Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций




История цивилизаций

Л. А. Моисеева

Рекомендован Министерством культуры

Российской Федерации в качестве учебного пособия

в сфере высшего профессионального образования

 

«Феникс»

Ростов-на-Дону


Предисловие

Главная задача настоящего учебного пособия - дать целостный обзор великого исторического опыта человечества, ибо никогда прежде он не имел столь огромного значения, как на пороге XXI века. Такая работа предпринимается чуть ли не впервые: от глубокой древности до современного информационного общества через анализ взаимосвязей и специфики культуры Китая, Индии, Японии, Шумера — самой ранней цивилизации на Земле, Египта, Греции, Рима, через затерянный мир майя, инков, ацтеков, цивилизации Северной Америки и Запада, цивилизацию и субцивилизации России прослеживается неповторимость, самобытность опыта бытия исчезнувших и живущих ныне народов.

Взяв за основу культурно-исторические типы цивилизаций, автор строит лекции на развитии связи понятий «цивилизация» и «культура».

Появлением в печати настоящие «Лекции» обязаны труду и энергии студентов, которые переписывали, перепечатывали мой учебный курс «Истории цивилизаций», допуская при этом массу неточностей, тратя много времени.

При охвате огромнейшего исторического периода великого разнообразия цивилизаций перед автором встала проблема — не «утонуть» в материале, поэтому структурно «Лекции» делятся на шесть тематических блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на лекции. К примеру, в теме «Восточная цивилизация. Феномен Востока» даны три самостоятельных лекции: лекция 1. Цивилизация Китая; лекция 2. Цивилизация Японии; лекция 3. Индийская цивилизация. По оглавлению студент без труда найдет необходимую ему лекцию.

Особое внимание хотелось бы обратить на тему V «Россия в контексте мировых цивилизаций», которая включает три лекции: «Цивилизация и субцивилизации России», «Запад — Россия — Восток: перекличка цивилизаций», «Россия в мировой цивилизации XXI века». Лекции даны с учетом того, что многие студенты слушают спецкурс «Откуда есть пошла земля русская», поэтому акцент сделан на месте России в истории мировых цивилизаций, в мировом человеческом сообществе, на понимании особенностей ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов.

Тема VI «Новый тип глобальной цивилизации XXI века» дает возможность познакомиться с концепциями философов и историков, прогнозирующих перспективы развития цивилизации в XXI веке. Здесь дан анализ глобальных проблем человечества и альтернативные точки зрения по проблемам выживания человечества, преодоления кризиса современной цивилизации.

Важную роль в понимании материала играют «Приложение» и «Словарь». Через сноски, указанные в самом тексте лекции (например [9]), студент отсылается к источникам. Кроме того, в «Приложении» даются биографические сведения о создателях концепций и авторах книг, археологов, историков, исследовавших данную цивилизацию. В помощь студентам в конце книги предлагается словарь терминов эзотерической философии Востока.

К сожалению, рамки учебного курса так или иначе «связывают» автора, поэтому в теме «Западная цивилизация» пришлось ограничиться только шестью лекциями; в итоге получилась определенная незавершенность темы, что компенсируется возможностью обсудить проблемы западной цивилизации на семинарских занятиях.

Поскольку один и тот же исторический материал допускает не одно, а множество теоретических толкований, в результате разные историки по-разному его интерпретируют. Выбранная автором точка зрения на объект исследования, а также его осмысление образуют то исходное пространство и условия, в которых разворачивается толкование историко-культурного процесса.

Автор





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.