КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO
Международный проект по реформированию инженерного образования («Инициатива CDIO») был запущен в октябре 2000 г. Видением проекта является предоставление студентам инженерных специальностей такого образования, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов. Идеологией CDIO (C onceive – D esign – I mplement – O perate) является освоение студентами инженерной деятельности в соответствии с моделью «Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй». Проект направлен на устранение наблюдающегося в инженерном образовании во всем мире противоречия между теорией и практикой. Предлагаемый в проекте подход нацелен на усиление практической направленности обучения будущих инженеров, а также введение системы проблемного и проектного обучения. Инициатива CDIO предполагает такую организацию преподавания инженерных программ, чтобы их выпускники могли продемонстрировать: · глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии; · умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком; · понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.
В 12 стандартах CDIO прописаны следующие разделы: · общая философия инженерной образовательной программы (Стандарт 1); · разработка учебных планов (Стандарты 2, 3 и 4); · разработка практических заданий и подготовка помещений для занятий (Стандарты 5 и 6); · методы преподавания и обучения (Стандарты 7 и 8); · повышение компетенций профессорско-преподавательского состава (Стандарты 9 и 10); · аудит и оценка программы и успеваемости студентов (Стандарты 11 и 12).
Семь из двенадцати ниже перечисленных стандартов по программе CDIO являются обязательными: Стандарт 1. CDIO как общий контекст развития инженерного образования (принятие принципа, согласно которому создание и развитие продуктов, процессов и систем на протяжении всего их жизненного цикла является общим контекстом инженерного образования). Стандарт 2. Результаты программы CDIO (наличие четкого, подробного описания приобретаемых личностных, межличностных и профессиональных компетенций создания продуктов, процессов и систем (результатов обучения), соответствующих установленным целям образовательной программы и одобренных всеми заинтересованными сторонами этой программы). Стандарт 3. Интегрированный учебный план (учебный план включает в себя взаимодополняющие учебные дисциплины и позволяет интегрировать в преподавании личностные, межличностные компетенции, а также компетенции по созданию продуктов, процессов и систем). Стандарт 4. Введение в инженерную деятельность (имеется вводная дисциплина, создающая основу для инженерной практики по созданию продуктов, процессов и систем и формированию основных личностных и межличностных навыков). Стандарт 5. Опыт ведения проектно-внедренческой деятельности (учебный план программы включает два или более проектов, предусматривающих получение опыта проектно-внедренческой деятельности, один на базовом уровне и один на углубленном уровне). Стандарт 6. Рабочее пространство для инженерной деятельности студентов (наличие рабочего пространства для инженерной деятельности студентов и лабораторий, которые поддерживают и способствуют практическому освоению методов создания продуктов, процессов, систем, получению дисциплинарных знаний и изучению социальных аспектов). Стандарт 7. Интегрированное обучение (опыт интегрированного обучения способствует формированию дисциплинарных знаний наряду с личностными навыками и навыками межличностного общения, создания продуктов, процессов и систем ).
Стандарт 8. Активные методы обучения (обучение, основанное на активном практическом подходе). Стандарт 9. Совершенствование CDIO-компетенций преподавателей (наличие мероприятий, позволяющих повысить компетентность преподавателей в области личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем). Стандарт 10. Совершенствование педагогических компетенций преподавателей (наличие мероприятий, позволяющих повысить педагогические компетенции преподавателей по использованию активных методов обучения и оценке студентов при обеспечении интегрированного обучения). Стандарт 11. Оценка обучения (оценка освоения студентами личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем, а также дисциплинарных знаний). Стандарт 12. Оценка программы (наличие системы оценки соответствия программы данным двенадцати стандартам и обеспечения обратной связи от студентов, преподавателей и других заинтересованных сторон в целях ее непрерывного совершенствования).
Как видно из содержания указанных стандартов положения, в них прописанные, широко использованы при разработке основной образовательной программы нашего направления, учебного плана и технологии процесса обучения студентов. Список рекомендуемой литературы:
1.Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности: Курс лекций / Б.В. Литвинов. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000. 224 с. 2.Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М: Машиностроение, 1988. 3. Муратова Е.И., Климов А.М. Введение в специальность: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 64 с. 4.Джонс Дж. К. Методы проектирования. Семена будущего людей. 2-е изд. Пер. с англ. Т.П. Бурмистровой и И.И. Фриденберга. М: Мир, 1986. 5.Всемирная инициатива CDIO. Режим доступа: http://www.cdio.org. 6.Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO: информ.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. В. М. Кутузова и С. О. Шапошникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 29 с. 7.Кроули Ф. Программа CDIO: Описание целей и задач бакалаврского инженерного образования: Доклад CDIO № 1 из МИТ, 2001. Режим доступа: http://www.cdio.org.
8. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 4-е стереотипное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2003. – 128 с. 9.Российский квалификационный справочник должностей специалистов. www.aup.ru 10. Шаталова Н.И. «Квалификация» // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В.А. Ядов. –СПб.: Наука, 2006. – с. 107. 11. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. Российский Государственный Гуманитарный университет. Управление двухуровневой системы подготовки и качества образования. – РГГУ, 2005. – 28 с. 12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – с. 34-42. 13. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 1990. -272 с. 14. Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству // Стандарты и качество. – 2000. – № 5-7. – с. 9-12. 15. Цимбалист Э.И., Гольшмидт М.Т., Ботыгин И.А. и др. Мониторинг качества высшего профессионального образования. // Известия Международной академии наук высшей школы. –2004. –№ 2(28). – с. 101-113. 16. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. 17. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Информационная технология решения стратегических проблем. – СПб.: Политехника, 2002. – 76 с.: ил. Проблемы инновационного развития. Вып. 1. 18. Jamsihd Gharajedaghe, Russell Ackoff. Toward Systemic Education of Systems Scientists // Systems Research. – 1985. – № 1. – Vol. 2. – P. 21-27. 19. Коэльо Пауло. Дневник мага./ Пер. с португ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 336 с. 20. Т. Лобсанг Рампа. История Рампы (скитание разума) / пер. с англ. – К.: «София», 1987. – 192 с. 21. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Инновационное образование для инновационной экономики // Известия Международной академии наук высшей школы. – 2004. – № 2(28). – с. 10-20. 22. Друкер Питер Фердинанд. Бизнес и инновации. – М.: «Вильямс», 2007. – 432 с. 23. Москвич Ю.Н. Про инновационное образование в глобализирующемся мире как ведущий фактор конкурентоспособности страны // Материалы к IV съезду Общественного движения «Сибирский народный Собор». – Красноярск РИО КГПУ, 2004. – 400 с.
24. Агранович Б.Л., Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование / За кадры, – № 5 (3111), 25.02.2003. 25. Дудченко В.С., д.с.н., президент Национальной гильдии профессиональных консультантов. Инновационное образование. http://www.job-today.ru/issue2/s40002.htm. 26. Харгодон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний (http://www.williamspublishing.com/Books/=How breakthroughs Happen). The surprising Truth About How Companies Innovate. – М.: «Вильямс», 2007. – 304 с. 27. Правила прохождения учебного курса в Томском технологическом институте императора Николая II. Томск. Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1914. 28. Петров В. Современные педагогические технологии и образование в III тысячелетии. http://www.biysk.secne.ru/jurnal/n4-5_2000/metodika/petrov.doc. 29. Н. Ковалькова, Л. Ковалькова. Как учат в американских университетах. // Альма-матер. - №11. – 1998. 30. Малинецкий Г. Учитель, ученик и шанс для России. // Компьютера. – 2005. – № 42. 31. Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках. // Техника молодежи. - №8. – 1984. 32. Вайсбурд Д.И., Похолков Ю.П., Чубик П.С. Элитное техническое образование//За кадры. – № 5 (311). 25.02.2003. – с. 7-10. 33. Языкова И.Н. К вопросу мотивации в педагогическом процессе технического вуза. Рубцовский индустриальный институт АлтГТУ им. И.И. Ползунова / Под ред. С.А. Подлесного // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. – 274 с. 34. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе (Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ) // Педагогика. – 1999. – № 6. 35. Петров А.Н., Петрова В.Н. Антропологическая теория творчества и креативности. [email protected], 36. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. – Киев: Донецк, 1983. 37. Роджерс К.Р., Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. 38. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Edicational Technology @ Society 9(4). – 2006. 39. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2003. – № 6. – с. 97-110.
Цимбалист Эдвард Ильич,
ОСНОВЫ
ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(для студентов первого курса направления 221700 «Стандартизация и метрология»)
Учебно-методическое пособие для студентов
Научный редактор: доктор технических наук, профессор кафедры КИСМ ИК С.В. Муравьев
Редактор О.Н. Свинцова
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |