КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Рекомендации по проведению занятия При рассмотрении понятия «общество» необходимо изначально спросить детей, как они понимают, что это такое. Если группа небольшая и позволяет время, можно раздать каждому листочек и попросить написать свое понимание общества, каким бы простым и «неправильным», по словам ребенка, оно ни было; затем листочки собрать, зачитать каждый вариант и обсудить его правильность.
При рассмотрении общества в узком смысле этого слова, необходимо попросить детей привести примеры каждого из рассмотренных пониманий общества:
Вопросы для обсуждения: Может ли понятие общества применяться к животному миру? Нет, не может, т.к. животные не наделены сознанием и речью, а без этого невозможно существование общества. Да и в самом понятии уже заключено ограничение: общество – это совокупность людей. Можно ли назвать пассажиров автобуса/поезда обществом? Нет, т.к. между ними нет тесной связи, общих целей и, главное, взаимодействия. Кроме того, данные объединения людей неустойчивы и кратковременны.
Признаки общества как системы:
Можем ли мы точно предсказать, каким будет общество через тысячу лет? Завтра? Непредсказуемость развития Сколько существует вариантов того, каким будет общество, например, через сто лет? Альтернативность развития
1) Динамичность – постоянное развитие, изменчивость и движение в различных направлениях; 2) Сложная структура – большое разнообразие различных социальных структур, систем и подсистем, а также связей и отношений между ними 3) Саморазвитие – способность, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность 4) Самодостаточность – способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования 5) Незавершенность, непредсказуемость и альтернативность развития – невозможность точного прогноза и расчета дальнейшего развития общества
При выполнении данного задания вы можете предложить детям иные выделяемые в литературе признаки общества, пояснив, что единого четкого перечня нет. Вообще данную концепцию (об отсутствии единых определений, перечней и о возможности различных формулировок того или иного явления) следует внушать ученикам как можно чаще, т.к. обществознание – предмет социально-гуманитарный, а значит, множественность точек зрения, трактовок и формулировок в нем естественна и нормальна.
Таблица, которая поможет вам при заполнении схемы на стр. 13
Упражнение 1. Необходимо акцентировать внимание детей на том, что общество и природа влияют друг на друга взаимно, что это влияние не может быть односторонним. Затем разделить детей на 2 команды и предложить найти плюсы и минусы во влиянии природы на общество и общества на природу. Упражнение 2. Имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие»: понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие применяется для обозначения процессов совершенствования, улучшения, усложнения, движения вперед. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность. Дать детям несколько минут на самостоятельное осмысление этого вопроса, а потом провести голосование: кто считает, что данные понятия тождественны; кто считает, что это различные понятия. Выслушать точки зрения и аргументы, обсудить.
Упражнение 3. 1) Какие сферы жизни общества выделяет автор? Чем предложенная им классификация отличается от общепринятой? В чем их сходство? 1 – сфера материального производства (т.е. экономическая по общепринятой классификации); 2 – сфера теоретической деятельности; 3 – сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности; (сферы 2 и3 составляют духовную сферу по общепринятой классификации) 4 – сфера управления общественными процессами (т.е. политическая по общепринятой классификации); 5 – собственно социальная сфера. 2) С какими особенностями социально-гуманитарного знания связано существование различных подходов к классификации сфер жизни общества? Возможность различного толкования; множественность подходов и точек зрения; отсутствие количественных показателей, формул и расчетов. 3) Автор утверждает, что «сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма». Опираясь на знания обществоведческого курса, обоснуйте справедливость данного утверждения. Только четкое грамотное управление обеспечивает нормальное функционирование, т.е. выполнение социальных норм, закономерного развития всех сфер общественной жизни. Проблемы в управлении неизбежно повлекут за собой проблемы во всех сферах жизни общества. Выполняем задания формата ЕГЭ стр. 18-20 1 – 3 8 – 3 2 – 1 9 – 2 3 – 4 10 – 3 4 – 1 11 – 1 5 – 2 12 – 4 6 – 4 13 – 1 7 – 2
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 7984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |