Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория лидерских качеств




Лидерство на основе личностных качеств.

Концепция лидерства

Обзор концепций эффективного лидерства в менеджменте делали Р. Моррис и М. Симан, С. Шартл, С. Джибб. Попытку систематизировать различные концепции лидерства предпринял Р. Стогдилл. Его обобщения легли в основу данного параграфа.

Теория лидерских качеств явилась наиболее ранней попыткой объяснения особенностей лидеров как "великих людей". Исследования выявили весьма длинный перечень тех качеств, которые характерны лидерам. К их числу часто относят поведенческую компетентность, уверенность в себе, активность предприимчивость. Однако большинство людей с этими качествами так и остаются последователями. Наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров качества можно объединить в четыре группы:

- интеллект: ум и логика, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, умение ясно излагать мысли, умение слушать, интуиция, проницательность;

- приобретенные способности или поведенческая компетентность: умение заручаться поддержкой, завоевывать популярность, дипломатичность, умение брать на себя ответственность и риск, умение убеждать, готовность к сотрудничеству и уступкам, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других; умение слушать, интуиция;

- особенности личности: гибкость и решительность, созидательность и творчество, смелость и амбициозность, настойчивость и упорство, энергичность и властность, обязательность и участливость, потребность в достижениях, личная целостность и целеустремленность.

- физиологические качества: рост, вес, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья.

Связь между наличием этих качеств и лидерством, очевидно, существует. Но она не носит устойчивый характер, что подтверждается наиболее наглядно на примере физиологических качеств исторически известных национальных лидеров (Наполеон, Ленин, Рузвельт, Ганди)

Концепция личности при характеристике лидерства появилась у ряда теоретиков первой половины XX столетия, пытавшихся объяснить, почему одни люди являются лучшими лидерами, нежели другие. Эти теоретики в основном обрисовали лидерство как односторонний процесс влияния. Признавая, что лидер может иметь характеристики, отличные от характеристик его приверженцев, они не обратили внимания на процесс взаимодействия, который определяет положение лидера.

 

В первых исследованиях лидерства считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключительно его личные качества. Взгляд этот закономерно вытекал из традиционных представлений историков (Плутарх, Тит Ливий) и философов (Платон, Аристотель, Гегель) о роли выдающихся личностей в истории. Теорети­ки XIX столетия выдвинули концепцию лидера как человека, обладающе­го уникальными качествами, поражающими воображение масс и объясняли фе­номен лидерства на основе наследственных факторов. Ф.А.Вудз, проследив генезис королевских династий 14 наций за десять столетий, пришел к выво­ду, что форма и проявление зависели от способностей правителей. Вудз утверждал, что правитель определяет состояние страны в соответствии со своими возможностями: каков правитель, таков и народ. Если лидер одарен особенными качествами, ко­торые отличают его от последователей, то эти качества. Такое заключение породило теорию лидер­ских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных качеств.

Р.Каттел и Г.Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личностных качеств:

· "технический" лидер, эффективно решает "оперативные" задачи; имеет больше других типов лидеров возможности влияет на членов группы, т.к. непосредственно с ними связан;

· "выдающийся" лидер, оказывает наиболее сильное влияние на действия группы в любой ситуации;

· "харизматический" лидер, он наиболее симпатиче­н для подчиненных.

Сопоставление качеств лидеров с качествами последователей выявило, что у большинства лидеров в большей степени развиты следующие восемь свойств (причем это вравной степени касается каждого из типов лидерства):

- нравственная зрелость;

- влияние на окружающих, или доминирование;

- целостность характера;

- социальная смелость, предприимчивость;

- проницательность;

- независимость от вредных привычек;

- сила воли, поведенческая компетентность;

- психологическая устойчивость

Исследователь В. Борг, доказал, что ориентация на власть не всегда связана с самоуверенностью, а фактор жесткости в поведении, чаще всего отрицательно сказывается на лидерстве.

В 40-е г.г. ХХ века ученые подвергли анализу собранные в результате эмпири­ческих исследований многочисленные факты о соотношении качеств лидеров. В 1948 г. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и обнаружил, что изучение личных качеств лидеров продолжает давать противоречивые результаты. Однако он тоже выделил ряд приоритетных черт хозяйственного лидера: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальная компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях ли­деры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал следующий вывод: человек не становится руководителем только благода­ря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

Аналогичную идею на основе анализа многих исследований выдвинул Р.Манн. Вместе с тем он так же, как и Стогдилл, выделил те качества, ко­торые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера:

ü интеллект (Манн обнаружил, что результаты 28 независимых исследований указывали на несомненно положительную роль интеллекта в лидерстве);

ü приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследования);

ü общительность (результатам 22 исследований давали ос­нования полагать, что лидеры, как правило, открыты);

ü способность влиять на людей (согласно 12 проведенным исследованиям это свойство человека напрямую связано с лидерством);

ü отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);

ü восприимчивость и эмпатия, т.е. умение понять другого, вжиться в его роль (ре­зультаты 15 исследований говорят о том, что эмпатия играет в лидерстве опреде­ленную, хотя и не значительную роль).

В конце ХХ века наметился спад интереса к изучению тех качеств, который необходимы для становления лидера. Но классификация, составление каталогов и моделей лидерских черт продолжают быть актуальными и «завораживают» исследователей.

По итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, А.Лоутон и Э. Роуз предложили следующие десять качеств:

1) дальновидность - умение сформировать облик и задачи организации;

2) умение определить приоритеты - способность различать, что необходимо, а что просто важно;

3) умение мотивировать последователей выражением признания и вознагражде­нием за успехи;

4) владение искусством межличностных отношений: умение говорить, слушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях;

5) "политическое чу­тье", способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;

6) стойкость - непоколебимость перед лицом оппонента;

7) харизма, или обаяние - не­что не поддающееся определению, но пленяющее людей;

8) способность идти на риск в таких вопросах, как делегирование, полномочий последователям;

9) гибкость - способность отзываться на новые идеи и опыт;

10) решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.

Харизматическому лидеру свойственны (по М. Гантору):

· умение воздей­ствовать на людей, "излучать" энергию и заряжать ею окружающих;

· завораживающая внешность;

· независимость характера: в своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

· хорошие риторические способности и некоторый артистизм, у них вырази­тельная речь и высокие способности к межличностному общению;

· положительное восприятие восхищения своей персоной: эти лидеры чув­ствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими;

· достойная и уверенная манера держаться: люди выглядят собранными и производят впечатление людей, владеющих ситуацией.

По мнению одного из ученых в области мотивации персонала Э.Лоулера, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом, и кому они хотели бы подражать.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели лидерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории черт остаются неучтенными многие аспекты этого процесса, например, взаимоотношения "лидер - последователи", условия среды, в которых осуществляется лидерство. Хотя не вызывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать качествами, способными вызвать доверие последовате­лей.

Черты лидера нужно рассматривать не изолированно от других элементов лидерства, а в связи с ними, и в динамике. С другой стороны выполнение лидерских функций развивает необ­ходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.