Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воззрений в докапиталистических обществах




УЧЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Эпоха дорыночной экономики включает в себя периоды становления экономических воззрений Древнего мира (Востока, Греции, Рима) и Средневековья. Представители экономической мысли в своих трудах отстаивали приоритет натурального хозяйства, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, по их мнению, нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров, рассматривали сущность таких категорий, как товар и стоимость, функции денег, «справедливая цена». Доказательства идеологов древнего мира базировались на категориях морали этики, нравственности, методах исследования формальной логики, эмпирического анализа и элементов каузального метода. Дорыночная эпоха завершилась зарождением капитализма, переходом к рыночному механизму хозяйствования, а с точки зрения истории экономической мысли - формированием первой теоретической школы – меркантилизма и каузального метода исследования, утвержденного поздними меркантилистами как основополагающий метод.

 

Предмет и методы изучения экономической науки. История экономических учений – изучает эволюцию взглядов, закономерности и предпосылки формирования, развития экономических школ, направлений, теорий. Экономические школы характеризуются, прежде всего, тем, что они изучают, и как изучают, то есть предметом и методом и методологией исследования. Методология - это исследование концепций, теорий и основных принципов рассуждения, принятых в той или иной науке, способ, которым устанавливается соотношение между теорией и реальностью. Методологию следует рассматривать как технологию научного исследования, и как совокупность методов и принципов и способов, применяемых в процессе научного познания. В методологии систематизируются проблемы, предмет и инструментарий научного исследования. Стиль научного познания формирует методологию, которая определяет, в свою очередь, метод. Под методом исследователи понимают формальную, математическую или диалектическую логику, каждая из них состоит из совокупности методов – приемов и способов познания. Метод отражает предмет исследования. Методы изучения экономической теории – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В качестве основных методов исследования в экономической науке выступают следующие: формальная логика (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), функциональный, каузальный, математический, субъективно-психологический, диалектический.

Традиционно в экономической теории различают позитивный и нормативный аспекты исследования, соответственно выделяют позитивную и нормативную экономику. Позитивная экономика – совокупность систематических знаний, на основе изучения фактов, относящихся к тому, «что есть». Нормативная или регулятивная экономика – система знаний на основе изучения ценностей, относящихся к тому, «что может быть». Дэвид Юм (Трактат о человеческой природе,1770) выявил логическое различие между позитивным и нормативным подходом. Позитивный метод применяется при исследовании «что есть», фактов, при этом, анализ носит объективный и описательный характер, а результаты научного исследования – истинный или ложный характер. Нормативный метод применяется при исследовании, «что должно быть» и анализа ценностей. Анализ носит субъективный и предписывающий характер, на основании, которого действующая система или искусство правил может быть признана хорошей или плохой.

Джон Невилл Кейнс (Предмет и метод политической экономии,1891) определил задачи позитивной науки – установление закономерностей, а для нормативной – определение идеалов, системы правил, искусства достижения заданных целей.

Исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы и ее решения, методы исследования, господствующие в течение определенного исторического периода времени в научном сообществе рассматриваются как парадигма. В истории экономической мысли рассматриваются парадигма «экономического человека», маржинализма, субъективно-психологическая парадигма и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.