Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные теории лидерства




Если в теориях личностных черт доминирующим элементом лидерства являлся сам лидер, то в ситуационных теориях по их определению такую роль выполняет сама ситуация. В этом случае лидерство рассматривается как функция ситуации, т.е. принимается в качестве аксиомы, что обстоятельства в большей мере творят лидеров, чем наоборот.

Необходимость того или иного лидера вызывается временем, местом и об­стоятельствами социального процесса. Лидерство в группе развивается согласно природе этой группы и задачам, которые она должна решать. Существуют две ги­потезы:

1) каждая ситуация определяет те особые качества, которые необходимы лидеру для эффективных действий в новых условиях;

2) качества сотрудника, кото­рые в особой ситуации могут быть определены как лидерские, были сформированы опытом его работы в предшествующих ситуациях. В зависимости от обстоятельств выделяются те или иные сотрудники, которые пре­восходят остальных по каким-то качествам. Эти качества ока­зываются необходимыми в данной ситуации, и члены ее группы, обладающие этими качествами, становятся лидерами.

Нетрудно обнаружить влияние социально-политической ситуации в стране в конкретный исторический период на выдви­жение тех или иных хозяйственных лидеров. С другой стороны, согласно А.Мерфи, лидерство – это хотя и не свойство индивида, но случайный фактор. Просто в конкретной ситуации требуется опреде­ленный тип действия, и лидер выступает в качестве инструмента решения возникшей проблемы. Кризисные ситуации часто создают возможность для выдвижения на лидерские позиции тех людей, кто в повседневной жизни неза­метен. Но это лишь возможность, которая может быть, а может и не быть реализо­вана.

Каждая новая ситуация требует проявления опреде­ленного набора качеств, причем часто качества, эффективные в одной ситуации, могут быть нейтральными в другой, и, могут помешать решению про­блемы. Такой подход позволил установить связь между параметрами ситуации и осо­бенностями лидерства в ней (см. §3.3.1.. и 3.3.3.), а также выявил несостоятельность идеи о существова­нии универсальных лидерских черт характера.

Ученые выявили, что тип и стиль лидерства во многом зависел от характера поставленной за­дачи. Между группами, решающими разного рода задачи, имелись резкие различия по типу лидерства, а лидеры групп со схожими целями были в общем схожи между собой и отличались друг от друга лишь некоторыми личностными качествами. В 50-60-е XX века годы в результате многочисленных исследований и экспериментов было установлено, что личностный фактор также немаловажен для завоевания и удержания человеком статуса лидера. Особенно четко это выявилось в ходе исследований групп, находящихся в одинаковых условиях. Так, Б. Басе, проводя свои эксперимен­ты в штате Калифорния, установил что, в дискуссионных группах, не имевших лидера на начальной стадии, люди авторитарного склада характера почти никогда не становились хорошими лидерами. И наоборот, люди коммуникабель­ные, гибкие, легко приспосабливающиеся к другим были гораздо более склонны к успешному лидерству.

Большое влияние на лидера оказывают такие факторы, как структура группы и модель общения в ней.

Ситуативный подход к лидерству вышел на арену почти пять десятилетий назад и значительно потеснил царствовавшую тогда теорию черт. Однако многие теоретики настаивали и настаивают на том, что сама по себе ситуация не является достаточной для определения лидерства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.