Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий биографический справочник 6 страница




СКЛОННОСТЬ - направленность индивида на определенную де­ятельность, соответствующую интересу и включающую волевой компонент.

СКРИНИНГ (англ. screen - сортировать, отбирать) - в применении к медицине и психологии - массовое обследование населения с це­лью выявления лиц с определенными характеристиками. Психоло­гический скрининг применяется, например, в школе. Подразумева­ется массовое, ограниченное во времени исследование детей по оп­ределенной программе (например, исследование познавательной, эмоциональной и личностной сфер, а также значимых проблем).

СКУКА - стойкое мотивационное состояние, которое возникает даже при разнообразной, но неинтересной работе. Скука оказывает влияние на качество деятельности и межличностные отношения.

СЛОВО - единица речи.

СМЕЛОСТЬ - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благо­получия.

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения и саморе­гуляции, присущий только человеку.

СОМАТИЧЕСКИЙ - имеюший отношение к телу.

СОН - периодически возникающее функциональное состояние, проявляющееся в расслаблении, обездвиженности, близкое к релак­сации.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ - психическое состояние сосредоточен­ности сознания на определенном объекте или группе объектов в те­чении некоторого времени. Внешняя сосредоточенность выражает­ся в ослаблении или полном прекращении движений, напряженной мимике. Внутренняя сосредоточенность - такое психическое состо­яние, при котором в фокусе сознания находятся мысли и пережива­ния (внутренние монологи).

СОХРАНЕНИЕ - процесс удержания и переработки информации, консервация. Не все, что прошло этап запоминания, хранится. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна органи­зация материала, укладка (классификация, удобное пространствен­ное расположение, ассоциативные связи и пр.). Полезно использо­вать различные таблицы и схемы. В процессе укладки целесообраз­но припоминание. Лучше уложишь - больше сохранишь. Сохраняет­ся гораздо больше,чем осознается. Информация сохраняется вмес­те с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Объем сохраняемой информации велик (10 бит информации, для сравне-

ния - таблица умножения составляет 1,5 бита). Объем человеческой памяти выше объема памяти современных ЭВМ на несколько поряд­ков, но воспроизвести его можно только в специальных условиях. Обычно человек использует лишь 10% этого объема.

СОЦИОМЕТРИЯ - метод психологического исследования меж­личностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладе­ния этой деятельностью. (Что может Личность).

СПОСОБНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЕ- способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

СПОСОБНОСТИ РЕПРОДУКТИВНЫЕ - способность копировать де­ятельность, осваивать ее по образцу, инструкции.

СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - система свойств личности, ко­торые помогают достигнуть высоких результатов к какой-либо оп­ределенной области деятельности (музыкальной, художественной, литературной и т.д.)

СПОСОБНОСТИ ТВОРЧЕСКИЕ (КРЕАТИВНЫЕ) - креативность (лат. creatio - созидание) - общая способность к творчеству, характеризу­ет личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одареннос­ти.

СРАВНЕНИЕ - мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ни­ми. Сравнивать объекты следует по одному основанию.

Например, сравним ощущение и восприятие. Различия: ощуще­ние - процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие - отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба - психические процессы отражения и дейс­твуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.

СТАТИСТИКА - отрасль математики, теоретической и прикладной, которая занимается сбором, классификацией и анализом данных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статис­тику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределения, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную ста­тистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из

которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы мож­но было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую.

СТРАСТИ - абсолютно доминирующие чувства, которые захваты­вают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выраженное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающееся глу­бокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответс­твующим объектом.

СТРАХ - отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Страх - способ активности и защиты от сильных потрясений. Страх выражается в затруднении дыхания, дрожании тела, в расширении зрачков и пр.

СТРЕМЛЕНИЕ - волевая форма направленности. Стремление соби­рательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

СТРЕСС (англ. stpess - напряжение, давление) - состояние напря­жения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Стресс, по утверждению Г. Селье, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Стресс - реакция комплексная и не зависит от того, что его вызы­вает. Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье): 1) тревога - мобили­зация всех сил организма; 2) стабилизация - ситуация закрепляет­ся, идет перерасход адаптационных сил; 3) истощение, если ситуа­ция продолжает сохраняться. В результате ухудшение самочувствия, заболевание и смерть. Люди по-разному переживают стресс (стресс льва или кролика). Есть люди стрессоустойчивые. В психологии вы­деляют разные виды стресса: физиологический, психический, ин­формационный и эмоциональный.

СТРЕСС ИНФОРМАЦИОННЫЙ - возникает в ситуации значитель­ных информационных перегрузок, когда человек не справляет­ся с задачей переработки поступающей информации и не успева­ет принимать правильные решения в требуемом темпе, особен­но при высокой ответственности за последствия принятых реше­ний.

СТРЕСС ПСИХИЧЕСКИЙ - состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровож­дающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях,

когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной. Психический стресс, в свою очередь, делят на информационный и эмоциональный.

СТРЕСС ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ - реакция организма на угрожаю­щую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.).

СТРЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - возникает при эмоциональных пе­регрузках, возникновение его большинство авторов связывают с си­туациями угрозы, опасности, обиды и т.д.

СТЫД - социальная эмоция, которая выражает осознание субъек­том несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожидани­ям других людей и собственных представлений. «Стыд - это гнев, направленный внутрь» (К.Маркс).

СТЫДА ПЕРЕЖИВАНИЕ - показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. Переживая стыд, человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, краснеет и т.д.

СТЯЖАТЕЛЬСТВО - поведенческая особенность, которая выража­ется в стремлении обладать вещами или копить их.

СУБ. - составная часть слова, означающая «под, внизу, нижний, младший, в малом количестве».

СУБЛИМАЦИЯ - направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением пот­ребности.

СУБТЕСТ - небольшой тест, входящий в состав основного.

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями. Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Это позволяет получать сужде­ния логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).

Например: общее суждение - «Все студенты учатся»;

частное - «Студент И. опоздал на лекцию»;

истинное - «Завтра будет новый день»,

ложное - «Лучше запоминается середина ряда».

Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.

СУЖЕНИЕ ВНИМАНИЯ - слишком маленький объем внимания (2-3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

СУПЕРЭГО (сверх «Я») - психическая структура, содержащая со­циальные нормы, установки, моральные ценности общества.

СУЩНОСТЬ - сердцевина вопроса, центральный, наиболее значи­мый аспект ситуации или коммуникации.

ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, чаще специ­альных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Талант достигает высоких результатов общего значения, но в пределах уже известных идей и направлений (М.В. Суворов, Л.С. Выготский).

ТЕЗАУРУС - словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-нибудь специальной сферы, в нашем слу­чае - сферы психологической науки.

ТЕКСТ - 1) всякая записанная речь (сочинение, документ, письмо и т.д.); 2) в лингвистике: внутренне организованная последователь­ность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.

ТЕМБР - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разны­ми источниками.

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность индивидуальных особенностей че­ловека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.

ТЕОРИЯ ОППОНЕНТНОГО ЦВЕТА - зрительная система состоит из двух типов чувствительных к цвету элементов. Один элемент реаги­рует на красную или зеленую часть спектра, другой - на синюю или желтую. Отвечая на внешние воздействия, один из оппонентов цветов мо­жет или перевешивать другой, или находиться с ним в равном по­ложении. Скажем, в паре синий - желтый перевешивает синий, а в паре красный - зеленый - красный. Мы будем видеть смесь красного и синего, то есть фиолетовый цвет. Если одна пара сбалансирован-на, а другая - нет, мы будем видеть один из чистых цветов. Если обе пары между собой сбалансированы, то мы не будем видеть никакого цвета. Эта теория конкурирует с трихроматической теорией.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ - основа научной психологии, рассматрива­ющая психические явления как одну из форм отражения действи­тельности. Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимосвязь со средой.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - предназначенные для ввода и вывода информации.

ТЕСТИРОВАНИЕ - исследование с помощью тестов.

ТЕСТ (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития у индивида определенных способ­ностей (психических процессов, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты достижений служат для определения достижений в раз­личных видах деятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тес­ты предназначены для определения различных психологических ка­честв личности (мотивов, отношений, ценностей), индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состо­яния и пр.). При этом используются опросники или проективные тесты.

ТИП ИНТУИТИВНЫЙ - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

ТИП МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ - ему свойственны рациональность и преоб­ладание левого полушария мозга над правым, примат логики над ин­туицией и чувством.

ТРАДИЦИОННЫЙ - прошлый.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лат. trans-через, persona-личность («Я») - выход за пределы личности, себя) — одно из на­правлений современной психологии. Она изучает сознание в ши­роком спектре его проявлений: множественность состояний со­знания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), пережи­вания человека, которые могут привести человека к смене фунда­ментальных ценностей, духовного перерождения. Это пережива­ние момента рождения и смерти. Она опирается на целостное ви­дение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентиро­ванная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидения­ми, активное воображение и т.д. Лидерами современной транспер­сональной (надличностной) психологии являются С. Гроф, К. Уил-бер, Ч. Тарт и другие.

ТРЕВОГА - ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства.

ТРЕВОЖНОСТЬ - склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность обычно предшествует страху.

ТРИХРОМАТИЧЕСКАЯ теория цветового зрения - существует три разных типа рецепторов (колбочек), ответственных за цветовое зрение. Каждый из этих трех типов рецепторов обладает чувстви­тельностью в широком диапазоне длины световой волны (длина све­товой волны связана с ощущением того или иного цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на восприятии определенных цветов (синего, зеленого и красного): одни облада­ют наилучшей чувствительностью в одной части диапазона длины волны, другие - в другой его части, третьи - в третьей. Свет опреде­ленной длины волны стимулирует каждую из трех групп рецепторов в неодинаковой степени, что и дает ощущения разных цветов и от­тенков. К сожалению, эта теория не объясняет многих эксперимен­тально полученных фактов из области цветового зрения.

ТРУД - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

У

УБЕЖДЕНИЕ - высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

УДИВЛЕНИЕ - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства. Удивление служит для погашения существу­ющей активности нервной системы для подготовки организма к ак­тивности в новой ситуации.

Мимическое выражение удивления: брови высоко подняты, гла­за расширяются и округляются, приоткрытый рот принимает оваль­ную форму.

УЗНАВАНИЕ - сознание того, что воспринимаемые в данный мо­мент предмет или явление воспринимались в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в резуль­тате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющи­

 

мися в памяти. Узнавание оказывается нарушенным при ряде пато­психологических феноменов (ложные опознания, «уже виденное» -«никогда не виденное и др.).

УМ, РАЗУМ - способность обобщать данные чувственного опыта и вырабатывать новые понятия. Ум ориентирован на социальные цен­ности высшего уровня и связан с социально значимыми качествами личности. В этом случае мыслительный процесс способствует фор­мированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности.

УМЕНИЕ - способность осознанно выполнять определенное дейс­твие. Составляет основу мастерства.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - за­ключение (следствие). Умозаключение позволяет решать пробле­мы, не имея непосредственной чувственной информации. Напри­мер: «Если идет снег - значит, холодно».

УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - включает: перцептивную, мнемичес-кую, мыслительную, имажетивную.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - состояние задержанного или непол­ного развития психики, которое характеризуется нарушением спо­собностей (когнитивных, речевых, моторных и социальных), обес­печивающих общий уровень интеллектуальности.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ - разнообразные действия человека, вы­полняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями. Например, действие доказательс­тва, подведение под понятие, классификации и пр. (Н.Ф.Талызина). Умственное действие всегда осознанно, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

УПРАЖНЕНИЕ - способ формирования действия, опирающийся на тренировку.

УПРЯМСТВО - упрямый человек всегда старается настоять на сво­ем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руковод­ствуется не доводами разума, а личными желаниями вопреки их не­состоятельности.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемая самооценка (К. Левин). Уро­вень притязаний - установка личности на определенный статус, ус­пех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

УСТАНОВКА - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ - способность в течение длительно­го времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Об устойчивости внимания можно судить по преимущественному появ­лению ошибок в начале деятельности или в конце или они распре­делены равномерно.

УТОМЛЕНИЕ - временное снижение работоспособности под влия­нием длительного воздействия нагрузки (физической или интеллек­туальной и др.). Проявляется утомление в повышении инертности нервных процессов (на физиологическом уровне), в снижении чувс­твительности, нарушении памяти, внимания, сдвигах в эмоциональ­ной сфере и др. (на психологическом уровне), а также в снижении производительности труда, умений, скорости и точности деятель­ности (на поведенческом уровне).

УЧЕНИЕ - процесс приобретения и закрепления знаний и спосо­бов деятельности индивидом. Учение является необходимым компо­нентом любой деятельности и представляет собой процесс измене­ния ее субъекта.

ф

ФАНАТИЗМ - страстная убежденность.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phyle - племя, род, вид; генез- происхож­дение, история рода) - происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволю­ционная история.

ФОБИЯ - навязчивый страх.

ФОТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОЖИ - способность ощущать цвето­вые оттенки кожей руки или кончиков пальцев (описано А.Н. Леон­тьевым и др.)-

ФРУСТРАЦИЯ (англ. frustration — расстройство, срыв планов, кру­шение) - специфическое, эмоциональное состояние, которое воз­никает в тех случаях, когда человек на пути достижения цели стал­кивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реаль­но непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Это одна из форм стресса, переживание неудачи, сопровождающееся чувством безысходности в достижении желаемой цели. Поведение в состоя­

нии фрустрации может быть как конструктивным, так и неконструк­тивным. Конструктивное поведение характеризуется усилением мо­тивации, пересмотром ситуации, адаптивными стремлениями. Не­конструктивное - разными видами агрессии, самоуспокоением и др.

X

ХАРАКТЕР (греч. charakter - черта, особенность) - 1) совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмо­циональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе со­циализации и зафиксированных в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими; 2) характер - это совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека (Что он есть).

ХАРАКТЕРА АКЦЕНТУАЦИИ - яркая выраженность группы черт ха­рактера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акценту­ации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при неблагоприятных условиях могут переходить в болезни (пси­хопатии). Со временем они могут исчезнуть, но могут и проявить­ся вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что: 1) проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуа­циях; 2) не нарушают социальной адаптации или нарушение носит временный характер; 3) в определенных ситуациях могут даже спо­собствовать адаптации.

ХАРАКТЕР АСТЕНИЧЕСКИЙ - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребнос­тях других, повышенная эмотивность и др.

ХАРАКТЕР ИСТЕРИЧЕСКИЙ - повышенная эмоциональность и впе­чатлительность, жажда признания, аффективно-мотивационная ла­бильность и пр.

ХАРАКТЕР ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ - чрезмерная чувствительность к не­удачам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, по­иск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др.

ХАРАКТЕР ПСИХОСТЕНИЧЕСКИЙ - застенчивость, смущение, нереши­тельность, робость, мнительность и пр. Вариантом этого типа характе­ра является тревожный (озабоченность критикой в свой адрес и др.).

ХАРАКТЕР РЕЦЕПТИВНЫЙ - термин Э.Фромма для обозначения ин­дивида, который чрезмерно пассивен и требует большой поддержки и руководства со стороны других.

ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ - совокупность существенных черт, свойс­твенных определенной группе людей и являющихся продуктом об­щественного развития в данной культуре.

ХАРАКТЕР ШИЗОИДНЫЙ - ориентация на внутренние ощущения и переживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспо­собность переживать яркие эмоции и пр.

ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ - эмоциональная ригидность, склон­ность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность сле­довать нормам.

ХОЛИЗМ - принцип, постулирующий невыводимость свойств це­лого из свойств компонентов и признающий целостность первич­ным началом.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При ахроматическом зрении действу­ют «колбочки».

ц

ЦЕЛЬ деятельности - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

ЦЕННОСТИ - система отношений личности к социально-полити­ческим и нравственным нормам общества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - система отношений личности к со­циально-политическим и нравственным нормам общества.

Ч

ЧЕЛОВЕК (Homo sapiens - человек разумный) - род Homo отря­да приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к чело­веческому роду.

ЧЕРТА - предрасположенность человека вести себя сходным обра­зом в различное время и в различных ситуациях.

ЧУВСТВА - наиболее устойчивые переживания человека, возника­ющие при удовлетворении или неудовлетворении социальных пот­ребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувс­

тва и др.)- Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

ЧУВСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ - чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

ЧУВСТВА МОРАЛЬНЫЕ (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

ЧУВСТВА ПРАКТИЧЕСКИЕ (праксические) (греч. prakticos - деяние, деятельность) - чувства, связанные с деятельностью человека (доса­да, удовольствие, творческий подъем и пр.).

ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ - своеобразная окраска ощущений, ха­рактеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

ЧУВСТВЕННЫЙ ТОН - простейшая форма эмоций. Это положитель­ные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - 1) способность живых организмов реагиро­вать на раздражители; 2) способность организмов отражать воздейс­твия среды, не имеющие непосредственного биологического значе­ния, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений; 3) степень интенсивности ощущений (способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от дру­га воздействия); 4) понимание чувств другого человека, особенно ос-

ведомленность, основанная на относительно незначительных при­знаках; 5) уязвимость человека, вследствие которой ему легко при­чинить вред или оскорбить его.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТНАЯ (Е) - способность овтущать ед­ва заметные, слабые раздражения.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (верхний)- макси­мальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспри­нимается в своей модальности или вообще не воспринимается.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (нижний)(РА) - мини­мальная величина раздражителя любой модальности, при котором впервые возникает ощущение.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ (разностный или дифференциальный) - минимальное различие между раздражите­лями, которое дает едва заметное различие ощущений.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ (разностная, дифференци­альная) - способность ощущать слабые различия между раздражите­лями одной модальности.

э

ЭВОЛЮЦИЯ - процесс накопления изменений в структуре взаи­модействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности.

ЭВРИСТИКА - метод поиска, который со значительной вероятнос­тью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи

ЭГО («Я») - совокупность преимущественно осознаваемых челове­ком познавательных и исполнительных функций психики.

ЭЙФОРИЯ - психическое состояние (настроение), которое харак­теризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззабот­ностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сто­ронам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает нарко­тическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему чело­век привыкает. Чтобы вызвать его, человеку нужны алкоголь, нарко­тики, а артисту или спортсмену - зрители.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego - и - centrum - центр круга) - черта лич­ности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособность индивида изменить свою по­зицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зре­ния даже перед лицом противоречащей его мнению информации.

Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мыш­ления (2-7лет).

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНО-БЫТИЙНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ - свойс­тва, связанные с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственнос­ти, о предназначении в этом мире.

ЭКСПЕРИМЕНТ в психологии (лат. experi men turn - проба, опыт) -основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменя­емых независимых переменных, влияющих на зависимую перемен­ную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - метод психологии, осуществляе­мый в искусственных условиях (в специально оборудованных поме­щениях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ - психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность.

ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ - предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (ОБУЧАЮЩИЙ) - метод психоло­гии, при котором имеет место планомерное формирование требуе­мого психического процесса или качества личности.

ЭКСПРЕССИЯ - внешнее проявление эмоций, выразительность; сила проявления чувств.

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - значительная выраженность эмоций через мимику, жесты, голос, двигательные реакции.

ЭКСТАЗ - наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзаль­тация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.