Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения о психологии




Урок 9. Контрольная работа (экзамен) по правилам дорожного движения.

Цель урока: проверить знания, полученные по всему курсу правил дорожного движения.

Рекомендации к проведению урока.

Можно предложить учащимся письменную работу по вопросам и проверить полученные знания по практике.

 

 

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология — и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, она еще в будущем. Ее существование как самостоя­тельной научной дисциплины едва насчитывает столе­тие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лако­нично и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который озна­меновался отходом от философии, сближением с ес­тественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в после­дней четверти XIX в., однако истоки психологии теря­ются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегре­ческого означает «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть — «наука о душе». Согласно очень рас­пространенному представлению, первые психологи­ческие воззрения связаны с религиозными представ­лениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с на­коплением первых знаний и развиваются в борьбе за­рождающейся научной мысли против религии с ее ми­фологическими представлениями о мире вообще, о душе — в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета пси­хологии.

Психология как наука обладает особыми качества­ми, которые отличают ее от других научных дисцип­лин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специ­ально занимается, решая научные и практические за­дачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представ­лена ему в виде собственных ощущений, образов, пред­ставлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмо­ций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внима­ние и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познаватель­ными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людь­ми, непосредственно управляют действиями и поступ­ками. Их называют психическими свойствами и состо­яниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое об­щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирова­ния и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обра­щаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их но рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния че­ловека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет со­бой весьма разветвленную систему наук. В ней выде­ляется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направ­ления научных исследований. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогичес­кая, медицинская, возрастная, юридическая, генети­ческая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д. (см. рис. 1.1.).

 


 

Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления — психологию познавательных процессов и психологию личности.

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышле­ние и речь. С помощью этих процессов человек полу­чает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, ха­рактер и воля.

Изучение психологической науки начинается с об­щей психологии, так как без достаточно глубокого зна­ния основных понятий, вводимых в курсе общей психо­логии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах психологической науки. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей ма­тематики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

Развитие психологической науки и практики в современном мире демонстрирует тенденции психоло­гизации различных сторон и видов деятельности об­щества за счет интенсификации использования психо­логического фактора.

В общественном сознании все более формируется понимание того, что дальнейшее развитие общества невозможно без создания объективных и субъективных предпосылок для самоактуализации личности. Эта са­моактуализация становится возможной лишь при ус­ловии создания у каждого члена общества, ячейки, социальной группы максимально развернутого пред­ставления о своих возможностях и особенностях, пу­тях и средствах саморазвития и актуализации потен­циала, преодоления комплекса проблем. Помощь же в нахождении и актуализации этих ресурсов развития и становится основной задачей психологической науки и практики.

В мире на сегодняшний день существует большое количество различных психологических школ, подхо­дов и направлений. Мы лишь вкратце остановимся на основных из них (см. рис. 1.2.):

 


 

Поведенческий подход (бихевиоризм).

В рамках данного подхода психические расстрой­ства различного типа обусловлены неадаптивным по­ведением (отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма). Основные представите­ли — Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура.

Деятельностный подход, формировавшийся пре­имущественно в отечественной психологической шко­ле. Во многих случаях практикуются первоначальное овладение действием во внешнем плане и последую­щая интериоризация, переход во внутренний, идеаль­ный план. Деятельностный подход альтернативен поведенческому (он, собственно, во многом и фор­мировался как оппозиционный), ориентируясь не на избавление от симптома как такового, но на построение новых внутренних систем. Основные представи­тели — А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Когнитивистский подход. В его основе лежат тео­рии, описывающие личность с точки зрения организа­ции познавательных структур. Так, американский ис­следователь Дж. Келли (1905—1966) в центр своей теории «личностных конструктов» поставил представ­ление о том, что главным является то, какими средства­ми располагает человек для описания мира, для про­гнозирования будущих событий.

По Келли, человек строит образ реальности на ос­нове особых — индивидуальных — понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходства и различия меж­ду событиями (простейшие примеры: добрый — злой, сильный — слабый и т. д.). Эти шкалы (они и есть «лич­ностные конструкты»), включенные в сложные взаимо­связи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипо­тезы о мире; неподтверждение гипотез влечет отказ от конструкта либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловле­ны неадекватностью конструктов и трудностями в их перестройке.

Психоаналитический подход. При всех различиях данного направления, его общая направленность — по­мочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягос­тных переживаний и болезненных проявлений; за счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля и, по крайней мере, частичного овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста.

Конкретные методы психоаналитической работы варьируют в зависимости от конкретного направления.

Так, для З. Фрейда основным был катартический ме­тод; катарсис, то есть «очищение», он связывал с тем, что клиент заново переживает травматические собы­тия детства и может отреагировать те чувства, кото­рые подавлялись.

Понимание причин болезненных проявлений и ус­тановление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможными благодаря тому, что психоана­литик, толкуя символы сновидений и фантазий, интер­претируя спонтанные высказывания, фиксируя точки «сопротивления», дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявле­ны в отношении их истинных «объектов».

Для К. Г. Юнга основным выступал метод «активно­го воображения», предполагавший возможность встре­чи и взаимодействия с символами бессознательного.

В терапии К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных про­блем) и определения реалистических целей.

Г. С. Салливан основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей в терапевтической ситуации между терапевтом и клиентом при использовании метода «психиатрического интервью».

Широко распространенным направлением пси­хотерапии, также основанным на психоаналитических принципах, является трансакционный анализ (в рус­ских переводах используется также термин «трансактный анализ»), основателем которого является Э. Берн.

Согласно его представлениям, в каждом человеке «живет» тот ребенок, которым он был, тот взрослый, которым он сейчас является, и родительские образы. Соответственно, во взаимодействиях с другими людь­ми мы ведем себя то как ребенок — свободный, твор­ческий, раскованный («естественный ребенок») или бунтующий против «давления сверху», приспосабли­вающийся, отчуждающийся («адаптирующийся ребе­нок»); то как родитель— наставляющий, контроли­рующий, запрещающий («опекающий родитель» и «контролирующий родитель»); то как взрослый, спо­собный к реалистической оценке событий, разумный, зрелый, независимый.

Экзистенциально-гуманистический подход (гу­манистическая психология). К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого ста­новления и ответственности человека за свое станов­ление. Наиболее важные из них — подходы А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла.

Гештальттерапия. Это направление, связанное с гештальтпсихологией, выдвинувшей, в противовес представлениям ассоцианистов, идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхо­да, причем не только в психологии, но и в науке в целом). Само направление гештальттерапии связано с именем Фрица (Фредерика) Перлса (1893— 1970). Перле считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, то есть бытия человека. Контакт — формиро­вание гештальта, уход — завершение.

Психодрама. Это направление связано с именем Я. Л. Морено (1892—1974), американского психолога, которого многие авторы считают основателем группо­вой психотерапии, т. е. терапии, осуществляющейся не в индивидуальной работе психолога с одним клиентом, а в работе психолога с группой, причем работа эта может быть направлена на одного из участников груп­пы или на группу в целом.

Психодрама представляет такой метод группо­вой терапии, при котором участники группы моде­лируют в театрализованной форме ситуации, пред­лагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях (возможны вари­анты с использованием литературных текстов или их пересказов). Сам рассказчик (протагонист), в за­висимости от избранной формы работы, может быть участником или зрителем, в большей или меньшей степени влиять на ход драматизации.

Важными условиями являются доброжелатель­ность группы, спонтанность поведения, импровиза­ция. «Проживая» важные ситуации, человек по-но­вому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение имеет катартический эффект, возникающий при отреагировании внутренних конф­ликтов, выявляющихся в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в разнообразных терапевтических направлениях, поми­мо собственно психодрамы,— в психоанализе, поведен­ческой терапии, гештальттерапии и др.

Телесно-ориентированный подход. Выделение те­лесно-ориентированного подхода в одном ряду с психо­аналитическим, поведенческим и другими, не вполне корректно, так как он не представляет единую теоре­тическую платформу; вместе с тем мы сочли важным сказать о нем специально, так как в последнее время принцип «лечения души» через воздействие на тело становится все более распространенным.

Основателем этого подхода в психологии следует считать Вильгельма Райха, предложившего систему «вегетотерапии». В его представлении любое сдержи­вание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Так как душа и тело едины, то можно, «рас­пуская» эти панцири, помогать человеку в высво­бождении энергии и тем облегчать душевные страда­ния. Основные приемы при этом связаны с массажем и дыханием, а также двигательными упражнениями различного типа, голосовыми упражнениями.

Психосинтез. Это направление связано с именем его основателя Роберто Ассаджиоли (1888— 1974), ко­торый начинал как психоаналитик, став его пионером в Италии. Представление о личности в психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится. Ассаджиоли рассматривает следующие составляющие:

• низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.);

• среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут легко осознаться, аналог фрейдовского предсознательного);

• высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности —интуиция, вдохновение);

• поле сознания — анализируемые мысли, чувства, побуж­дения;

• сознательная самость — «Я» — точка ясного осознавания;

• высшая самость — своего рода «внутренний бог».

Важную роль в психосинтезе играет понятие субличностей — как бы относительно независимых личностей внутри нас; например, субличности могут соответствовать ролям, которые мы играем в жизни. В процессе терапии клиент узнает о различных состав­ляющих своей личности и научается различать их от самого себя («мое, но не я») при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и посте­пенного открытия своего объединяющего психологи­ческого центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

Трансперсональный подход. Лидер трансперсо­нальной психологии Станислав (Стем) Гроф (чехосло­вацкий, позже американский психолог) отмечает связь своих представлений с целым рядом концепций К. Г. Юнга, Р.Ассаджиоли и представлениями А. Маслоу относи­тельно высших мотивов и «пиковых чувств» (особых переживаний типа вдохновения или мистических виде­ний). В трансперсональной психологии, в частности, используются понятия «коллективное бессознательное», «сверхсознание» и т. д., в психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития.

Главной отличительной чертой трансперсонально­го подхода Гроф считает модель человеческой души, в которой признаются «значимость духовного и косми­ческого измерений и возможностей для эволюции со­знания» и готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Соответственно, особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания (на­пример, перинатальные воспоминания, т. е. воспоми­нания о процессе рождения) позволяют клиенту не просто встретиться с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с названными измере­ниями. Так, например, широко известен метод «холотропного дыхания».

Говорить о психологии как единой науке на совре­менном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвига­ет свои объяснительные принципы и, соответственно, концентрирует усилия На анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближе­ние ряда направлений — или хотя бы тенденция к боль­шей терпимости их по отношению друг к другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

Попробуем рассмотреть отношения психологии с естественными и гуманитарными дисциплинами (при этом закономерен вопрос, к каким из них следует от­нести саму психологию).

Связь психологии с естественными науками впол­не очевидна. Наиболее явная связь — с биологически­ми науками. Если рассматривать формирование соб­ственно научной психологии, то здесь необходимо отметить несколько аспектов в отношениях психоло­гии с биологическими дисциплинами.

Во-первых, это заимствование некоторых общебио­логических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики — ряд психологи­ческих теорий апеллировал к ним непосредственно [47].

Значительную роль в этом плане сыграла эволюци­онная теория Ч. Дарвина (который, кстати, и сам раз­рабатывал некоторые психологические проблемы). В первую очередь это касается идеи приспособления к меняющимся условиям среды, что дает ключ к понима­нию эволюции форм психической жизни и их адап­тивной роли.

Идеи Дарвина оказали влияние на многих психо­логов — специалистов, как в области психологии живот­ных, так и психологии человека. Одна из принципиаль­ных проблем психологии — проблема развития психики в филогенезе — обсуждается, как правило, с апелляци­ей к Дарвину. Эта проблема разрабатывается одной из психологических дисциплин — эволюционной биопси­хологией (см. рис. 1.1.).

Известный в эмбриологии принцип эпигенетизма (согласно которому в развитии эмбриона есть этапы появления качественных новообразований — в проти­вовес принципу преформизма, утверждающему, что организм изначально дан как таковой и изменяется лишь количественно) был использован Э. Эриксоном в анализе психического развития человека.

Одним из авторитетных направлений современной биологии является этология — наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды; эта наука распространяет свои принципы и на человека в поис­ках биологических истоков его социального поведения, и частности агрессивности. Один из основателей это­логии — австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 — 1989). Исследования этологов представляют непосред­ственный интерес для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии).

Проблема соотношения врожденного и приобретен­ного — одна из центральных в психологии, в связи с чем для нее важны и данные генетики, предоставляю­щие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психи­ческим заболеваниям и т. п. Пограничная с генетикой область психологии — психогенетика, выявляющая роль генотипа и среды в формировании индивидуаль­ных особенностей человека.

«Биологическая аналогия» иногда заходит в пси­хологию очень глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений (например, «социобиология» американского ученого Э. Уилсона) и, как правило, в этих случаях вызывает критику со стороны психологов, хотя в некоторых отношениях и в опреде­ленных пределах ее правомерность признается.

Особенно выделим связь психологии с физиоло­гией, в частности с физиологией высшей нервной деятельности. Общеизвестно значение для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также вы­дающуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875— 1942), разрабатывавшего идею доминанты (временно гос­подствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего пред­ставление о формировании «функционального орга­на» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности).

Выдающуюся роль в становлении психологии сыг­рали работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1966), разрабатывавшего принципы физиоло­гии активности — направления, трактовавшего пове­дение с точки зрения его регуляции со стороны ожи­даемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности).

Во многих отношениях, с идеями Н.А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898 — 1974), в центре которых — представление об «опережа­ющем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные яв­ления — функциональные системы.

Идеи Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, имея и са­мостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом.

Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатоло­гию и психиатрию. Характерно, что многие выдаю­щиеся психологи были и клиницистами (В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А.Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучал­ся медицине, как студент).

На стыке медицины и психологии возникла ме­дицинская (клиническая) психология, разрабатываю­щая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

Особо выделим основанную А.Р. Лурия нейропсихо­логию, существующую на стыке психологии, физиоло­гии и медицины науку, изучающую мозговые механиз­мы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответству­ющими перестройками в организации мозговых меха­низмов).

Тесно связана с медициной так называемая, специ­альная психология, изучающая различные варианты па­тологии психического развития (патопсихология).

Таким образом, связь психологии с биологически-ми науками несомненна.

Казалось бы, сложнее усмотреть связь психоло­гии с физикой. Это так, в целом — связь менее не­посредственная — но, тем не менее, она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествоз­нанием, отражала (разумеется, в определенных отно­шениях и направлениях) то мировоззрение, которое определялось основными открытиями — или господ­ствующими принципами — в области физической кар­тины мира.

Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» — представлению об атомарном строении души; физические принципы экс­периментирования во многом определили требования объективного подхода к психике. В ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это — связи вполне явные, но есть и более опосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, суще­ствуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существу­ет психофармакология — научно-практическая дис­циплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Мы очень кратко очертили связь психологии с есте­ственными науками. Означает ли это, что и психоло­гию следует считать наукой естественной?

Во многих отношениях такое представление обосно­вано, и ряд психологических направлений (например, бихевиоризм) ориентирован именно на такое пони­мание.

Однако не менее сильна связь психологии с на­уками гуманитарными. Преимущественно это соотно­сится с теми отраслями психологического знания, ко­торые связаны с человеческой личностью.

С историей психологию сближает интерес к особен­ностям душевного облика человека в различные истори­ческие эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) — они выступают пред­метом истории психологии.

С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение законо­мерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отноше­ний. Одна из ведущих отраслей психологии — социаль­ная психология, изучающая психологические особенно­сти человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимо­отношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и т. п.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Названные междисциплинарные области психоло­гии тесно связаны между собой, и многие проблемы являются для них общими (например, особенности взаимоотношений внутри политических групп, образо­ванных на национальной основе).

Проблемами связи личности и социума, культур­ных национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окруже­нием и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выда­ющиеся психологи — либо непосредственно, либо включая их в иную проблематику. Не случайно при об­суждении связи психологии с гуманитарными дисцип­линами мы не называем конкретных имен — так или иначе, с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечествен­ные и зарубежные авторы, выходящие в исследовани­ях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее — в условной и не вполне кор­ректной изоляции человека от окружения и культуры).

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредствен­ным образом.

С языковедением психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языко­вого общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область со­прикосновения в подходах к проблемам художественно­го творчества и личности художника, восприятия худо­жественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Кроме названных, на стыке психологии и других гу­манитарных дисциплин существуют психология религии, юридическая психология, педагогическая психология, психология управления, экономическая психология и др.

Обратите внимание: если в отношении фундамен­тальных естественных наук психология, в основном, за­имствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных — дело обстоит иначе: психология не только «берет», но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках исто­рии, социологии, педагогики, языковедения.

До сих пор мы не коснулись связи психологии и философии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Филосо­фия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия — некая метанаука, «сверхнаука», «мать наук».

Психология долгое время развивалась в рамках философии и ответ на вопрос о том, какая же из этих двух наук древнее, на самом деле не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В свою очередь, выделение психологии в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это — проблемы философского плана.

Во многих случаях, впрочем, психологи непосред­ственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, со­ветские психологи основывались на философии марк­сизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основыва­ется на принципах экзистенциализма и т. д.

Для психологии определенные философские кон­цепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических поло­жений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это), либо оказывали влияние на воз­никновение и развитие философских теорий.

Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении («прагматизм» или «психологический прагматизм»); работы С. Л. Рубинштейна («Бытие и со­знание», «Человек и мир» и др.) являются философски­ми не в меньшей мере, чем психологическими. И это — далеко не единственные примеры.

Укажем и на то, что в ряде случаев психологичес­кое и философское знание сближаются непосред­ственно через конкретный объект анализа: гносеоло­гия (теория познания) и психология познавательной деятельности; логика и психология мышления; эсте­тика и психология искусства и т. д.

Так, для швейцарского психолога Жана Пиаже (1896—1980) разработанная им логическая система позволяла описывать развитие психики ребенка как совершенствование структуры действий; в центре его внимания — формирование логико-математического строя человеческого познания.

Итак, мы обсудили связь психологии с рядом фун­даментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучно­му либо гуманитарному знанию.

На первый вопрос ответ очевиден: ее место— в центре наук, она связана — и исторически, и актуаль­но со всеми основными областями знания. По мнению Пиаже, это так, поскольку психология изучает челове­ческое мышление, а все науки выступают как вопло­щенное мышление.

Ответ на второй вопрос не может быть столь же однозначен. В психологии — не являющейся, напом­ним, единым знанием, подчиненным одной теорети­ческой схеме — представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода — в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем челове­ческих ценностей, смыслов, переживаний и т. д. Это означает, что подход к человеку просто как к «явлению природы» недостаточен. В то же время обсуждение природы человеческих ценностей неизбежно предпо­лагает некую точку отсчета, каковой часто оказывается система ценностей самого психолога (что также ха­рактерно для гуманитарного знания: личность иссле­дователя здесь часто оказывается тем, от чего не­возможно — а часто и ненужно — абстрагироваться).

В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим, в первую очередь, связь психологии с педагогикой и ме­дициной,— теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.

Связь психологии с педагогикой непосредствен­на. Нельзя эффективно работать с обучаемым, не представляя тех закономерностей, по которым развивается его психика, тех принципов, по которым должно стро­иться общение, и не владея методами его организации, не умея усмотреть индивидуальные особенности лич­ности и т. д. Психология старается выявить психоло­гические механизмы, лежащие в основе педагоги­ческих взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия опти­мальной организации {педагогическая психология).

Педагогика — в соответствии со своими принци­пами — ориентирована на то же, поэтому взаимодей­ствие наук вполне закономерно. Не случайно поэтому имена выдающихся теоретиков и практиков педагоги­ки вошли и в историю психологии — среди них — Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а многие вы­дающиеся ученые были деятелями как психологии, так и педагогики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. В. Занков

и др.).

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику, позволяет ответить и еще на один вопрос — относительно того, является ли она фундаментальной наукой или прикладной.

Основные задачи психологии — это, с одной сто­роны, познание психической реальности как таковой и с другой стороны, на основании этого знания — вы­работка средств практической помощи людям в самых разнообразных областях — в организации оптимальных условий труда, воспитании, облегчении тягостных лич­ных переживаний, лечении неврозов и т. п.

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.