Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические факторы обучения




Психологическую форму успешного обучения можно оха­рактеризовать М + 4П + С, где М — мотивация, 1П — при­ем (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, ЗП — помнить, 4П — применять информацию, С — систематичность

занятий. Мотивация — побудительные силы, движущие уче­ника к цели обучения, В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потреб­ность (Л. И. Божович).

Понятие мотивации включает в себя все виды побужде­ний: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, вле­чения, идеалы и т. д., которые непосредственно детермини­руют человеческую деятельность (Шорохова Е. В.). В струк­туре мотивации можно выделить 4 компонента: удовольствие от самой деятельности; значимость для личности непосред­ственного результата деятельности; мотивирующая сила воз­награждения за деятельность; принуждающее давление на личность (Б. И. Додонов).

Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д., все они внешние по отношению к непосредствен­ной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры, удовлетворения честолюбия). Сама цель — учение — при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный ха­рактер.

К внутренним мотивам относят такие, которые побужда­ют человека к учению как своей цели (интерес к самим знани­ям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации).

Развитие познавательного интереса проходит три основных * этапа: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т. д.; устойчивый ин­терес к определенному предметному содержанию деятельнос­ти; включение познавательных интересов в общую направлен­ность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Как весьма эффективное средство активизации познавательной де­ятельности студентов следует особо отметить новизну методов обучения, вовлеченность студентов в ее экспериментальную форму.

Познавательная мотивация выступает не столько прояв­лением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможнос­ти для ее формирования посредством специально организован­ных дидактических воздействий; познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает ее не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность; поэтому для ак­тивации познавательной мотивации полезно применение в под­готовке специалистов форм и методов активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.

Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и воспри­ятие и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

Совершенно необходимым, хотя и не достаточным усло­вием того, чтобы информация была воспринята, является при­ход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных, сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, преподаватели не всегда помнят об этом, нередко лекции читаются без учета акустики или остроты зрения сту­дентов, находящихся в глубине аудитории, в случае примене­ния таблиц и рисунков.

Острота зрения в большой степени определяется структур­ными морфологическими особенностями зрительного анали­затора. Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащегося находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенности и контраста по­казали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения чело­века в больших аудиториях таблицы не срабатывают: они слиш­ком мелки. Величина букв на доске играет немаловажную роль, так эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метров для конформного зрения величи­на букв на доске должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6—-7 метров — буквы должны быть уже 5см. Комбинирован­ное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилуч­шие результаты; так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% — в зрительной, если же оба эти способа передачи инфор­мации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, телевизор, компь­ютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Пси­холог Б. Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную сис­тему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — на одном уров­не, на уровне представления. Это значит, что при чтении ин­формация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступа­ющей слуховой информации может потеряться, т. к. мысли текут в 8—10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факто­ры (реакция на внешние раздражители), к тому же через каж­дые 5—10 с мозг «отключается» на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими сред­ствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов 48% людей мыс­лят логическим путем и 52% — образным. Эксперименты де­монстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.

Восприятиеактивный процесс, связанный с выдвижени­ем гипотез. Разные люди могут увидеть разное, даже рас­сматривая один и тот же объект. Это относится к слуховому восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный про­гноз.

Если перед показом учебного рисунка внимание не привле­чено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся мо­жет просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект, осуществ­ляющий вероятностный прогноз. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным.

Понимание информации протекает успешнее, если инфор­мация предъявлялась педагогом в четкой логической последо­вательности, теоретические положения иллюстрировались кон­кретными примерами, излагался учебный материал на доступ­ном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.

Результаты учения определяются не только субъективны­ми факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала):

содержание учебного материала. Предметом заучива­ния могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является пред­метом заучивания, в решающей степени зависят харак­тер и методы обучения;

форма учебного материала. Она может быть жизнен­ной, когда обучение осуществляют на реальных предме­тах или видах деятельности, и дидактической, когда обу­чение осуществляется специально препарированных и схематизированных ученых объектах и задачах. Она мо­жет быть предметной, образной, речевой и символичес­кой. Эффективность избранной формы изложения зави­сит от двух факторов:!) от того, соответствует ли он ха­рактеру заучиваемого материала, 2) насколько учащиеся владеют данным языком и насколько он соответствует их мышлению, например детям нужно преподнести по­нятия в предметно-действенной форме.

Заучивание любого материала облегчается по мере повы­шения структурности, т. е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой после­дующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последова­тельности и систематичности.

 

ВОПРОС 147




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.