КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально важные качества социального педагога
Содержательную составляющую общепрофессиональных навыков социального педагога невозможно раскрыть, не обратившись к результатам научных изысканий Л.Н.Лесохиной в области теории и практики социально-педагогической деятельности, по мнению которой социальному педагогу присущ ряд специфических свойств и качеств. Социальный педагог - это профессионал, использующий педагогические методы в разных социальных средах. Социальный педагог - это профессионал, осознавший свое призвание - быть хранителем человека, участником в становлении и развитии его социального опыта, наставником и поводырем по жизненным дорогам. Социальный педагог - это профессионал, исследователь, общественный деятель, опирающийся в своей деятельности исключительно на «бескровные» методы воздействия. «Когнитивная» (рациональная) социальная педагогика воздействует на развитие ума, «аффективная» - ответственна за состояние чувств, «конативная» (поведенческая) - за планы и программы поведения. В целом социальная педагогика воздействует таким образом, что личность вписывается в общецивилизационный контекст и проявляет себя в конкретных ситуациях государства, национального сообщества, региона, определенного социального института, в частности, школы, вуза, новых учебных заведений. Социальный педагог - это не столько указание на сферу деятельности, сколько на ее идею, содержание, сущность. Социальный педагог отличается от политика тем, что он проводит не политическую, а образовательную, нравственную идею. От представителей «правовой» сферы - тем, что никогда не может использовать «санкцию», не имеет права наказывать,- только убеждать, советовать, принимать участие в судьбе человека. Если экономист владеет, быть может, самым сильным оружием регулирования - экономическими рычагами,- педагог выступает как просвещенец, располагая «словом», но не материальными его эквивалентами. Следовательно, социальный педагог осуществляет свою профессиональную деятельность, пользуясь исключительно методами разъяснения, убеждения, участия. Социальный педагог - профессионал, воздействующий на современное общество и человека средствами образования (всечеловеческого опыта). В основе профессиональной подготовки социального педагога, находится идея образования как сущности социальной педагогики, способа, метода передачи (трансляции) всечеловеческого опыта, а сама социально-педагогическая деятельность выступает как педагогическая деятельность в конкретной социальной ситуации. Как бы то ни было, образование выступает содержательной стороной социальной педагогики. Важно не смешивать с идеологией, политикой, традиционной культурой, которые в малообразованных обществах «замещают» социально-педагогическое воздействие. Социальный педагог - «информатор» человеческого сообщества. Он сообщает факты из истории человеческих цивилизаций - то есть философские выводы о смысле жизни и всего сущего, эпизоды славы и бесславия, переданные из поколения в поколение, мысли о «добре и зле», жизни и смерти, «таинствах рождения и ухода из жизни» и т.д. Вплетая эту информацию в свою повседневную деятельность, он приумножает опыт ныне живущих людей за счет знания о прошлом. Социальный педагог - просвещенец. Он не просто передает ту или иную информацию. Он ее интерпретирует, переводит на современный язык, приближает к современному человеку. Ставит проблемы, заставляет людей думать, спорить, доказывать. Тем самым социопедагог воздействует на формирование определенного типа личности. Он воспитывает. Социальный педагог - образователь и исследователь, в том смысле, что он создает, формирует человека, влияет на его образ жизни и мыслей, буквально создает «образ». Активно вмешивается в поиск смысла жизни. «Информатор», «просвещенец» и «образователь» - это разные уровни, ступени профессионального мастерства. Овладение профессией социального педагога - это идентификация с данной социальной ролью (принятие нравственных и профессиональных норм, формирование чувственно-профессиональной сферы, отношение к профессии как самоотдача) и профессиональное поведение «в пользу» контактера, т.е. соприкасающихся с социальным педагогом людей. Освоение профессии предполагает не тот подход, когда просматривается сначала знание теории, потом практика и ориентация на месте (адаптация к профессии), а - сначала «проигрывание собственной профессиональной роли», создание образа себя в профессиональной роли с соответствующей мотивацией, установками и ценностными ориентациями, а затем осознание того, чему именно и как надо учиться, чтобы осуществить «свой сценарий». Для формирования социального педагога в стенах вуза необходима, прежде всего, его идентификация с этой ролью. Во-вторых, нужна социально-профессиональная мобильность - способность принимать на себя новые роли, входить в новые социальные структуры, выступать инициатором социальных нововведений. В-третьих, - действовать всегда «в пользу» контактера, будь то дошкольник или старый человек, специалист или человек определенных занятий, вполне благополучный гражданин или лицо, совершившее противоправное деяние. В-четвертых, важно совершенно исключить из профессиональной деятельности моменты политического, идеологического, религиозного или националистического «нажима». Опорой социального педагога служит знание, образование, запечатленный человеческий опыт. В-пятых, нужно научиться оценивать свою работу в масштабе цивилизации и соотносить ее эффект не с прошлым и даже не с настоящим, а с ожидаемым будущим. В-шестых, - четко понимать, что профессия социального педагога - это профессия повышенного риска, в том числе, что языком социального педагога говорит само общество, его прошлое и будущее, выстраданные им «уроки» опыта, прочувствованные оценки настоящего и предвидение будущего. От социального педагога ожидают не формирования каких-либо качеств или навыков, а содействия личности в саморазвитии и самообучении. Социальному педагогу надлежит научить подопечного работать над своим собственным развитием. Однако подопечный социального педагога не должен попасть в зависимость от его помощи. Поэтому акцент должен быть на «развивающей помощи» в общении, на диалоге партнеров, в котором социальный педагог побуждает к изменению. Личность социального педагога как профессионала отличает его гуманистическая направленность. Г.Н.Штинова различает разные формы гуманистической направленности: влечение (маловыраженная потребность к занятию социально-педагогической деятельностью); желание (осознанное стремление социального педагога к социально-педагогической деятельности); идеал (стремление к конкретному образу); мировоззрение (система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе); убеждения (высшая форма направленности личности социального педагога. Именно эта характеристика помогает в профессиональном становлении, развитии, саморазвитии других характеристик и качеств, необходимых для эффективной социально-педагогической деятельности. Для социального педагога характерна ориентация на личность клиента как высшую ценность, осознание и принятие самоценности личности клиента, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Гуманистическая направленность личности социального педагога включает интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждение, что является мощным стимулом для последующей мотивации к профессиональной деятельности. Таким образом, обобщая и систематизируя личностные качества, значимые для профессии социального педагога, Г.Н.Штинова подразделяет их на четыре группы. Первая группа – нравственно-гуманистические качества, обусловленные спецификой данного вида профессиональной деятельности: любовь к людям, гуманность, доброжелательность, альтруизм, терпимость, ответственность, долг, честь и др. Вторая группа – психологические характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность к данному виду деятельности: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик. Третья группа – психоаналитические качества, создающие основу для совершенствования социального педагога как профессионала (самоконтроль, самокритичность, самооценка), а также качества, отражающие стрессоустойчивость (психофизическая тренированность, саморегуляция). Четвертая группа – психолого-педагогические качества, обеспечивающие установление эффективных взаимоотношений со всеми объектами и субъектами деятельности (коммуникабельность, эмпатичность, терпимость, перцептивность, визуальность, красноречивость, тактичность). Первая группа качеств – нравственно-гуманистическая – является определяющей. Важное место занимает здесь альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка. Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. В работе с людьми психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание. Без этих ведущих характеристик психики невозможна эффективная работа в данной профессии. Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности, а также со стрессоустойчивыми качествами – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность (сопереживание; проникновение в мысли, чувства других людей); визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком). С другой стороны, опираясь на данные характеристики, можно также выделить и качества, свойства личности, отражающие «противопоказания» к социально-педагогической деятельности. К ним относятся: вспыльчивость, нервозность, равнодушие, жесткость, грубость, злость, безответственность, категоричность, конфликтность, брезгливость, неприязнь к больным, немощным; агрессивность, психическое и физическое нездоровье, корысть.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Назовите структуру профессиональной деятельности социального педагога 2. Раскройте основные направления деятельности социального педагога и их содержание. 3. Охарактеризуйте принципам деятельности социального педагога 4. Перечислите функции социально-педагогической помощь детям, подросткам, взрослому населению. 5. Как определить профессиональную компетентность социального педагога? 6. Каковы особенности формирования нравственной культуры социального педагога? 7. Каково значение профессионально важных качеств социального педагога?
Литература Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию. М., 2007. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М., 2000. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М., 2010. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2002. Воронов В.В. Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. М., 2000. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. Галагузова М.А. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., 2001. Галагузова Ю.Н. Подготовка социальных педагогов: пора преодолеть противоречия / Ю. Н.Галагузова // Социальная педагогика. 2003. № 1 Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. СПб.,1998. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М., 2005. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.Сластенина. М., 2003. Матова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Ч. 1. Орел, 1994. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. СПб., 2000. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М., 2002. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. М., 2007. Штинова Г.Н. Социальная педагогика:учебник для вузов. М., 2009.
Раздел 2.Социально-педагогическа поддержка решения проблем семьи и детства
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |