КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения о психологии
Урок 9. Контрольная работа (экзамен) по правилам дорожного движения. Цель урока: проверить знания, полученные по всему курсу правил дорожного движения. Рекомендации к проведению урока. Можно предложить учащимся письменную работу по вопросам и проверить полученные знания по практике.
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ Психология — и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, она еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их. Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть — «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе — в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Предметом изучения психологии является прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их но рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д. (см. рис. 1.1.).
Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления — психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. Изучение психологической науки начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах психологической науки. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа. Развитие психологической науки и практики в современном мире демонстрирует тенденции психологизации различных сторон и видов деятельности общества за счет интенсификации использования психологического фактора. В общественном сознании все более формируется понимание того, что дальнейшее развитие общества невозможно без создания объективных и субъективных предпосылок для самоактуализации личности. Эта самоактуализация становится возможной лишь при условии создания у каждого члена общества, ячейки, социальной группы максимально развернутого представления о своих возможностях и особенностях, путях и средствах саморазвития и актуализации потенциала, преодоления комплекса проблем. Помощь же в нахождении и актуализации этих ресурсов развития и становится основной задачей психологической науки и практики. В мире на сегодняшний день существует большое количество различных психологических школ, подходов и направлений. Мы лишь вкратце остановимся на основных из них (см. рис. 1.2.):
Поведенческий подход (бихевиоризм). В рамках данного подхода психические расстройства различного типа обусловлены неадаптивным поведением (отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма). Основные представители — Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура. Деятельностный подход, формировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе. Во многих случаях практикуются первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация, переход во внутренний, идеальный план. Деятельностный подход альтернативен поведенческому (он, собственно, во многом и формировался как оппозиционный), ориентируясь не на избавление от симптома как такового, но на построение новых внутренних систем. Основные представители — А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Так, американский исследователь Дж. Келли (1905—1966) в центр своей теории «личностных конструктов» поставил представление о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. По Келли, человек строит образ реальности на основе особых — индивидуальных — понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходства и различия между событиями (простейшие примеры: добрый — злой, сильный — слабый и т. д.). Эти шкалы (они и есть «личностные конструкты»), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире; неподтверждение гипотез влечет отказ от конструкта либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекватностью конструктов и трудностями в их перестройке. Психоаналитический подход. При всех различиях данного направления, его общая направленность — помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений; за счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля и, по крайней мере, частичного овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста. Конкретные методы психоаналитической работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для З. Фрейда основным был катартический метод; катарсис, то есть «очищение», он связывал с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможными благодаря тому, что психоаналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки «сопротивления», дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении их истинных «объектов». Для К. Г. Юнга основным выступал метод «активного воображения», предполагавший возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. В терапии К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных проблем) и определения реалистических целей. Г. С. Салливан основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей в терапевтической ситуации между терапевтом и клиентом при использовании метода «психиатрического интервью». Широко распространенным направлением психотерапии, также основанным на психоаналитических принципах, является трансакционный анализ (в русских переводах используется также термин «трансактный анализ»), основателем которого является Э. Берн. Согласно его представлениям, в каждом человеке «живет» тот ребенок, которым он был, тот взрослый, которым он сейчас является, и родительские образы. Соответственно, во взаимодействиях с другими людьми мы ведем себя то как ребенок — свободный, творческий, раскованный («естественный ребенок») или бунтующий против «давления сверху», приспосабливающийся, отчуждающийся («адаптирующийся ребенок»); то как родитель— наставляющий, контролирующий, запрещающий («опекающий родитель» и «контролирующий родитель»); то как взрослый, способный к реалистической оценке событий, разумный, зрелый, независимый. Экзистенциально-гуманистический подход (гуманистическая психология). К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое становление. Наиболее важные из них — подходы А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла. Гештальттерапия. Это направление, связанное с гештальтпсихологией, выдвинувшей, в противовес представлениям ассоцианистов, идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода, причем не только в психологии, но и в науке в целом). Само направление гештальттерапии связано с именем Фрица (Фредерика) Перлса (1893— 1970). Перле считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, то есть бытия человека. Контакт — формирование гештальта, уход — завершение. Психодрама. Это направление связано с именем Я. Л. Морено (1892—1974), американского психолога, которого многие авторы считают основателем групповой психотерапии, т. е. терапии, осуществляющейся не в индивидуальной работе психолога с одним клиентом, а в работе психолога с группой, причем работа эта может быть направлена на одного из участников группы или на группу в целом. Психодрама представляет такой метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях (возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов). Сам рассказчик (протагонист), в зависимости от избранной формы работы, может быть участником или зрителем, в большей или меньшей степени влиять на ход драматизации. Важными условиями являются доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катартический эффект, возникающий при отреагировании внутренних конфликтов, выявляющихся в ходе психодраматического действия. Элементы психодрамы широко используются в разнообразных терапевтических направлениях, помимо собственно психодрамы,— в психоанализе, поведенческой терапии, гештальттерапии и др. Телесно-ориентированный подход. Выделение телесно-ориентированного подхода в одном ряду с психоаналитическим, поведенческим и другими, не вполне корректно, так как он не представляет единую теоретическую платформу; вместе с тем мы сочли важным сказать о нем специально, так как в последнее время принцип «лечения души» через воздействие на тело становится все более распространенным. Основателем этого подхода в психологии следует считать Вильгельма Райха, предложившего систему «вегетотерапии». В его представлении любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Так как душа и тело едины, то можно, «распуская» эти панцири, помогать человеку в высвобождении энергии и тем облегчать душевные страдания. Основные приемы при этом связаны с массажем и дыханием, а также двигательными упражнениями различного типа, голосовыми упражнениями. Психосинтез. Это направление связано с именем его основателя Роберто Ассаджиоли (1888— 1974), который начинал как психоаналитик, став его пионером в Италии. Представление о личности в психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится. Ассаджиоли рассматривает следующие составляющие: • низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.); • среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут легко осознаться, аналог фрейдовского предсознательного); • высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности —интуиция, вдохновение); • поле сознания — анализируемые мысли, чувства, побуждения; • сознательная самость — «Я» — точка ясного осознавания; • высшая самость — своего рода «внутренний бог». Важную роль в психосинтезе играет понятие субличностей — как бы относительно независимых личностей внутри нас; например, субличности могут соответствовать ролям, которые мы играем в жизни. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя («мое, но не я») при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенного открытия своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра. Трансперсональный подход. Лидер трансперсональной психологии Станислав (Стем) Гроф (чехословацкий, позже американский психолог) отмечает связь своих представлений с целым рядом концепций К. Г. Юнга, Р.Ассаджиоли и представлениями А. Маслоу относительно высших мотивов и «пиковых чувств» (особых переживаний типа вдохновения или мистических видений). В трансперсональной психологии, в частности, используются понятия «коллективное бессознательное», «сверхсознание» и т. д., в психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Главной отличительной чертой трансперсонального подхода Гроф считает модель человеческой души, в которой признаются «значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания» и готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Соответственно, особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания (например, перинатальные воспоминания, т. е. воспоминания о процессе рождения) позволяют клиенту не просто встретиться с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с названными измерениями. Так, например, широко известен метод «холотропного дыхания». Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и, соответственно, концентрирует усилия На анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений — или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг к другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения. Попробуем рассмотреть отношения психологии с естественными и гуманитарными дисциплинами (при этом закономерен вопрос, к каким из них следует отнести саму психологию). Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее явная связь — с биологическими науками. Если рассматривать формирование собственно научной психологии, то здесь необходимо отметить несколько аспектов в отношениях психологии с биологическими дисциплинами. Во-первых, это заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики — ряд психологических теорий апеллировал к ним непосредственно [47]. Значительную роль в этом плане сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина (который, кстати, и сам разрабатывал некоторые психологические проблемы). В первую очередь это касается идеи приспособления к меняющимся условиям среды, что дает ключ к пониманию эволюции форм психической жизни и их адаптивной роли. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов — специалистов, как в области психологии животных, так и психологии человека. Одна из принципиальных проблем психологии — проблема развития психики в филогенезе — обсуждается, как правило, с апелляцией к Дарвину. Эта проблема разрабатывается одной из психологических дисциплин — эволюционной биопсихологией (см. рис. 1.1.). Известный в эмбриологии принцип эпигенетизма (согласно которому в развитии эмбриона есть этапы появления качественных новообразований — в противовес принципу преформизма, утверждающему, что организм изначально дан как таковой и изменяется лишь количественно) был использован Э. Эриксоном в анализе психического развития человека. Одним из авторитетных направлений современной биологии является этология — наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды; эта наука распространяет свои принципы и на человека в поисках биологических истоков его социального поведения, и частности агрессивности. Один из основателей этологии — австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 — 1989). Исследования этологов представляют непосредственный интерес для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии). Проблема соотношения врожденного и приобретенного — одна из центральных в психологии, в связи с чем для нее важны и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т. п. Пограничная с генетикой область психологии — психогенетика, выявляющая роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека. «Биологическая аналогия» иногда заходит в психологию очень глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений (например, «социобиология» американского ученого Э. Уилсона) и, как правило, в этих случаях вызывает критику со стороны психологов, хотя в некоторых отношениях и в определенных пределах ее правомерность признается. Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности с физиологией высшей нервной деятельности. Общеизвестно значение для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также выдающуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875— 1942), разрабатывавшего идею доминанты (временно господствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего представление о формировании «функционального органа» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1966), разрабатывавшего принципы физиологии активности — направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях, с идеями Н.А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898 — 1974), в центре которых — представление об «опережающем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления — функциональные системы. Идеи Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А.Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине, как студент). На стыке медицины и психологии возникла медицинская (клиническая) психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделим основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов). Тесно связана с медициной так называемая, специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития (патопсихология). Таким образом, связь психологии с биологически-ми науками несомненна. Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой. Это так, в целом — связь менее непосредственная — но, тем не менее, она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и направлениях) то мировоззрение, которое определялось основными открытиями — или господствующими принципами — в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» — представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике. В ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это — связи вполне явные, но есть и более опосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений. Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофармакология — научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов. Мы очень кратко очертили связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной? Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений (например, бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание. Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) — они выступают предметом истории психологии. С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп. Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и т. п.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана. Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы являются для них общими (например, особенности взаимоотношений внутри политических групп, образованных на национальной основе). Проблемами связи личности и социума, культурных национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи — либо непосредственно, либо включая их в иную проблематику. Не случайно при обсуждении связи психологии с гуманитарными дисциплинами мы не называем конкретных имен — так или иначе, с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечественные и зарубежные авторы, выходящие в исследованиях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее — в условной и не вполне корректной изоляции человека от окружения и культуры). Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С языковедением психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика. Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства). Кроме названных, на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существуют психология религии, юридическая психология, педагогическая психология, психология управления, экономическая психология и др. Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология, в основном, заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных — дело обстоит иначе: психология не только «берет», но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории, социологии, педагогики, языковедения. До сих пор мы не коснулись связи психологии и философии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия — некая метанаука, «сверхнаука», «мать наук». Психология долгое время развивалась в рамках философии и ответ на вопрос о том, какая же из этих двух наук древнее, на самом деле не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В свою очередь, выделение психологии в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это — проблемы философского плана. Во многих случаях, впрочем, психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это), либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении («прагматизм» или «психологический прагматизм»); работы С. Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими. И это — далеко не единственные примеры. Укажем и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа: гносеология (теория познания) и психология познавательной деятельности; логика и психология мышления; эстетика и психология искусства и т. д. Так, для швейцарского психолога Жана Пиаже (1896—1980) разработанная им логическая система позволяла описывать развитие психики ребенка как совершенствование структуры действий; в центре его внимания — формирование логико-математического строя человеческого познания. Итак, мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучному либо гуманитарному знанию. На первый вопрос ответ очевиден: ее место— в центре наук, она связана — и исторически, и актуально со всеми основными областями знания. По мнению Пиаже, это так, поскольку психология изучает человеческое мышление, а все науки выступают как воплощенное мышление. Ответ на второй вопрос не может быть столь же однозначен. В психологии — не являющейся, напомним, единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме — представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода — в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т. д. Это означает, что подход к человеку просто как к «явлению природы» недостаточен. В то же время обсуждение природы человеческих ценностей неизбежно предполагает некую точку отсчета, каковой часто оказывается система ценностей самого психолога (что также характерно для гуманитарного знания: личность исследователя здесь часто оказывается тем, от чего невозможно — а часто и ненужно — абстрагироваться). В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим, в первую очередь, связь психологии с педагогикой и медициной,— теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей. Связь психологии с педагогикой непосредственна. Нельзя эффективно работать с обучаемым, не представляя тех закономерностей, по которым развивается его психика, тех принципов, по которым должно строиться общение, и не владея методами его организации, не умея усмотреть индивидуальные особенности личности и т. д. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации {педагогическая психология). Педагогика — в соответствии со своими принципами — ориентирована на то же, поэтому взаимодействие наук вполне закономерно. Не случайно поэтому имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли и в историю психологии — среди них — Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся ученые были деятелями как психологии, так и педагогики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. В. Занков и др.). Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику, позволяет ответить и еще на один вопрос — относительно того, является ли она фундаментальной наукой или прикладной. Основные задачи психологии — это, с одной стороны, познание психической реальности как таковой и с другой стороны, на основании этого знания — выработка средств практической помощи людям в самых разнообразных областях — в организации оптимальных условий труда, воспитании, облегчении тягостных личных переживаний, лечении неврозов и т. п. Глава 2
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |