Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированное обучение. Традиционное обучение




Традиционное обучение

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — ме­тоды традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний уча­щимся.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, на­пример: 1) усредненный общий темп изучения материала, 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися, 3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную ра­боту по приобретению этих знаний, в результате ученики «ра­зучиваются думать», 4) почти полное незнание учителем, усва­иваются ли учащимися сообщаемые знания, 5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объек­тивные предпосылки рассеивания внимания, 6) затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недоста­точной расчлененности учебного материала, 7) преобладание нагрузки на память учащихся, т. к. надо по памяти воспро­изводить учебный материал; у кого лучше память, тот успеш­нее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятель­ности эти методы заучивания и точного воспроизведения ин­формации по памяти не требуются, не применяются, и, с другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, кото­рые встретятся в профессиональной практике (умение нахо­дить нужную информацию для определения производствен­ного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при тради­ционном обучении наблюдается разрыв между теми требова­ниями, которые предъявляются к человеку в процессе обуче­ния и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

 

 

ВОПРОС 150

Частично некоторые недостатки традиционного обучения устраняются с помощью программированного обучения, кото­рое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернети­ки в 60-х годах. В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: 1} как процессе управления, 2) как информационном процессе и 3) как процессе индивидуали­зированном.

В основе программированного обучения лежит обучающая программа, в которой строго систематизируется 1) сам учеб­ный материал, 2) действия учащегося по его усвоению, 3) фор- -мы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ из некоторого числа зара­нее заготовленных преподавателем-программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необ­ходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Выделяют линейные и разветвленные программы. В линейных программах каждый учащийся изучает одинаковую для всех, одну и ту же последовательность учебных доз.

Работая по разветвленной программе, каждый учащийся приходит к заданной цели обучения различным путем в зави­симости от своих индивидуальных особенностей, т. к. после каждой учебной дозы в зависимости от характера ответа на кон­трольный вопрос учащийся переходит или к следующей учеб­ной дозе, или на боковые «ветви» программы. Боковых ветвей может быть несколько, они содержат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, восполняют «пробелы» знаний. После прохождения той или иной «ветви» учащийся возвраща­ется на основной «ствол» программы. Наиболее сильные уча­щиеся движутся по основному стволу программы, более сла­бые — с заходом на боковые ветви.

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) програм­мы, причем этот переход происходит на основе учета всех пре­дыдущих ответов и ошибок ученика. В адаптивную обучающую программу закладывается схема анализа ответов учащихся, серия параллельных подпрограмм, в которых предусмотрена возможность изменения способа подачи информации, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характе­ра вопросов и т. п. в зависимости от индивидуальных особен­ностей и ответов ученика.

Разработанная обучающая программа может быть реа­лизована с помощью машины — технического устройства, с помощью ЭВМ, либо с помощью программированных учебни­ков, построенных по типу «перепутанные страницы» (в зависи­мости от своего ответа ученик переходит к определенной стра­нице учебника).

Основные принципы и достоинства программированного обучения: 1) дозировашюсть учебного материала, 2) активная самостоятельная работа ученика, 3) постоянный контроль ус­воения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебно­го материала, 5) возможность использования технических ав­томатизированных устройств обучения.

Программированное обучение полезно в преподавании дис­циплин, основанных на фактическом материале и повторя­ющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главная задача программированного обу­чения — выработка автоматизированных навыков, крепких од­нозначных знаний и умений.

Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения. К техническим сред­ствам обучения (ТСО) относятся различные приспособления, машины и системы в сочетании с учебно-дидактическими ма­териалами, используемые с целью повышения эффективности учебного процесса. Выделяют: 1) информационные ТСО — тех­нические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и т. д.), 2) контролирую­щие ТСО, 3) обучающие ТСО — обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представленный обучающей про­граммой, реализуют программированное обучение. Авто­матизированные обучающие системы (АОС) могут реализовать линейные, реже — разветвленные программы. Автоматизация обучения успешнее реализуется с помощью ЭВМ. АОС на базе ЭВМ ведет процесс обучения в диалоговом режиме, где ЭВМ реализует последовательность учебных доз, контрольных за­даний, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов учащихся на контрольные вопросы.

 

 

ВОПРОС 151




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.