Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий биографический справочник 7 страница




ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

ЭКСТРАВЕРСИЯ - ориентация личности на объект, на внешний мир.

ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ - страстный.

ЭМОТИВНОСТЬ (лат. emoveo — возбуждать) — повышенная чувс­твительность, при которой эмоциональные реакции наступают быс­

тро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним - эмоциональность.

ЭМОЦИИ (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс пси­хических явлений, протекающих в форме переживаний, отражаю­щих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, дви­гательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопро­вождают все виды активности (деятельность, поведение, психичес­кие процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь орга­низм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, поз­воляющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

ЭМОЦИИ АСТЕНИЧЕСКИЕ - действуют противоположно стеничес-ким. Обычно человек переживает либо положительную, либо отрица­тельную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность.

ЭМОЦИИ БАЗОВЫЕ (эмоции в узком смысле), собственно эмо­ции - носят ситуативный характер, выражают оценочное отноше­ние к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковре-менны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изу­чены и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каж­дая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К ба­зовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.

ЭМОЦИИ ВЫСШИЕ - социально обусловленные эмоции, связан­ные с общественными отношениями. Присущи только человеку.

ЭМОЦИИ НИЗШИЕ - эмоции, связанные с удовлетворением орга­нических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.

ЭМОЦИИ СТЕНИЧЕСКИЕ (греч. sthenos - сила) - эмоции повышаю­щие активность, вызывают прилив энергии и подъем.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ - эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражите­ли. Проявляется в раздражительности, вспыльчивости.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГЛУБИНА - интенсивность переживаний, сила эмоций.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ-РИГИДНОСТЬ - эмоциональная лабильность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмоций, их стабильностью.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ - восприимчивость, чувстви­тельность, близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ характеризуется эмоциональ­ной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутс­твием реакции на эмоциогенные раздражители.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - психическое состояние здоро­вых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиен­тами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при ока­зании профессиональной помощи.

Может возникать в замкнутых рабочих коллективах, выполня­ющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду ра­боты, следствиями чего являются раздражительность и конфлик­тность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личнос­ти.

ЭМПАТИЯ - способность сочувствовать, сопереживать. Сопере­живание - переживание субъектом тех же чувств, которые испыты­вает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к пе­реживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезно­вания и т.п.).

ЭПИКРИТИЧЕСКИЕ (греч. epikrisis — суждение, решение) - фило­генетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикоснове­ния, точной локализацией внешнего раздражения, более совершен­ным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним отно­сятся все основные виды ощущений человека.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - отрасль философии, которая изучает проис­хождение, характер, методы и пределы человеческого знания.

ЭРГИЧНОСТЬ - выносливость нервной системы (В.М. Русалов),

ЭРГОНОМИКА - наука о «соответствии» деятельности и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и пси­хологией индивида и требованиями, предъявляемыми определен­ными видами деятельности.

ЭТИМОЛОГИЯ - наука, изучающая происхождение и развитие лингвистических форм.

ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, изучение) -межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и срав­нительную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой те­оретических характеристик этого поведения.

ЭФФЕКТ «ГОРЬКОЙ КОНФЕТЫ» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспери­ментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комна­ты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повтор­ных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца, подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нор­мам (делать, как сказано - не вставая со стула).

ЭФФЕКТ Б.В. ЗЕЙГАРНИК (1927) - лучшее воспроизведение в памя­ти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свиде­тельствует о роли личностно-мотивационного компонента в струк­туре мнемической деятельности.

При получении задания у человека появляется потребность (ква­зипотребность по К. Леви) выполнить его. Эта потребность в про­цессе выполнения задания усиливается. Эффект лучшего воспроиз­ведения незавершенных действий не обнаруживается у больных с выраженными эмоционально-волевыми изменениями.

ЭФФЕКТ ГЕНЕРАЦИИ - люди лучше запоминают то, что делают и придумывают. Собственные идеи сохраняются в сознании без уси­лий, непроизвольно.

ЭФФЕКТОР - исполнительная часть рефлекторного кольца (мыш­ца, железа) в отличие от воспринимающей части (рецептора).

ЭФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ - нервный путь, проводящий не рвные импульсы из центральной нервной системы к исполнитель­ному органу.

я

Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ - представление о том, каким человека восприни­мают другие.

ЯЗЫК - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной де­ятельности человека.

Я-ИДЕАЛЬНОЕ - представления о том, каким человек хочет быть; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний, ко­торые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Я-КОНЦЕПЦИЯ, САМОСОЗНАНИЕ - совокупность всех представле­ний индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р. Берне). В основе самосознания - способность человека отличать себя от своей собс­твенной жизнедеятельности.

Я-ОБРАЗ - знания и представление личности о себе, о своих физи­ческих свойствах, способностях, качествах.

Я-РЕАЛЬНОЕ - представление о том, каким человек является сей­час; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».

Я-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно.

АБДУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ Ксения Александровна (1932) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Она разработала концепцию личности как субъекта жизненного пути, предложила оригинальное определение высших жизненных качеств личности, таких как активность, способность к организации времени, созна­ние и социальное мышление.

АДЛЕР Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. Он создал собственную научную школу, получившую название «индивидуаль­ная психология». В своем учении он отстаивал принцип внутрен­него единства сознательного и бессознательного. Своей деятель­ностью он оказал существенное влияние на гуманистическую пси­хологию.

АЙЗЕНК Ганс Юрген (1916-1997) - выдающийся немецко-англий­ский психолог. Он выдвинул оригинальную «биологическую» тео­рию интеллекта, является автором теории креативности, создал оригинальную двухфакторную типологию личности, получившей широкое распространение. Он автор 45 книг и 600 научных статей.

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся россий­ский психолог. Является основателем ленинградской психологичес­кой школы. Автор фундаментальных работ в области чувственно­го восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрирова­ны данные различных наук.

АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974) - известный отечественный физиолог. Он по-своему (в отличие от Павловского) понимал под­крепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о со­ответствии ожидаемому результату (акцептору действия). Предло­женная Анохиным теория функциональных систем способствовала пониманию адаптивных механизмов живого организма.

АНУФРИЕВ Александр Федорович (1943) - современный россий­ский психолог, доктор психологических наук, профессор. Специа­лист в области психодиагностики.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, который написал первое психологическое произведение трактат «О душе». Он выделял три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющее божественное происхожде­ние. Он дал объяснение многим психологическим явлениям (меха­низмам поведения, памяти, мышлению, разделил органы чувств на пять разрядов и др.).

БАНДУР Альберт (1925-1988) - американский психолог, автор тео­рии социального научения, социобихевиорист. Он предложил свою модель научения. Центральное место в этой модели он отводил на­блюдению за образцами поведения других людей и за последствия­ми этого поведения. На основе теории научения Бандура попытался дать интерпретацию агрессии. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспериментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфи­ческими формами поведения.

БАРАБАНЩИКОВ Владимир Александрович (1949) - заведующий лабораторией системных исследований психики Института психо­логии РАН, доктор психологических наук, профессор. В течение 30 лет занимается исследованиями фундаментальных механизмов восприятия. Его перу принадлежит более 160 научных работ.

БАРД П. - американский физиолог, исследователь физиологичес­ких механизмов эмоций, один из авторов теории Кеннона-Барда (1934 г.).

БЕРНС Р. В. - английский психолог, исследователь проблем «Я-кон-цепции», автор книги «Развитие Я-концепции и воспитание» (1976).

БЕРНШТЕИН Николай Александрович (1896-1966)- отечествен­ный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активнос­ти и формирования движений человека в норме и патологии, сфор­мулировал идею «рефлекторного кольца». На основе его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Вели­кой Отечественной войны и конструировались шагающие автома­ты, а также устройства, управляемые ЭВМ.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Разработал естественнонаучную теорию поведения (рефлексологию). Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, кото­

рая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. В 1908 г. Бехтерев основа в Санкт-Петербурге Психоневрологичес-кий институт, который и сейчас носит его имя.

БИНВ Альфред (1857-1911)- один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии. Основал в Сорбонне (1889) первую во Франции экспериментальную психоло­гическую лабЪраторию. Совместно с Т. Симоном создал тесты уров­ня умственного развития детей, ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался проблемами па­тологии сознания и личности, умственного утомления, понятийно­го мышления, индивидуальных различий памяти.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1942)- российский педагог, психолог, философ. Он автор одной из признанных классификаций памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная), его иссле­дования касаются развития мышления, сексуального развития де­тей. Он выступал приверженцем новых форм обучения в единой по­литехнической трудовой школе.

БОДАЛ ЕВ Алексей Александрович (1923) - известный отечествен­ный психолог, академик РАО, действительный член АПСН, профес­сор, доктор психологических наук. Занимается проблемами меж­личностного восприятия и коммуникации.

БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981) - известный отечест­венный психолог, ученица Л.С. Выготского. Божович создала свою оригинальную теорию личности, основанную на культурно-исто­рической теории Л.С. Выготского. Она автор известных работ по проблемам развития личности ребенка, формированию его моти­вации, экспериментальному исследованию аффективных конфлик­тов, самооценок, уровню притязаний, направленности личности и др.

БРУНЕР Джером Сеймон (1915) - американский психолог и педа­гог, чьи исследования восприятия, научения, памяти и других аспек­тов познания у детей наряду с работами Ж. Пиаже оказали влияние на американскую систему образования. Он доказал, что любого ре­бенка можно научить любому предмету на любой стадии развития, дело только в методике обучения.

БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933-2004)- известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профес­сор, был академиком РАО, директором Института психологии РАН. Занимался исследованиями в области онтологических и гносеоло­гических оснований психологии, а также проблемами психологии

личности, мышления, психологии творчества и педагогической психологии. Автор более 180 научных книг и статей.

Б ЮЛ ЕР Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Раз­рабатывал методики экспериментального исследования мышления, вопросы методологии научного познания, проблемы языка и речи, развития детской психики и пр.

ВЕБЕР Эрнст (1795-1878) - немецкий физиолог, основоположник психофизики и экспериментальной психологии. Его опыты служи­ли подтверждением пороговой теории, согласно которой существу­ет момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он впервые применил математические методы измерения в психо­логии, экспериментально установив наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. В дальнейшем его исследования были дополнены Г.Т. Фех-нером.

ВЕККЕР Леонид Маркович (1916- 2001) - советско-американский психолог (окончил ЛГУ). Исследования Веккера посвящены про­блемам когнитивной психологии (психическим процессам, психо­физическим аспектам и др.).

ВЕКСЛЕР Дэвид (1896-1981) - американский психолог, создатель широко известных тестов оценки интеллекта для взрослых и детей.

ВЕЛИЧКОВСКИЙ Борис Митрофанович - современный россий­ский и немецкий психолог. Развил уровневую теорию когнитивных процессов.

ВЕН ГЕР Леонид Абрамович (1925-1992) - доктор психологических наук, в Институте дошкольного воспитания АПН СССР возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, автор книг по проблемам умственного развития дошкольника.

ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (1941)- российский психо­лог, специалист в области психолого-педагогических проблем выс­шего и непрерывного образования, автор теории контекстного обу­чения, доктор психологических наук, профессор.

ВЕРТГЕЙМЕР Макс (1880-1943) - выдающийся чешско-американский психолог, основатель гештальтпсихологии (совместно с другими пси­хологами). Он создал «детектор лжи», исследовал проблемы целост­ности восприятия, музыкального восприятия, мышления и др.

ВУДВОРТС Роберт (1869-1952) - известный американский психо­лог, развивающий направление «динамической психологии». Он считал, что поведение и сознание являются основным предметом психологии, объяснял поведение, используя комбинацию мотива­

ции, восприятия, научения и мышления, провел серию эксперимен­тов по изучению внимания.

ВУНДТ Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог, фи­лософ и языковед. В 1879 г. основал при Лейпцигском университе­те первую в мире экспериментальную лабораторию психологии, где изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на раз­ные раздражители. Он внес существенный вклад в становление ми­ровой психологии.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934)- выдающийся отечес­твенный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Занимался проблемами восприятия произведений искусства, общими методологическими проблемами психологии, создал новое направление в детской пси­хологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего разви­тия» ребенка, занимался проблемами аномального ребенка, пробле­мами мышления и речи и др. Его влияние на отечественную и миро­вую психологию весьма существенно, и не случайно его называют «Моцартом психологии».

ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) - известный отечествен­ный психолог. На основе общепсихологической теории деятельнос­ти им был предложен и экспериментально обоснован метод поэтап­ного формирования умственных действий и понятий. Им разрабо­тана собственная теория внимания. Внимание для Гальперина - это внутренний контроль за поведением, идеальное, свернутое и авто­матизированное действие. Эти взгляды приобретают все большую попул я рность.

ГАЛЬТОН Френсис (1822-1911) - английский антрополог и психо­лог, один из основателей евгеники, впервые в мире использовал психологические тесты, анкеты и вопросники. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа.

ГАМЕЗО Михаил Викторович (1915) - отечественный психолог, профессор, доктор психологических наук, автор 100 научных тру­дов в области общей, социальной и педагогической психологиии, один из основателей психосемиотического подхода в современной отечественной психологии. Автор известных книг - «Атлас по пси­хологии», «Курс психологии» (в 3 частях), научно-методических по­собий для дистанционного обучения.

ГАНУШКИН Петр Борисович (1875-1933) - русский советский пси­хиатр. Он является создателем оригинальной отечественной кон­цепции малой психиатрии, учения о психопатиях. Создатель круп-

ной школы в советской психиатрии. Уделял большое внимание про­филактике психических заболеваний.

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540-474 вв. до н.э.) - известный древне­греческий философ-материалист. Он полагал, что началом всего яв­ляется огонь, душа - частица природы, атом огня, Вселенная не со­творена и вечна, но она не нечто безжизненное, куда движение нуж­но привнести извне, а несет в себе свое движение, свой «логос». У Гераклита логос означает «меру», объективный диалектический за­кон, управляющий мирозданием.

ГИБСОН Джеймс Джером (1904-1979) - американский психолог, развивший экологический подход к восприятию.

ГИЛФОРД Джон Пауль (1897-1987) - американский психолог, применил факторный анализ для всесторонней оценки личности. Его всесторонняя, систематизированная теория интеллектуальных способностей, известная как структура интеллекта (кубическая мо­дель), явилась основой для информационно-операционального на­правления в психологии.

ГИППОКРАТ (ок. 460-377 гг. до н.э.) - знаменитый древнегреческий врач. Его имя связывают с дошедшими до наших дней названиями тем­пераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Гиппократ считал, что люди различаются по соотношению в организме четырех жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотноше­ние этих жидкостей («соков») по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое потом заменили латинским словом «temperamentum»-«соразмерность». Преобладание крови (греч. сангве) характеризовало сангвинический темперамент, флегмы (прозрачная жидкость) - флег­матический, желтой желчи (холле) - холерический, а преобладание черной желчи (меланхоле) - меланхолический. И хотя объяснитель­ный принцип классификации в настоящее время имеет лишь истори­ческую ценность, Гиппократ положил начало научной типологии.

ГОРДОН У. - автор метода «синектики» - метода групповой дис­куссии.

ГРОФ Станислав (1931) - выдающийся чешско-американский пси­холог, один из основателей трансперсональной психологии, автор более 100 статей и 14 книг, переведенных на 12 языков.

ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998) - видный российский психолог, философ и педагог, доктор психологических наук, про­фессор, специалист в области психологии обучения, детской и педа­гогической психологии, а также теоретико-методологических про­блем общей и возрастной психологии.

ДЕКАРТ Рене (1596-1650)- выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. В основе философии Де­карта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстан­ции. Взгляды Декарта оказали значительное влияние на психологи­ческую науку.

ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н.э.) - греческий философ и психолог, один из создателей атомистической теории мира. Он считал, что ду­ша и тело материальны и состоят из атомов (частиц природы, ато­мов огня).

ДЖЕЙМС Ульям (1842-1910) - выдающийся американский фило­соф и психолог, один из основателей прагматизма и функциональ­ной психологии. Один из первых предложил теорию личности, вы­делил в «эмпирическом Я» физическую, социальную и духовную личности. Он является автором и теории эмоций, известной как те­ория Джеймса-Ланге. Датский паталогоанатом К.Г. Ланге независи­мо от Джеймса высказывал сходные мысли. Идеи Джеймса оказали существенное влияние на исследования многих психологов начала XX века.

ДРУЖИНИН Владимир Николаевич (1955-2000) - доктор психоло­гических наук, профессор, был ректором Института практической психологии ИМАТОН, лауреат премии им. С.Я. Рубинштейна Рос­сийской академии наук за исследования в области способностей и творчества. Специалист по когнитивной психологии. Ему принадле­жит более 150 научных работ.

ЖИНКИН Николай Иванович (1893-1979) - известный психолог, специалист в области психологии языка, речи и мышления. Большое внимание уделял развитию речи учащихся, исследованию семантики текста, процессов его восприятия, понимания и порождения.

ЗАПОРОЖЕЦ (1905-1981) - советский психолог, выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была создана система сенсорного воспитания. Занимался исследованиями произвольных действий ребенка, разрабатывал теорию эмоций и др.

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) - известный отечест­венный психолог. В лаборатории К. Левина (Германия) осуществи­ла всемирно известные исследования забывания завершенных и не­завершенных действий. Занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления.

ЗЕЛЬЦ Отто (1881-1944) - немецкий психолог, представитель вюрцбурской школы. Развил теорию «специфических реакций» в области психологии мышления.

ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903-1969)- известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор, автор работ по психологии. Занимался проблемами непроизвольного запоминания и выявил зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (в частности, от цели деятель­ности). Обосновал общность фундаментальных механизмов непро­извольной и произвольной памяти.

ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (1940) - отечественный психо­лог, доктор психологических наук, специалист в области психоло­гии мотивации и волевой регуляции.

ИЗАРД Кэрролл (1923)- профессор психологии Делаверско-го университета. Один из известных современных исследователей эмоций в непосредственной связи с познавательной деятельностью человека.

ИЛЬИН Евгений Павлович - психолог, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта, автор 200 научных публикаций, в том числе 15 учебных пособий и монографий.

ЙЕРКС Роберт (1876-1956)- выдающийся американский психо­лог, зоопсихолог и этолог. Он экспериментально доказал, что силь­ная мотивация препятствует выработке навыков различения слож­ных стимулов, но она благоприятна для различения простых (закон Йеркса-Додсона). Многие его работы посвящены психологии и фи­зиологии животных.

КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914-1993) - российский пси­холог, доктор психологических наук, профессор, исследователь в об­ласти педагогической психологии, дефектологии, психодиагности­ки. Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний и др.

КЁЛ ЕР Вольфганг (1887-1967) - немецкий психолог, один из основа­телей гештальтпсихологии. В блистательных экспериментах над жи­вотными им были заложены новые методические принципы экспери­ментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, вы­делены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. Им было введено понятие «инсайт».

КЕЛЛИ Джордж Александер (1905-1967)- известный американ­ский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Автор оригинальной теории личности.

КЕННОН Уолтер Бредфорд (1871-1945) - американский физио­лог и психолог. Он создал новаторское учение о телесных механиз­мах эмоций. Он разработал схему этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов. Позднее П. Бард усо­вершенствовал эту схему, которая и легла в основу теории Кеннона-Барда. Изучение эмоционального поведения подготовило открытие Кенноном одного из важнейших принципов, объясняющих саморе­гуляцию жизни организма - принципа гомеостаза.

КЕТТЕЛЛ Джеймс Маккин (1860-1944)- американский психолог. Ему принадлежат классические исследования объема внимания. Он был одним из основателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. Кеттелл со­здал целую систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций. Он стал первым в мире профессором психологии (в Пенсильванском университете).

КЕТТЕЛ Раймонд Бернард (1905) - англо-американский психолог, создатель оригинальной факторной теории черт личности. Ученик Ч. Спирмена, Кеттел выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспек­ты личности с окружением, обстановкой и культурными влияниями. Ему принадлежат 35 книг и 400 статей.

КЛИМОВ Евгений Александрович (1930) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориен­тации.

КОН Игорь Семенович (1928) - доктор философских наук, канди­дат исторических наук, профессор РАО. Занимается проблемами со­циологии, теории личности, психологии юношеского возраста, ант­ропологии детства и сексологии.

КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879-1957)- известный отечественный психолог, работал над созданием материалистичес­кой психологии, изучал проблемы воли и характера. Возглавлял Московский институт психологии.

КОФФКА КУРТ (1886-1941) - немецкий психолог, вместе с други­ми немецкими психологами является основателем гештальтпсихо-логии. Ему принадлежат исследования в области восприятия, обуче­ния, развития психики и социальных взаимоотношений.

КРЕЧМЕР Эрнст (1888-1964) - немецкий психиатр и психолог, ши­роко известен своей классификацией характеров, а также исследо­ваниями в в области медицинской психологии и психиатрии.

ЛЕВИН Курт (1890-1947)- выдающийся немецкий психолог, со­здатель полевой концепции личности и принципов групповой пси­хологии. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного и попуститель­ского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах.

ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич (1890-1972) - доктор педагоги­ческих наук (по психологии), профессор. Область исследований: психология характера, психических состояний, психология труда, педагогическая психология.

ЛЕЙТЕС Натан Семенович (1918) - известный отечественный пси­холог, доктор психологических наук, профессор, специалист в об­ласти дифференциальной психологии, психологии умственной ода­ренности.

ЛЕОНГАРД Карл (1904-1988) - немецкий невролог, психиатр и пси­холог. Им разработана получившая широкую популярность в психиат­рии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности.

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) - известный отечес­твенный психолог. Разработал совместно с Л.С.Выготским культур­но-историческую теорию. Его экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инже­нерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.