Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально важные качества социального педагога




Содержательную составляющую общепрофессиональных навыков социального педагога невозможно раскрыть, не обратившись к результатам научных изысканий Л.Н.Лесохиной в области теории и практики социально-педагогической деятельности, по мнению которой социальному педагогу присущ ряд специфических свойств и качеств.

Социальный педагог - это профессионал, использующий педагогические методы в разных социальных средах.

Социальный педагог - это профессионал, осознавший свое призвание - быть хранителем человека, участником в становлении и развитии его социального опыта, наставником и поводырем по жизненным дорогам.

Социальный педагог - это профессионал, исследователь, общественный деятель, опирающийся в своей деятельности исключительно на «бескровные» методы воздействия. «Когнитивная» (рациональная) социальная педагогика воздействует на развитие ума, «аффективная» - ответственна за состояние чувств, «конативная» (поведенческая) - за планы и программы поведения. В целом социальная педагогика воздействует таким образом, что личность вписывается в общецивилизационный контекст и проявляет себя в конкретных ситуациях государства, национального сообщества, региона, определенного социального института, в частности, школы, вуза, новых учебных заведений.

Социальный педагог - это не столько указание на сферу деятельности, сколько на ее идею, содержание, сущность. Социальный педагог отличается от политика тем, что он проводит не политическую, а образовательную, нравственную идею. От представителей «правовой» сферы - тем, что никогда не может использовать «санкцию», не имеет права наказывать,- только убеждать, советовать, принимать участие в судьбе человека. Если экономист владеет, быть может, самым сильным оружием регулирования - экономическими рычагами,- педагог выступает как просвещенец, располагая «словом», но не материальными его эквивалентами. Следовательно, социальный педагог осуществляет свою профессиональную деятельность, пользуясь исключительно методами разъяснения, убеждения, участия.

Социальный педагог - профессионал, воздействующий на современное общество и человека средствами образования (всечеловеческого опыта).

В основе профессиональной подготовки социального педагога, находится идея образования как сущности социальной педагогики, способа, метода передачи (трансляции) всечеловеческого опыта, а сама социально-педагогическая деятельность выступает как педагогическая деятельность в конкретной социальной ситуации. Как бы то ни было, образование выступает содержательной стороной социальной педагогики. Важно не смешивать с идеологией, политикой, традиционной культурой, которые в малообразованных обществах «замещают» социально-педагогическое воздействие.

Социальный педагог - «информатор» человеческого сообщества. Он сообщает факты из истории человеческих цивилизаций - то есть философские выводы о смысле жизни и всего сущего, эпизоды славы и бесславия, переданные из поколения в поколение, мысли о «добре и зле», жизни и смерти, «таинствах рождения и ухода из жизни» и т.д.

Вплетая эту информацию в свою повседневную деятельность, он приумножает опыт ныне живущих людей за счет знания о прошлом.

Социальный педагог - просвещенец. Он не просто передает ту или иную информацию. Он ее интерпретирует, переводит на современный язык, приближает к современному человеку. Ставит проблемы, заставляет людей думать, спорить, доказывать. Тем самым социопедагог воздействует на формирование определенного типа личности. Он воспитывает.

Социальный педагог - образователь и исследователь, в том смысле, что он создает, формирует человека, влияет на его образ жизни и мыслей, буквально создает «образ». Активно вмешивается в поиск смысла жизни.

«Информатор», «просвещенец» и «образователь» - это разные уровни, ступени профессионального мастерства.

Овладение профессией социального педагога - это идентификация с данной социальной ролью (принятие нравственных и профессиональных норм, формирование чувственно-профессиональной сферы, отношение к профессии как самоотдача) и профессиональное поведение «в пользу» контактера, т.е. соприкасающихся с социальным педагогом людей. Освоение профессии предполагает не тот подход, когда просматривается сначала знание теории, потом практика и ориентация на месте (адаптация к профессии), а - сначала «проигрывание собственной профессиональной роли», создание образа себя в профессиональной роли с соответствующей мотивацией, установками и ценностными ориентациями, а затем осознание того, чему именно и как надо учиться, чтобы осуществить «свой сценарий».

Для формирования социального педагога в стенах вуза необходима, прежде всего, его идентификация с этой ролью.

Во-вторых, нужна социально-профессиональная мобильность - способность принимать на себя новые роли, входить в новые социальные структуры, выступать инициатором социальных нововведений.

В-третьих, - действовать всегда «в пользу» контактера, будь то дошкольник или старый человек, специалист или человек определенных занятий, вполне благополучный гражданин или лицо, совершившее противоправное деяние.

В-четвертых, важно совершенно исключить из профессиональной деятельности моменты политического, идеологического, религиозного или националистического «нажима». Опорой социального педагога служит знание, образование, запечатленный человеческий опыт.

В-пятых, нужно научиться оценивать свою работу в масштабе цивилизации и соотносить ее эффект не с прошлым и даже не с настоящим, а с ожидаемым будущим.

В-шестых, - четко понимать, что профессия социального педагога - это профессия повышенного риска, в том числе, что языком социального педагога говорит само общество, его прошлое и будущее, выстраданные им «уроки» опыта, прочувствованные оценки настоящего и предвидение будущего.

От социального педагога ожидают не формирования каких-либо качеств или навыков, а содействия личности в саморазвитии и самообучении. Социальному педагогу надлежит научить подопечного работать над своим собственным развитием. Однако подопечный социального педагога не должен попасть в зависимость от его помощи. Поэтому акцент должен быть на «развивающей помощи» в общении, на диалоге партнеров, в котором социальный педагог побуждает к изменению.

Личность социального педагога как профессионала отличает его гуманистическая направленность. Г.Н.Штинова различает разные формы гуманистической направленности: влечение (маловыраженная потребность к занятию социально-педагогической деятельностью); желание (осознанное стремление социального педагога к социально-педагогической деятельности); идеал (стремление к конкретному образу); мировоззрение (система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе); убеждения (высшая форма направленности личности социального педагога.

Именно эта характеристика помогает в профессиональном становлении, развитии, саморазвитии других характеристик и качеств, необходимых для эффективной социально-педагогической деятельности. Для социального педагога характерна ориентация на личность клиента как высшую ценность, осознание и принятие самоценности личности клиента, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности.

Гуманистическая направленность личности социального педагога включает интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждение, что является мощным стимулом для последующей мотивации к профессиональной деятельности.

Таким образом, обобщая и систематизируя личностные качества, значимые для профессии социального педагога, Г.Н.Штинова подразделяет их на четыре группы.

Первая группанравственно-гуманистические качества, обусловленные спецификой данного вида профессиональной деятельности: любовь к людям, гуманность, доброжелательность, альтруизм, терпимость, ответственность, долг, честь и др.

Вторая группа – психологические характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность к данному виду деятельности: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик.

Третья группапсихоаналитические качества, создающие основу для совершенствования социального педагога как профессионала (самоконтроль, самокритичность, самооценка), а также качества, отражающие стрессоустойчивость (психофизическая тренированность, саморегуляция).

Четвертая группапсихолого-педагогические качества, обеспечивающие установление эффективных взаимоотношений со всеми объектами и субъектами деятельности (коммуникабельность, эмпатичность, терпимость, перцептивность, визуальность, красноречивость, тактичность).

Первая группа качеств – нравственно-гуманистическая – является определяющей. Важное место занимает здесь альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. В работе с людьми психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание. Без этих ведущих характеристик психики невозможна эффективная работа в данной профессии.

Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности, а также со стрессоустойчивыми качествами – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность (сопереживание; проникновение в мысли, чувства других людей); визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).

С другой стороны, опираясь на данные характеристики, можно также выделить и качества, свойства личности, отражающие «противопоказания» к социально-педагогической деятельности. К ним относятся: вспыльчивость, нервозность, равнодушие, жесткость, грубость, злость, безответственность, категоричность, конфликтность, брезгливость, неприязнь к больным, немощным; агрессивность, психическое и физическое нездоровье, корысть.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите структуру профессиональной деятельности социального педагога

2. Раскройте основные направления деятельности социального педагога и их содержание.

3. Охарактеризуйте принципам деятельности социального педагога

4. Перечислите функции социально-педагогической помощь детям, подросткам, взрослому населению.

5. Как определить профессиональную компетентность социального пе­дагога?

6. Каковы особенности формирования нравственной культуры социального педагога?

7. Каково значение профессионально важных качеств социального педагога?

 

Литература

Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение

в профессию. М., 2007.

Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М., 2000.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М., 2010.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2002.

Воронов В.В. Технология воспитания: пособие для преподавателей ву­зов, студентов и учителей. М., 2000.

Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы осво­божденного классного руководителя. М., 1992.

Галагузова М.А. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., 2001.

Галагузова Ю.Н. Подготовка социальных педагогов: пора преодолеть противоречия /

Ю. Н.Галагузова // Социальная педагогика. 2003. № 1

Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. СПб.,1998.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М., 2005.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.Сластенина. М., 2003.

Матова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Ч. 1. Орел, 1994.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. СПб., 2000.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005.

Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М., 2002.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. М., 2007.

Штинова Г.Н. Социальная педагогика:учебник для вузов. М., 2009.

 

Раздел 2.Социально-педагогическа поддержка решения проблем семьи и детства

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.