Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие организации




ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы для повторения

1.Дайте характеристику и выделите отличительные особенности
первого (древнего) периода развития менеджмента.

2. Опишите некоторые различия между организациями древности и
современными организациями.

3. В чем особенность управления второго (индустриального) пери­
ода в развитии менеджмента?

4. Определите различия между периодами и выделите особенности
третьего периода развития менеджмента.

5. В чем суть школы научного управления?

6. В чем заслуга Ф.Тейлора в развитии менеджмента как науки?

7. Выявите отличия "административной школы" управления от на­
учной.

8. Раскройте суть школы "человеческих отношений".

9. Назовите особенности развития менеджмента в четвертом, ин­
формационном, периоде.

 

10. Обсудите методологию системного и ситуационного подходов.

11.Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в
России.


I


Литература

1. Белоусов РА. Основные этапы развития и практики управления.
М., 1981.

2. БобышевД.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.
М., 1985.

3. Мескон А/., Альберт М., Хедоури Ф Основы менеджмента.
М., 1992.

4. Питере Т.. Уотерлин Р В поисках эффективного управления.
М., 1986.

5. История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.
М., 1997.


ГЛАВА2

Понятие организации

Формальная и неформальная организация

Горизонтальное и вертикальное разделение труда

Сущность управленческой деятельности

Уровни управления

Субъект и объект управления

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятель­ность менеджеров.

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менед­жмент" как наука выделился в самостоятельную область зна­ний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреж­дение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие.

1.Организация как процесс, посредством которого создается
и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотноше­
ний, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые
имеют место в процессе совместного труда.


3. Организация как группа людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям (рис. 2.1):

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя
частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной
цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), ко­
торую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают
вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Рис 2 1. Элементы организаций

Таким образом, организация - это группа людей, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Концепция жизненного цикла организации. "Жизнь" орга­низации подобна жизни человека, времени существования лю­бого предмета труда или услуги. Она имеет свои фазы и осо­бенности развития.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий начиная с рождения, рас­цвета вплоть до прекращения существования или коренной мо­дернизации. На рис. 2.2 представлено пять основных фаз раз­вития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда. 22


Рис. 2.2. Основные фазы жизни организации f2. С.296] Фаза 1 - рождение организации. Для нее характерны: оп­ределение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная зада­ча - выход на рынок; организация труда - стремление к мак­симальному увеличению прибыли.

Фаза 2 - детство и юность. Отличительные особенности: главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача -укрепление и захват своей части рынка; организация труда -планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

Фаза 3 - зрелость. Главная цель - систематический, сба­лансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децен­трализованное руководство); основная задача - рост по раз­ным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных ин­тересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.


Фаза 4 - старение организации. По сути это высшая сту­пень ее зрелости. Главная цель в развитии организации - сохранить достигнутые результаты (остаться на "завоеванных" позици­ях); в области руководства эффект достигается за счет коор­динации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Фаза 5 - возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития состоит в обеспечении оживления по всем фун­кциям; ее рост - за счет коллективизма; главная задача -омолаживание; в области организации труда - внедрение НОТ, коллективное премирование.

Общие характеристики организаций. Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и про­цедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех орга­низаций характеристики (рис. 2.3).

Рис. 2 3. Общие характеристики организации

1. Ресурсы. Целью всякой организации является наличие и
преобразование ресурсов, которые используются ею для дос­
тижения ее тактических и стратегических целей. Основные
ресурсы - это люди (трудовые ресурсы), основные и оборот­
ные средства, технологии и информация.

2. Зависимость от внешней и внутренней среды. Это
одна из самых значительных характеристик организации. Ни
одна организация не может функционировать изолированно, вне
24


зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней и внутренней (рис.2.4,2.5) среды организации.

Рис. 2 4. Факторы внешней среды организации Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на него.

Рис 2.5. Внутренняя среда организации


Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представля­ют собой созданные людьми системы, то их внутренние факто­ры в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.

В связи с этим процесс управления организацией можно представить в виде схемы (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Процесс управления организацией 26


Цели организации. Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.



Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к до­стижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвя­занных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реаль­ными и выполнимыми. Процесс претворения целей в жизнь организации представлен на рис. 2.7.


результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремиться.

Рис. 2.8 Методика совместного определения целей организации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.