Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и ее развитие




ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ

Литератора

Вопросы для повторения

1. История развития психологии.

2. Предмет и задачи психологии.

3. Основные направления и подходы в психологии.

4. Отрасли психологии.

5. Основные принципы психологии.

6. Методы научных исследований в психологии.

7. Наблюдение и его разновидности.

8. Беседа, как метод психологии.

9. Биографический метод.

10. Экспериментальные методы в психологии.

11. Психологическое тестирование.

12. Моделирование в психологии.

13. Задачи современной психологии.

14. Место психологии в системе наук.

1. Анастази А.Л. Психологическое тестирование.— М.,1982.

2. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории.— М., 1974.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.— М., 1992.

5. Ждан А.Н, История психологии.— М., 2000.

6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984.

7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.— М., 1975.

8. Морозов А.В. Деловая психология.— СПб., 2000.

9. Морозов А.В. История психологии.— М., 2003.

10. Немов Р.С. Психология.— М., 1995.

11. Общая психология: Курс лекций.— М., 1995.

12. Петровский А.В. История советской психологии. Форми­рование основ психологической науки.— М., 1967.

13. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.— М., 1977.

14. Психодиагностические методы.— Л., 1976.

15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М., 1976.

16. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.— Т. И.— М., 1985.

17. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.— М., 2001.

18. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.— М., 1974.

19. Ярошевский М.Г. История психологии.— М., 1985.

РАЗДЕЛ II

Глава 4

Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии — зоопсихология — изучает психику животных).

Психика — это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психологическая наука исследует закономернос­ти возникновения, развития и формирования психичес­ких явлений.

Известны три основные формы психических яв­лений:

психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.);

психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.);

психические свойства личности (характер, тем­перамент, способности и др.).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой довольно сложный психический процесс, как наблюдение, в зависимости от объекта и условий, мо­жет вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности.

Если сотруднику по характеру его деятельности приходится систематически наблюдать, то различные психические состояния, связанные с процессом наблю­дения, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством его личности, которое называется наблюдательностью. Это психическое свойство в свою очередь влияет на психические состояния человека и при оп­ределенных условиях тормозит его чрезмерную воз­буждаемость, мобилизует силы на преодоление уста­лости, растерянности, отвлекаемости и т. д.

Воздействуя на психические состояния, наблюда­тельность как свойство личности работника оказывает влияние на его психические процессы. Она помогает мобилизовать внимание, активизировать память, орга­низовать мыслительные операции и т. п.

Так же обстоит дело, например, с процессом мыш­ления, с состояниями, которые связаны с ним, и свой­ствами, выступающими в виде глубокомыслия, сообра­зительности, осмотрительности и т. п. При активном выполнении сотрудником служебных обязанностей мобилизуются и совершенствуются его психические состояния, формируются такие личные психические свойства, как трудолюбие, исполнительность, стара­тельность, добросовестность и т. п. Эти, как и все дру­гие, свойства личности накладывают отпечаток на пси­хические состояния и процессы.

Во всех формах психических явлений в неразрыв­ном единств выступают ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Например, даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий.

С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления. Эта связь психических явлений в той или иной мере знакома каждому человеку, поскольку он встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями людей, с которыми ежед­невно вступает в определенные жизненные отношения. Каждый из нас может также отдать себе отчет в своих личных психологических особенностях (внимании, памяти, способностях, речи и т. д.).

Знания бывают стихийно приобретенными и на­учными. Объем и качество приобретенных знаний о

психике, то есть знаний эмпирических, ограничивают­ся индивидуальным опытом человека. Научные же зна­ния обобщают закономерности психической деятельно­сти человека. Такие знания отличаются от эмпирических так же, как, например, знание законов баллистики отли­чается от знания того, что брошенный камень обязатель­но упадет на землю, а не устремится вверх.

Для того, чтобы руководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с целью ее развития, ему необходимо опираться не только на индивидуаль­ный опыт, приобретенный в процессе работы с людь­ми, но и на знание научных данных психологии.

Психика — общее понятие, обозначающее сово­купность всех психических явлений, изучаемых в пси­хологии. Различают два основных философских под­хода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому пониманию, психические явле­ния представляют собой свойство высокоорганизован­ной живой материи самоуправления развитием и са­мопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию, пси­хические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоя­щее время представляют собой высший итог разви­тия, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствую­щие о том, что уже простейшим живым существам — одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешняя актив­ность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному науче­нию через пластичные, приспособительные измене­ния поведения.

В представлениях материалистов психические яв­ления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним доба­вились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2 — 3 млрд лет назад, сначала в виде постепенно усложня­ющихся химических, органических соединений, а за­тем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, вос­производству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершен­ствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию уп­равления развитием, поведением и воспроизводством. Это — нервная система. По мере ее усложнения и со­вершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, а за­тем старой и новой, усложнение связей между централь­ной нервной системой и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизне­деятельности: ощущения, восприятие, память, представ­ления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной систе­мы послужило основным источником развития психи­ки. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представ­ляется эволюция живых существ:

— приобретение организмом новых свойств и ор­ганов в результате изменений, происходящих в генотипе;

— приспособление к среде и выживание тех су­ществ, чьи органы (старые и вновь приобретен-

ные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию явилось усложне­ние самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способнос­ти отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Мож­но сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потре­бовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отра­жения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психи­ка не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем мате­риального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе разви­тия живой материи, и в этом состоит слабость мате­риалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психи­ческого от материального. Это — психофизиологичес­кая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологи­ческих процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явле­ний, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, суще­ствующей между мозговыми и психологическими про­цессами (подробнее речь об этом пойдет в следующей главе), материальными и идеальными состояниями. Этоговорит о прочных связях, имеющихся между идеаль­ным и материальным, является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказатель­ство того, что развитие материального причинно обус­ловливает появление и формирование идеального.

С другой стороны, идеализм, утверждая независи­мость идеального от материального, казалось бы, обхо­дит эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опи­рается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости меж­ду психическими процессами и физическими состоя­ниями человека и работой его мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждаемых философских позиций не удалось доста­точно убедительно одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добываю­щая факты, строящая на базе их свои теории и объяс­няющая поведение человека, а не только его психичес­кие явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указан­ной философской проблемы.

Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие «мутации», произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшее раз­витие психического происходило уже в связи с появ­лением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, по­рождающая внутреннее напряжение, которое на уров­не человека привело к возникновению нового эволю­ционного скачка — мысли и сознания.

Нервная система состоит из клеток, называемых нейронами. Нервные клетки помимо тела имеют отро­стки. Более короткие и обычно ветвящиеся отростки не­рвной клетки называются дендритами. Один, более длинный, который по своему пути также может давать ответвления, называется нейритом. Длина нейрита может достигать нескольких десятков сантиметров, в

то время как тело клетки имеет обычно величину 0,005 — 0,05 мм. Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы.

Различают периферическую и центральную нерв­ные системы.

Периферическая нервная система — это нервные клетки и нервные окончания, расположенные в орга­нах чувств, мышцах, железах и во внутренних органах. Нервы представляют собой пучки нейритов, заключен­ные в оболочки. По одним нервам возбуждение идет от периферии к центральной нервной системе. Это — чувствительные нервные волокна и нервы, называемые центростремительными, или афферентными (аффераре — по-латыни «приносить»). По другим — центро­бежным, или эфферентным (эффераре — по-латыни «уносить»), нервам нервное возбуждение передается из центральной нервной системы на периферию: к мышцам (двигательные нервы) и к железам (секретор­ные нервы).

Центральная нервная система состоит из спин­ного, промежуточного и головного мозга, в котором различают серое вещество (скопление тел нервных клеток) и белое вещество (нервные волокна, соединя­ющие одни клетки и их группы с другими).

Спинной, промежуточный и головной мозг покрыт мозговыми оболочками и заключен в костные покро­вы — позвоночный столб и черепную коробку, также выстланные особыми оболочками и наполненные жид­костью, в которой мозг как бы плавает. Такая гидрав­лическая подушка предохраняет центральную нерв­ную систему от ушибов.

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и заканчи­вая человеком — это и есть развитие форм такого вза­имодействия. По мысли И.М. Сеченова, «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» [158, с. 533].

Без понимания изменений среды и ее влияния на организм нельзя понять развитие психики человека нив ее филогенезе (развитии в течение жизни многих поколений), то есть развитии человека из животного мира, ни в ее онтогенезе (развитии индивидуума од­ного поколения), то есть развитии личности человека.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека, согласно материалистической точке зрения, идет в ос­новном за счет памяти, речи, мышления и сознания бла­годаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, (выступающих как средства исследования окружающего мира), изобретению и широкому исполь­зованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей спо­собствовали три основных достижения человечества:

1) изобретение орудий труда;

2) производство предметов материальной и духов­ной культуры;

3) возникновение языка и речи.

С помощью орудий труда человек получил возмож­ность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия — топор, нож, молоток — одно­временно служили и той и другой цели. Человек изго­тавливал предметы домашнего обихода и изучал свой­ства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благода­ря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа.

С расширением знаний о мире возрастали воз­можности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду челове­ческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поко­ления в поколение, совершенствуясь. Новому поколе­нию людей не было необходимости изобретать их за­ново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Изменился механизм передачи способностей, зна­ний, умений и навыков по наследству. Теперь не нуж­но было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Так, постепенно ускоряясь, из века в век совер­шенствовались творческие способности людей, расши­рялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершен­ствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали служить ему для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое вли­яние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой дея­тельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в го­лове отдельного человека, исчезла опасность безвозв­ратной утраты из-за потери памяти или ухода храни­теля информации из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого нача­ла их использования людьми стали действенным сред­ством влияния человека на самого себя, управлениясвоим восприятием, вниманием, памятью, другими по­знавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы, сигнальной системой (И.П. Пав­лов), которая представляла собой органы чувств, чело­век получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове.

Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Практически все психические процессы человека, вследствие использования речи для управления ими, вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Психика, как уже отмечалось, представляет собой отражение объективной действительности. Но это — особое отражение. Оно коренным образом отличается как от физического (зеркального, акустического, радио­локационного и др.), так и от биологического отраже­ния (например, раздражимости).

В результате отражения у человека создается субъективный образ объективной действительности, то есть внутренний мир. Возникает и развивается пси­хика в процессе практической деятельности человека под влиянием объективно складывающихся отношений с окружающим миром. Таким образом, психика, как от­ражение объективной действительности, отличается от всех других форм отражения тем, что она возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе прак­тической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Это выражается в том, что человек на основе личного опыта учитывает различные обстоятельства, планирует и проектирует свои отношения с окружающей средой.

Следующее, чем характеризуется психика в отли­чие от всех других форм отражения, заключается в том, что она неотделима от человека и оказывает влияние

на всю его жизнедеятельность. Ведь человеку далеко не безразлично, что и как отражать. Отражая ту или иную часть действительности, человек испытывает на себе ее воздействие, так или иначе к ней относится, и в зависимости от силы и содержания этого воздействия в организме происходят различные физиологические изменения. Человек может покраснеть или побледнеть, дышать свободно или с трудом и даже в необычно короткое время поседеть и т. п.

Психика, в отличие от всех других форм отра­жения, характеризуется еще и тем, что она является познанием не только внешней стороны предметов и явлений объективной действительности. Психика че­ловека — это отражение причинно-следственных свя­зей и отношений, т. е. закономерностей существова­ния различных сторон и особенностей окружающего мира.

Благодаря этому человек познает не только то, что объективно существует. Он может отражать и то, что было и чего в настоящее время уже нет. Более того, человек отражает и то, что будет, что наступит. Благо­даря этому он ставит перед собой определенные цели и в соответствии с ними, планирует свои действия на будущее, предвидит и как бы забегает вперед текуще­го времени.

Психика во всех ее формах, как отражение чело­веком объективной действительности, по своей сущно­сти — социальное явление и, в отличие от психики жи­вотных, представляет собой осознанное познание. Правда, у человека есть немало моментов познаватель­ной деятельности, которые им не всегда и не при всех условиях полностью осознаются. Это, например, смут­ные желания, имеющиеся, но не используемые в дан­ный момент навыки и т. п. Однако решающим в жиз­недеятельности человека является сознание.

Психика как отражение возникает и развивается в процессе практической деятельности человека. Вне деятельности, вне жизненно складывающихся обще­ственных отношений нет человека и его психики.

Глава 5

ПСИХИКА И МОЗГ ЧЕЛОВЕКА: ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СВЯЗИ

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.), который учил, что головной мозг есть «седалище души и сознания», и поддерживалась Гип­пократом (ок. 460 — ок. 377 г. до н. э.), а римский врач Клавдий Гален (ок. 130 — 200 гг. н. э.) доказывал это опытами на животных с перерезкой у них нервов ор­ганов чувств. В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оста­валась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых ре­зультатов психологических исследований.

Особое значение для изучения этой проблемы име­ла рефлекторная теория психики. Понятие рефлекса (по-латыни — «отражение») в науку ввел французский уче­ный Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы. В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлеторной теории психики принад­лежит нашим соотечественникам И.М. Сеченову (1829 — 1905) и И.П. Павлову (1849-1936). На ней зиждется материалистическая психология.

И.М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863), первоначально названной им «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы», показал, что «все акты со-

знательной и бесознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы»[157, с. 176]. Он выде­лил в рефлексах три звена:

начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;

среднее звено — центральные процессы в моз­гу (процессы возбуждения и торможения и воз­никновение на этой основе психических состо­яний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.);

конечное звено — внешнее движение.

По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга «начинаются чувственным возбуждением, про­должаются определенным психическим актом и кон­чаются мышечным движением»[157, с. 176]. Посколь­ку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, постольку все психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздей­ствиях внешнего для мозга реального мира.

Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принад­лежит И.П. Павлову, создавшему новую область на­уки — учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

Высшая нервная деятельность — это понятие, обобщающее и физиологию высшей нервной деятель­ности и психологию, что отнюдь не означает тождество последних. В основе высшей нервной деятельности ле­жит условный рефлекс, представляющий собой одновре­менно и физиологическое, и психологическое явление.

И.П. Павлов в результате своих опытов пришел к заключению, помогающему лучше представить про­цессы корковой нейродинамики, лежащие в основе психической деятельности. Он выделил три пары ха­рактеристик, используемых для выявления типов выс­шей нервной деятельности (ВНД): сила— слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвиж­ность — инертность. Основываясь на многочисленныхэкспериментальных данных, И.П.Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характери­стик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД:

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный;

II тип — сильный, неуравновешенный, подвижный;

III тип— сильный, уравновешенный, инертный;

IV тип — слабый, неуравновешенный, инертный. Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы

можем заметить, что в начале XX в. из двух разных областей знаний — физиологии и психологии — офор­мились две специальные науки, которые занялись изу­чением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это — физиология высшей нервной деятель­ности и психофизиология.

Представители первой науки обратились к изуче­нию тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта.

Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики.

Общим для ученых, называющих себя специалис­тами по высшей нервной деятельности и по психофи­зиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приоб­ретения организмом нового опыта одновременно об­наруживающиеся на анатомо-физиологическом психо­логическом и поведенческом уровнях.

Большой вклад в понимание того, как связана ра­бота мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических кор­релятов психических явлений И.П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин), а также механизмы услов­но рефлекторного приобретения опыта (Е.Н. Соколов).

По мысли И.М. Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведен­ческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал И.М. Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую реф­лекторную природу.

Своеобразную эволюцию со времени первого сво­его появления с начала XX в. до наших дней претер­пели идеи И.П. Павлова, связанные с понятием услов­ного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процес­сов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все слож­ные формы поведения, тем более психические фено­мены, связанные с сознанием и волей.

Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опы­та— импринтинг, оперантное обусловливание, ви­карное научение, — которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойствен­ных человеку. Но тем не менее идея условного реф­лекса как одного из способов приобретения организ­мом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности, Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова.

Наряду с этим наметились новые, более перспек­тивные направления разработки проблемы связи пси­хики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы, совместно с физиоло­гическими, играют в управлении поведением, а с дру­гой — построения общих моделей регуляции поведе­ния с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин).

Результаты исследования условнорефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решение соответствую­щих вопросов внесли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психо­физиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Е.Н. Соколовым и Ч.А. Измайловым было предло­жено понятие концептуальной рефлекторной дуги (см. рис. 2.1.). В блок-схеме концептуальной рефлек­торной дуги выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы ней­ронов: афферентную (сенсорный анализатор), эф-фекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между аффе­рентной и эффекторной системами).

 


 

Афферентная система, начинающаяся с рецепто­ров, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, посту­пающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выде­ляющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы.

Эффекторная система включает командные ней­роны, мотонейроны и эффекторы, то есть нервные клет­ки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение.

Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными се­тями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецеп­торы — специфические аппараты органов чувств, спо­собные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия,— поступают сигналы-стимулы.

Рецепторы, в свою очередь, связаны с селектив­ными детекторами — нейронами, избирательно реаги­рующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы.

Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения ре­цепторов соответствует максимум возбуждения на од­ном из селективных нейронов-детекторов.

От детекторов сигналы далее поступают на команд­ные нейроны. Уровень возбуждения командных ней­ронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

В работу концептуальной рефлекторной дуги вклю­чен механизм обратной связи. Через этот механизм регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов кон­цептуальной дуги, пишет Е.Н. Соколов, явилось резуль­татом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.

Н.А. Бернштейн доказал, что даже простое движе­ние, приобретенное при жизни, не говоря уже о слож­ной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Фор­мирование двигательного акта,— писал он,— есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность... Для каждого двигательного акта, потенциально доступ­ного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности... Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообраз­нее требующиеся для его выполнения сенсорные кор­рекции» [19, с. 82].

Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за поро­гом сознания.

Как только движение превращается в автоматизи­рованный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля

уходит из поля сознания. Однако в самом начале осво­ения нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляют только наиболее простые дви­жения, для которых в организме уже имеются готовые врожденные или приобретенные механизмы.

Характерным явлением, сопровождающим пере­ключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает снятие зрительного контроля и за­мена его проприоцептивным. Это явление заключает­ся в том, что субъект оказывается в состоянии делать какую-то часть работы не глядя.

Американский ученый К. Халл явился основопо­ложником современной психофизиологической тео­рии научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой организм как саморегу­лирующую систему со специфическими механизма­ми поведенческой и генетико-биологической регуля­ции. Эти механизмы — в основном врожденные — служат для поддержания оптимальных условий физи­ческого и биохимического равновесия в организме — гомеостаза, включаются в действие, когда он на­рушен.

В основу теории Халла был положен ряд постула­тов, вытекающих из имеющихся знаний по физиоло­гии организма и мозга, полученных к началу второй трети XX в. Сформировав 16 таких постулатов с помо­щью определенных правил, представляющихся доста­точно обоснованными, К. Халл дедуктивно построил теорию поведения организма, многие выводы из кото­рой впоследствии нашли экспериментальное подтвер­ждение.

П.К. Анохин предложил модель организации и ре­гуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной сис­темы (см. рис. 2.2.).

 


 

Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул дол­жны быть восприняты, то есть субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порожда­ет образ. Сформировавшись, образ сам по себе по­ведения не вызывает. Он обязательно должен быть со­отнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.

Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникно­вению в сознании человека плана и программы пове­дения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели — акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.

С самого начала выполнения действия в его регу­ляцию включается воля, и информация о действии (че­рез обратную афферентацию) передается в централь­ную нервную систему, сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о пара­метрах результата уже выполненного действия.

Если параметры выполненного действия не соот­ветствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолже­нию действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

Теория функциональной системы П.К. Анохина [9] расставляет акценты в решении вопроса о взаимодей­ствии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, кото­рое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологи­ческих представлений.

А.Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономных блока головного мозга, обес­печивающие нормальное функционирование соответ­ствующих групп психических явлений [101].

Первый — блок мозговых структур, поддерживаю­щих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретику­лярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных до­лей мозга.

От работы этого блока зависят общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществ­ления психических функций.

Второй блок связан с познавательными психичес­кими процессами, восприятием, переработкой и хра­нением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т. п. Его кор­ковые проекции в основном располагаются "В задних и височных отделах больших полушарий.

Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программи­рованием, высшей регуляцией поведения и психичес­ких функций, сознательным их контролем.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название пробле­мы локализации психических функций, то есть, более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая — антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психоло­гическое свойство или состояние человека однозначно связаны с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно рас­положить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е гг. XX в.

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, пораже­ния одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты, в конеч­ном счете, подорвали веру в локализационизм и приве­ли к возникновению альтернативного учения — анти­локализационизма. Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически свя­зана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представлен­ности (локализации) психических функций в централь­ной нервной системе нет достаточных оснований.

В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функ­ционирование соответствующего свойства, процес­са или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее опре­деленной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения — с пораже­нием затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха — с поражениями височных долей больших полушарий и т. п. В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационйзму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над дру­гом, и оба учения продолжают сосуществовать, допол­няя друг друга в слабых своих позициях.

Наука ищет ответ на вопрос: «Почему женщина не может думать так, как мужчина?», и исследователи уже предложили несколько интересных возможных ответов. Мужчина и женщина отличаются друг от друга, рассуждают они, потому что небольшие различия в строении их мозга ведут к тому, что полученная инфор­мация обрабатывается ими по-разному.

Возможно, поэтому мужчины показывают лучшие результаты в тестах на пространственное мышление: они могут мысленно воссоздать изображение очерта­ний, пропорций и местонахождения предметов. Маль­чики также успевают лучше девочек по математике, включающей абстрактные понятия пространства, вза­имосвязей и теории.

С другой стороны, девочки обычно произносят первые слова и облекают их в предложения раньше мальчиков. Некоторые исследования показали, что женщины говорят более длинными и сложными пред­ложениями, чем мужчины. На дополнительных заня­тиях с отстающими по чтению больше мальчиков, чем девочек. Заикание и другие дефекты речи чаще встре­чаются у представителей мужского пола.

Каковы же анатомические различия мозга мужчин и женщин? Исследования мозга, проводимые после вскрытия, показали, что у женщин относительный вес мозолистого тела — пучка волокон, связывающего ле­вое и правое полушария,— больше, чем у мужчин. А это, в свою очередь, может привести к тому, что и обмен информацией между полушариями у них лучше.

Если такой вывод верен, то это совпадает с утвер­ждением, что у мужчин левое полушарие более приспо­соблено для вербальной деятельности, чем у женщин. Вероятно, мужчины используют правое полушарие в работе над абстрактными проблемами, в то время как у женщин задействованы сразу оба полушария.

Каким образом это влияет на мужской и женский типы мышления, науке пока доподлинно неизвестно. Зато известно, что на развитие мозга у зародыша ока­зывают влияние не только генетические факторы, но и гормоны. И большинство из нас с возрастом начинают думать, по крайней мере, хоть немного, как представи­тели другого пола.

Предлагаемый тест (№ 1), основанный на исследо­вании достаточно большой выборки (более 2000 чело-

век), может помочь вам узнать, насколько у вас муж­ской или женский склад мышления.

Внимательно прочитайте вопросы и предлагаемые варианты ответов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.