КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эристика и медиация в юридической риторике
Что такое спор? Самое простое определение – это словесное состязание. Именно это слово лежит в основе определения различных словесных состязаний. Дискуссия (лат. исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор с целью выяснения, сопоставления различных точек зрения и нахождения правильного решения. Диспут (лат. рассуждаю, спорю) – публичный спор на темы определенной направленности, научные или общественно важные. Дебаты (фр. спорить) – форма обмена мнениями, принятая при обсуждении каких-то публичных выступлений. Полемика (греч. воинственный, враждебный) – это не просто ситуативно возникший спор, а противостояние нескольких сторон, длительное время имеющих принципиально разные позиции по вопросу. Прения (рус. слово, появившееся в лексиконе XVII в.) – публичный спор по каким-то вопросам. Кстати, родственным к слову «соперник» является глагол «переть». Современная конфликтология изучает следующие стратегии (или стили) поведения сторон в конфликтах: а) уклонение игнорирование или фактическое отрицание конфликта и, как следствие, отсутствие мер конструктивного завершения противоборства; б) соперничество – удовлетворение потребностей в доминировании, попытки субъектов конфликтного противоборства подавлять друг друга; в) приспособление – уступка противоположной стороне вплоть до полного отказа от собственных интересов; г) компромисс – выработка основанного на взаимных уступках решения, которое в целом является частично удовлетворительным для каждой из конфликтующих сторон; д) консенсус – достижение совместно выработанного соглашения, направленного на максимально возможное (с учетом конкретных обстоятельств) удовлетворение интересов всех и каждой из сторон конфликта. Начиная с античности области ораторской практики делятся на эристику, диалектику, софистику. Разделение это связано с тем, на каких условиях ведется речь. Эристика как искусство спора предполагает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, цель речи – утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение. Эристика – диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы, приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны - не дать закономерно и последовательно развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес. Правила диалектики противоположены правилам эристики. Они состоят в том, что участники диалога совместно ищут объективную истину. Искусство ведения спора получило название эристики. Между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики находится софистика. Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следовании диалектике, но с эристической целью – добиться выигрыша спора. Софистика – поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре. Для этой цели используется действие с объемом понятий. Всякое понятие расширено или сужено, если оно не определено строго предварительно. Прием сведения к абсурду – характерная черта софистики. Эристика, диалектика, софистика различаются отношением к этосу. Так, эристика предполагает преследовать свою пользу (этос), презирать оппонента (пафос) и не считаться с силлогистикой (логос). Диалектика предполагает доказательство истины (этос), уважение к оппоненту (пафос) и применение силлогизмов (логос). Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу (этос), ввести в обман и угодить (пафос) и применить силлогизмы и софизмы (логос). Таким же запрещенным приемом в профессиональной коммуникации является троллинг – это современный подвид агрессивной полемики, в ходе которого спорщик (тролль) добивается от своей жертвы (еды) определённых эмоций (ненависти, агрессии) и получает от этого моральное удовлетворение. Демагогия – это подвид полемики, суть которого – ввод в заблуждение собеседника или масс слушателей. В эристике выработаны общие рекомендации, повышающие плодотворность спора и помогающие нейтрализовать некорректные приемы воздействия (представлены в таблице[92]) Таблица Действия участников спора
Типы дискуссий по степени воздействия и нравственным целям: 1) дискуссия ради установления истины; 2) дискуссия с целью уяснения вопроса для самого себя; 3) дискуссия с целью навязывания политических, национальных либо конфессиональных установок; 4) дискуссия как форма спора о приоритете (женский вариант – дискуссия о внешности; мужской вариант – дискуссия о статусе либо уме). Виды дискуссий: 1) конструктивная (направленная на достижение общей цели); 2) деструктивная (разрушающая общую цель). Содержательная и формальная дискуссии. 1. Характер дискуссии: 1) диалектическая как спор с целью достижения определенных познавательных, социально-значимых, либо социо-культурных результатов; 2) эвристическая как спор, направленный на достижение победы любой ценой, а не на поиск истины. Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликт слов). Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются: • открытое недоверие; • перебивание собеседника; • принижение значимости его роли; • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу; • напоминание о проигрышной для собеседника ситуации; • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту; • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада; • постоянное навязывание своей точки зрения; • неискренность в суждениях; • резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание; • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника; • проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, « Яуверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.); • проявление агрессивности. Вернемся к вопросу, поставленному на первой лекции: манипуляции — нравственное увечье или высокое искусство? Манипулятивное воздействие относится к проблемам лингвоправового пространства. Юридическое разрешение конфликтов затруднено вследствие неразработанности и несистематизированности манипулятивной стороны языка, отсутствия специализированного словаря, описывающего манипулятивные техники, а также правовых механизмов, которые учитывали бы как стихийные закономерности естественного языка, так и систему правовых норм. Речевой приём уловки применяется в ситуации столкновения интересов в бытовом и публичном общении. В ситуации общения при столкновении интересов могут использоваться различные типы речевых приёмов уловок, каждый из которых может быть представлен многими разновидностями: эристическими аргументами, софизмами, образно-выразительными средствами, риторическими фигурами. Особенности применения речевых приёмов уловок обусловлены целями говорящего и сферой общения. В современных науках о речевом общении уловка описывается, в первую очередь, в риторике как приём утверждения собственного интереса, который применяется в эристическом или полемическом диалогах. Помимо риторики уловки описываются и в других науках о речевом общении: 1) в теории аргументации – как преднамеренные нарушения правил критической дискуссии: а) переход на личности - «Он даже...», б) генерализация; «женщина за рулем –...», «рассуждаешь, как блондинка». в) Навешивание ярлыков – «Мужчина должен...», «красно-коричневые», г) перебивание, д) передергивание и проч.; 2) в логике – как логические ошибки, которые совершаются с целью введения в заблуждение – софизмы, паралогизмы, абсурд: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», «Вы тут болтаете, а там люди голодают...»; 3) в психологии – как приёмы скрытого психологического воздействия на собеседника с целью управления его деятельностью (манипуляции) а) «пристройки-сострадания»: «Как я вас понимаю...» «И у меня так же было...», «Никто вас так не поймет, как я...» («поставьте себя на мое место»); б)манипуляция с применением чувства вины «Смерти моей хочешь...», «Кая я буду жить...»; в) использованием внимания присутствующих: «Вы только посмотрите...», г) использование риторических вопросов. К примеру: – Ты вообще думаешь, что ты делаешь? – Ты осознаешь, как ты нас подвел? – Как можно делать такие глупости? 4) демагогия – навязывание одностороннего осмысления или оценки предмета обсуждения, основанный на делении мира по принципу «свой/чужой», создание «фантомного общества»: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» (фильм «Бриллиантовая рука»). Такие приемы часто используются в предвыборных технологиях. Их обычно называют «черный пиар», «грязные технологии». Как реагировать на провокацию, манипуляции, применяемые против вас? Об этом мы поговорим в следующей части лекции. Реакция на манипуляцию может быть следующая: ответная манипуляция, игнорирование, рефрейминг, и проч. В риторике уловка понимается достаточно широко – как речевой приём, состоящий в выборе определённых языковых средств, с помощью которых реализуется главная задача оратора (говорящего) – достижение цели при сокрытии намерения в ситуации столкновения интересов, где неизбежно личностное противостояние или происходит отстаивание противоположных точек зрения. С целью избежать разговора используются уловки: изображение неведения; прекращение разговора; смена темы. С целью скрыть причину заинтересованности и не выдать истинного отношения применяется уловка ложный предлог. С целью не придать значение происходящему используется уловка умаление значимости, с целью повысить значение – уловка акцентирование значимости. С целью повлиять на собеседника применяются уловки психологического воздействия, помогающие расположить, заинтересовать, насторожить, скомпрометировать, усыпить бдительность собеседника: лесть, доверительный пересказ слухов и сплетен и проч. Манипулирование обычно определяют как скрытое речевое воздействие, которое достигается с помощью двух весьма различных стратегий: 1) манипулирование с помощью риторических фигур было исторически первым и обычно связывается с использованием так называемых горгианских фигур. Концепция воздействующей речи у софиста Горгия – это услаждение слушателя красивым словом, очарование, которому он не в состоянии противостоять, своеобразное введение в транс. Главную роль в «зачаровывании» играют фигуры, основанные на симметрии. Это, как известно, равенство частей периода, рефрен, эпифора, анафора, антитеза. Вопрос: какой оратор эффективней – обаятельный или очаровательный? (в словах «байки», «баюшки-баю» – древний корень в значении «рассказывать»). 1. Модель манипулирования с помощью тропов, главным образом с помощью концептуальной метафоры. «Кто называет вещи, тот овладевает ими». Цель концептуальной метафоры – вмешательство в когнитивные структуры реципиента. Вместо того, чтобы аргументировано доказывать правоту какого-либо частного положения, слушателям навязывается такая картина мира, что в ее рамках это положение не вызывает никакого сомнения. Исторически этот прием восходит к гомилетике (об этом мы говорили в предыдущих лекциях). С помощью концептуальных метафор, превращенных в идиомы новояза, выстраивается система аксиом, в которой доказательство нужных манипуляторам положений просто не требуется. «Медицинские метафоры»: общество – организм; технические метафоры: государство – машина; «цветочные» метафоры: оранжевая, бархатная революции, «революция роз» и проч. 2. Намеренная сниженность образа и слова (грубая, просторечная и жаргонная лексика): «что-то наковыряли в носу...» «Из желудков ваших достанем...», «мы их достанем...». Служа целям аргументативного воздействия, метафора становится управляющим инструментом и в политике, и в рекламе, ответственной за поведенческие стереотипы для потребителей. При помощи метафоры «легче навязать», «легче усыпить бдительность» адресата и таким образом достичь желаемого результата. В завершение пререфразируем известное высказывание: кто владеет словом – тот правит миром. Переговоры. Типы переговоров: 1) переговоры, направленные на достижение существующих соглашений, продление достигнутых ранее договоренностей; 2) переговоры с целью достижения соглашения, перераспределяющего ранее достигнутые договоренности; 3) переговоры по выработке нового соглашения; 4) переговоры с целью достижения нормализации отношений, то есть переговоры с целью перехода от конфронтации и конфликта к сотрудничеству (государственные, военные, политические, экономические, социальные); 5) переговоры, ориентированные на получение косвенных, неформальных результатов (установление контактов, выявление точек зрения оппонентов, оказание воздействия на общественное мнение). Личность в переговорном процессе. Профессиональный медиатор - (посредник в проведении переговоров) - специалист по переведению переговоров от процесса “простой торговли” к обсуждению вопросов по существу, на основе действительных глубинных интересов сторон, а не формально продекларированных требований. При медиации адвокат-медиатор, осуществляя с согласия сторон организацию и общее руководство проведением примирительных переговоров, в дополнение к функциям фасилитатора: · принимает достаточно активное участие в обсуждениях сторон и рассмотрении сторонами имеющихся разногласий; · задает сторонам вопросы и просит их дать необходимые пояснения; · указывает сторонам на преимущества урегулирования спора в сравнении с его разрешением; · проводит раздельные беседы или встречи с каждой из сторон (так называемые «кокусы»); · совершает иные действия в целях согласования интересов сторон и достижения ими взаимовыгодного или взаимоприемлемого соглашения. Существенное различие между медиацией и другими видами посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта). В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора. Существует несколько различных подходов (стилей) медиации: оценочный, стимулирующий и преобразующий. Оценочный стиль предполагает оценку сильных и слабых аргументов каждой из сторон при обращении в суд, тогда как стимулирующий и преобразующий подходы не предполагают этого. И посредничество, и медиация служат для выявления спорных вопросов и выработки вариантов решений, взаимоприемлемых для участников конфликта. Профессиональный фасилитатор – специалист по организации и ведению раздельных и совместных совещаний сторон, встреч экспертов к поиску альтернатив проведения заседаний комиссий и других форм внутригрупповой работы. Например, при фасилитации деятельность адвоката в качестве нейтрального третьего лица (фасилитатора) должна ограничиваться оказанием сторонам помощи в подготовке и проведении примирительных переговоров. Фасилитатор не касается существа спора, не осуществляет оценку положения сторон, в том числе оценку материалов, представляемых сторонами в подтверждение собственных позиций, и не принимает активного участия в выработке условий итогового соглашения. По существу, его роль сводится к созданию необходимых условий и осуществлению контроля за проведением совместных встреч сторон для рассмотрения спора согласно предварительно достигнутым ими (в том числе с учетом мнения и возможных предложений самого фасилитатора) процедурным договоренностям. Фасилитатор обеспечивает соблюдение установленных процедурных правил и равное участие каждой стороны в решении вопросов, по которым существуют разногласия, регулирует эмоции, следит за тем, чтобы участники переговоров не отклонялись от обсуждения основных проблемных аспектов, и рекомендует сторонам внести изменения в порядок проведения процедуры, если это может привести к повышению эффективности их взаимодействия. Таким образом, полномочия адвоката-фасилитатора, как нейтрального посредника, затрагивают только процедурную сторону примирительных переговоров и не связаны с оказанием прямого воздействия на стороны юридического спора в целях достижения ими положительного результата. Фасилитатор, являющийся беспристрастным «чужим» человеком, может играть роль своего рода заземления в электрической цепи, нейтрализующего излишнее напряжение. Коммуникация включает в себя разнообразные инструменты: решение проблем, основанное на интересах сторон, медиацию и т.д. Их задача – обеспечить вовлеченность и открытость каждого участника этого процесса. Фасилитатор может быть «отражателем» эмоций сотрудников, тем, кто им сочувствует. Фасилитатор помогает им чувствовать и понимать происходящее, равно как и выявлять свои потребности и запросы. Своим участием он «гуманизирует» процесс изменений, помогая участникам взаимодействия слышать друг друга и быть услышанными. Заключительная роль, которую играют фасилитаторы – это совмещение всех остальных ролей таким образом, чтобы служить своеобразным компасом, показывающим направление, в котором необходимо развиваться коммуникации. Мастерство фасилитатора заключается не в том, чтобы умело проводить встречи и совещания, но чтобы повышать эффективность процесса в целом. Фасилитация применяется и в управлении переменами, обновлением организации. У процедуры медиации много общего с технологией фасилитации. Но есть и различия:
Раздел 3. Деловая риторика
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |