранее) могут вызывать существенные измене­ния в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-за­вистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение»), Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия

к достижению цели: 1) нехватка внешних

средств или внутренних способностей для достижения цели; 2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек); 3) конфликты (внешние конфликты с ка­кими-то людьми, которые не дают возможности человеку дос­тичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого чело­века между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливается, если че­ловек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равно­весия.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной ат­рибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов по­ведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные ис­следования каузальной атрибуции показали следующее: а) че­ловек объясняет свое поведение не так, как он объясняет пове­дение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не под­чиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удач­ные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между моти­вацией и достижением успехов в деятельности не носит линей­ного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотива­ции достижения успехов и качества работы. Такое качество яв­ляется наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высо­ком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со вре­менем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мо­тив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека доби­ваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стрем­ление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, свя­занных с оценкой другими людьми результатов его деятельно­сти и общения. Локус контроля — характеристика локализа­ции причин, исходя из которых человек объясняет свое поведе­ние и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и от­ветственность других людей. Интернальный (внутренний) ло­кус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус конт­роля — локализация таких причин и ответственности вне чело­века, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, досто­инств и недостатков, своего места среди других людей. Уро­вень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень само­оценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает до­биться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образова­ния как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилпация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаи­моотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мо­тив отвергаяия, который проявляется в боязни быть отвергну­тым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив влас­ти — стремление человека обладать властью над другими людь­ми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтру­изм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять свое-1 корыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности y человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действия, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.