КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальный порядок производства по пересмотру судебных решений, вступивших в законную силу
В правовой литературе справедливо отмечается, что производство в порядке судебного надзора включает в себя несколько частей: 1) рассмотрение сообщений, содержащих просьбу о принесении надзорного протеста; 2) принятие решения об истребовании уголовного дела или об отказе в его истребовании; 3) принятие решения по результатам изучения истребованного уголовного дела; 4) подготовку протеста в случае положительного решения и направление его вместе с делом в соответствующий суд; 5) рассмотрение судом надзорной инстанции дела и принятие им решения. Известно, что надзорное производство возбуждается обычно сообщениями о незаконности и необоснованности судебных решений и просьбами о принесении протеста. Эти сообщения играют роль повода не к принесению протеста, а лишь к истребованию уголовного дела. По результатам рассмотрения жалобы соответствующее должностное лицо может принять одно из следующих решений: 1) об отказе в удовлетворении жалобы в связи с отсутствием оснований для истребования дела. Об этом решении следует уведомлять заявителя мотивированным ответом с обоснованием принятого решения; 2) об удовлетворении жалобы и истребовании уголовного дела. Нельзя допускать отказа в истребовании дела, если содержащиеся в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо когда сами судебные решения вызывают сомнение в их законности и обоснованности.* * Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 декабря 1978 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу»// Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М.,2000. С. 440.
Правом истребования уголовных дел в пределах своей компетенции обладают должностные лица, которые имеют право на принесение надзорного протеста. В порядке исключения право истребования дела принадлежит районному прокурору, который в необходимых случаях вносит вышестоящему прокурору представление о необходимости принесения протеста в порядке надзора (ст. 375 УПК). По результатам изучения истребованного уголовного дела соответствующее должностное лицо принимает одно из следующих решений: 1) об отказе в удовлетворении жалобы в связи с отсутствием оснований для принесения протеста. В этом случае заявителя следует уведомлять письмом, которое должно содержать аргументированные ответы на все доводы жалобы, оспаривающие правильность судебного решения. Правильной практикой является составление в этом случае заключений с изложением конкретных доказательств и выводов, опровергающих доводы жалобы и подтверждающих законность и обоснованность приговора или иного решения;* 2) о составлении надзорного протеста и направлении его с делом в соответствующую надзорную инстанцию (ст. 376 УПК). * Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 апреля 1985 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 434.
Лицо, принесшее протест, вправе отозвать его до начала судебного заседания. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван вышестоящим прокурором (ст. 371 УПК). В соответствии со ст. 372 УПК при наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, Генеральный прокурор РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостанавливать исполнение приговора, определения и постановления до их опротестования на срок не свыше трех месяцев. Указанные лица также вправе приостановить до разрешения дела исполнение опротестованного судебного решения любого суда России, кроме постановления Президиума Верховного Суда РФ. Согласно ст. 377 УПК в рассмотрении дела в порядке надзора должны принимать участие: 1) в президиуме суда областного звена — прокурор соответствующего субъекта РФ; 2) в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РФ; 3) в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель. В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. Приглашаемым на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом или заключением. Эти положения признаны неконституционными в той мере, в какой они: 1) позволяют суду надзорной инстанции рассмотреть дело без ознакомления осужденного, оправданного, их защитников с протестом, в котором поставлен вопрос об отмене вступившего в законную силу судебного решения по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного или оправданного, без извещения осужденного, оправданного, их защитников о времени и месте судебного заседания и без обеспечения им права довести до суда свою позицию относительно доводов протеста; 2) позволяют суду надзорной инстанции рассмотреть дело без ознакомления потерпевшего с протестом, без извещения потерпевшего о времени и месте судебного заседания и без обеспечения потерпевшему права довести до суда свою позицию по имеющим к нему отношение доводам протеста. В то же время признаны конституционными положения ч. 4, 5 ст. 377 УПК, в соответствии с которыми потерпевший дает объяснения в заседании суда надзорной инстанции до предоставления прокурору слова для поддержания внесенного им протеста или дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя.* * Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «По деду о проверке конституционности положений частей третьей, четвертой, пятой статьи 377 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан А. Б. Аулова, А. Б. Дубровской, А. Я. Карпинченко, А. И. Меркулова, Р. Р. Мустафина и А. А. Стубайло»//Российская газета. 2000. 23 февраля.
Дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения и постановления, содержание протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, то они вправе после доклада судьи дать свои устные объяснения. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им протеста или для дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя, после чего судьи выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ — определение, которое принимается большинством голосов. При равенстве голосов протест, как не собравший большинства, считается отклоненным. Согласно ст. 380 УПК, признав неправильным оправдание подсудимого или прекращение дела в суде первой, апелляционной или кассационной инстанции, равно как назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением условий, установленных в ст. 373 УПК, отменить приговор или определение и направить дело для нового рассмотрения соответственно в суд первой, апелляционной или кассационной инстанции. При этом, возвращая дело в суд первой инстанции, суд надзорной инстанции должен указать стадию, с которой дело возвращается на новое рассмотрение. Если неосновательное прекращение дела или незаконное смягчение наказания было допущено при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда, приговор мирового судьи, приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции и кассационное определение. В случае, когда по делу осуждено или оправдано несколько подсудимых, суд не имеет права отменить приговор, приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции, определение или постановление в части тех оправданных или осужденных, в отношении которых протест не вносится, если отмена приговора, определения или постановления ухудшит их положение в сравнении с положением, установленным первоначальным судебным решением. Согласно ст. 381 УПК постановление, вынесенное при рассмотрении дела президиумом суда, или определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ в порядке надзора должно отвечать требованиям, предъявляемым к кассационному определению (ст. 351 УПК). В этом процессуальном документе должны быть указаны: 1) время и место вынесения постановления или определения; 2) наименование и состав суда, прокурор и другие лица, участвовавшие в судебном заседании; 3) лицо, принесшее надзорный протест; 4) содержание резолютивной части приговора, других решений по делу, существо протеста, краткое изложение объяснений участников заседания и краткое изложение заключения прокурора; 5) решение суда надзорной инстанции по протесту. При оставлении без удовлетворения протеста в определении или постановлении должны быть указаны основания, по которым доводы протеста признаны неправильными или несущественными. При отмене или изменении судебных решений в этом документе должно быть указано, требования каких статей нарушены и в чем заключаются нарушения или в чем состоит необоснованность решения. При передаче дела для производства дополнительного расследования или нового судебного рассмотрения должны быть указаны те обстоятельства, которые подлежат выяснению. В соответствии со ст. 382 УПК после отмены первоначального приговора, приговора (или постановления) суда апелляционной инстанции или кассационного определения дело подлежит рассмотрению в общем порядке. Усиление наказания или применение закона о более тяжком преступлении при рассмотрении дела соответственно судом первой и апелляционной инстанций допускается лишь при условии, что первоначальные приговор или определение были отменены в порядке надзора за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также если при новом расследовании дела после отмены приговора будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении обвиняемым более тяжкого преступления. Приговор, постановленный судом первой или апелляционной инстанции при новом разбирательстве дела, может быть обжалован и опротестован в общем порядке. Протест на вторичный приговор, определение или постановление, вынесенный в связи с отменой предыдущих в апелляционном или кассационном порядке или в порядке надзора, может быть внесен на общих основаниях независимо от мотивов, по которым были отменены первый приговор, определение или постановление суда (ст. 383 УПК). Производство по делам со вступившими в законную силу приговорами и постановлениями суда присяжных в надзорной инстанции осуществляется по общим правилам. Однако пересмотр судебных решений возможен лишь по основаниям, предусмотренным ст. 465 УПК (ст. 466 УПК). Эти основания были освещены в лекции, в которой излагались вопросы, связанные с пересмотром не вступивших в законную силу судебных решений.
Дополнительная литература
1. Адаменко В. Д., Береговой И. Е. Судебный надзор и основания отмены, изменения приговора. Барнаул, 1995. 2. Воробейников М. А. Запрет преобразования к худшему в советском уголовном процессе. Ярославль, 1976. 3. Грун А. Я. Пересмотр приговоров в порядке судебного надзора. М., 1969. 4. Копьева А. Н. Доказывание по уголовным делам в вышестоящем суде. Иркутск, 1990. 5. Ласточкина Р. Н., Москвитина Т. А. Основания к отмене или изменению приговора. Ярославль, 1987. 6. Лупинская П. А. Пересмотр приговоров, определений и постановлений, \ вступивших в законную силу, в порядке судебного надзора. М., 1978. 7. Мартынчик Е. Г. Гарантии прав осужденного в надзорном производстве. Кишинев, 1985. 8. Мельниковский М. С. Составление кассационных и надзорных жалоб по уголовным делам. М., 1996. 9. Перлов И. Д. Надзорное судопроизводство в уголовном процессе. М., 1974. 10. РыжаковА. П. Надзорное производство. М., 1997. 11. Темушкин О. П. Организационно-правовые формы проверки законности и обоснованности приговоров. М., 1978.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что собой представляет стадия производства в порядке судебного надзора? 2. В каких признаках проявляется самостоятельность стадии судебного надзора? 3. Какие признаки позволяют отнести стадию судебного надзора к исключительной стадии уголовного процесса? 4. Какие задачи решает стадия судебного надзора? 5. Каким значением обладает стадия надзорного производства? 6. Какие черты (признаки) являются общими для стадий судебного надзора и пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу? 7. В чем проявляется ревизионный порядок надзорного производства? 8. Какие указания не вправе давать суд надзорной инстанции нижестоящим судам и органам расследования? 9. Каким признаком должно обладать судебное решение, подлежащее рассмотрению судом надзорной инстанции? 10. Какие судебные решения подпадают под полномочия суда надзорной инстанции? 11. Какие лица возбуждают надзорное производство? 12. С какого момента начинается стадия судебного надзора? 13. Какие лица возбуждают судебное рассмотрение уголовных дел в порядке надзора? 14. Что представляет собой протест, приносимый в порядке судебного надзора? 15. Какие сведения составляют содержание надзорного протеста? 16. Какие суды пересматривают в порядке надзора решения нижестоящих судов? 17. Какие судебные решения рассматривает в порядке надзора президиум суда областного звена? 18. В чем заключаются особенности пересмотра в порядке надзора приговоров мирового судьи? 19. Какие судебные решения в порядке надзора рассматривает Военная коллегия Верховного Суда РФ? 20. Какие сроки установлены для пересмотра судебных решений с целью улучшения положения осужденного? 21. Какие сроки установлены для пересмотра судебных решений с целью ухудшения положения осужденного? 22. Каким действием возбуждается рассмотрение дела в суде в порядке надзора? 23. Каковы полномочия суда надзорной инстанции? 24. Каким образом оформляются решения суда надзорной инстанции? 25. Какие решения принимают уполномоченные законом должностные лица после изучения жалоб на незаконность и необоснованность судебного решения, вступившего в законную силу? 26. В каких случаях нельзя отказывать заявителю в истребовании уголовного дела? 27. Какие дополнительные решения вправе принять должностное лицо, подающее надзорный протест? 28. Какое должностное лицо вправе истребовать дело, не имея по закону права на принесение протеста? 29. Кто является обязательным помимо суда участником рассмотрения дела в порядке надзора? 30. Какие положения ст. 377 УПК признаны неконституционными и по каким причинам? 31. Каков порядок надзорного производства в судебном заседании? 32. Какие обстоятельства составляют содержание решений суда надзорной инстанции? 33. В каком порядке расследуется или рассматривается дело после отмены первоначального приговора? 34. В чем заключаются особенности пересмотра вступивших в законную силу приговоров или постановлений суда присяжных? 35. В каком порядке приносится надзорный протест на вторичное судебное решение?
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |