Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогические проблемы молодежи




Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны и их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет.

В.Т.Лисовский определяет молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

По мнению И.С.Кона, молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Так или иначе, молодость - не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

В основной массе современной российской молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. В «Концепции государственной молодежной политики РФ» заявлено, что современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично, верит в будущее России. Оно хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Кризис наиболее остро отразился на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни “переселились” из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему.

Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Вместе с тем, ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.

Молодежь является наиболее социально ущемленной частью общества. Каждое поколение по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего: менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально, более отчужденно от знаний и образования, менее профессионально подготовлено и менее ориентировано на труд.

На фоне реформ последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. Притом, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и более высока готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни в последние годы стал ощутимее. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, на стремление иметь хотя и не слишком большую, но гарантированную зарплату.

Общее сокращение численности молодого населения, количества молодых семей, числа рождений детей усиливают опасность ослабления экономической, политической и военной мощи России, снижения ее авторитета и влияния в мире.

Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, обостряет проблему комплектования Вооруженных сил, правоохранительных органов и других силовых структур, в результате чего обостряется угроза обороноспособности страны.

Сокращение численности подростков и молодежи ведет к углублению проблемы формирования трудовых ресурсов, способных приумножать интеллектуальный и технологический потенциал России, сокращению объемов подготовки высококвалифицированных кадров, деформации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, что ведет к нарастанию внешней технологической зависимости России.

Рост охвата молодого поколения асоциальными проявлениями обостряет социальную напряженность в обществе, создает угрозу развитию демократического правового государства, становлению гражданского общества.

Усиление социального и территориального неравенства в сфере доступа молодых людей к качественному образованию, слабая взаимоувязанность структуры подготовки специалистов в системе профессионального образования с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах обостряют проблемы молодежной безработица, ведут к снижению трудовой мотивации, депрофессионализации молодых людей, нарастанию у них настроений социальной апатии, гражданского безразличия.

Затруднения с получением образования, профессии, трудоустройства, социального самоопределения, создании семьи, устройством быта, рождением и воспитанием детей, организации оздоровления, досуга провоцируют рост миграционных настроений в молодежной сфере, угрожая устойчивому социально-экономическому развитию российского общества.

В этих условиях требуется целенаправленная социально-экономическая политика, последовательное реформирование экономики, социальной сферы, составной частью которой является сильная государственная молодежная политика, включая практическую деятельность социально ответственных государственных и негосударственных организаций по воспитанию молодого поколения.

Являясь частью всего населения страны, молодежь с определенной долей условности может быть распределена на три неравномерные по численности группы (И.А.Липский).

Первая – «социально-перспективная» группа молодежи. Существенное значение для представителей этой группы имеют жизненные устремления и ценностные ориентации, степень их совпадения с социальными потребностями общества, уровень волевых усилий молодых людей для позитивного социального становления, для реализации этих планов и целей, уровень «педагогизации» среды и другие факторы. Выделение данной группы молодых людей основано на включение в нее тех представителей молодежи, которые в максимальной степени реализуют свои ожидания в системе социальных отношений.

Вторая – «социально стабильная» группа. Это часть молодежи, которая в основном решает свои задачи, согласуя и изменяя свои первоначальные цели и устремления, запросы и жизненные ценности в соответствии с реальными условиями социальной среды. По своей численности «социально стабильная» группа является значительно масштабнее, чем первая.

Третья - «социально-проблемная» группа, которая включает молодых людей, имеющих серьезные социальные проблемы, обусловливающих несовпадение системы их ценностей с позитивными социальными установками государства и общества. Сюда можно отнести молодежь с асоциальным и антисоциальным поведением; молодых людей, подверженных влиянию такого социального зла, как наркомания, алкоголизм, преступность, серьезные физические заболевания, исключающие конкретного человека из значительного числа социальных связей в обществе и др.

Формы педагогического воздействия, содержание и методы социальной работы с представителями всех трех групп будут разными. Отсюда следует три существенных вывода.

Первый заключается в том, что, в отличие от социальной работы, направленной на работу только с молодежью «социально проблемной группы», социальная педагогика ориентируется на всю молодежь. При таком подходе к определению объекта своего внимания социальная педагогика направлена на каждого молодого человека в его взаимодействии с социумом, обеспечивает реальный его приоритет в социальной среде, признание и реализацию его ценности и значимости; делает самого человека субъектом этой деятельности, социальным «партнером» - соавтором победы над своими проблемами (известный принцип - «помоги себе сам»); предполагает не только социальную адаптацию молодежи к среде, но и педагогически целесообразную ее трансформацию.

Второй вывод заключается в том, что такая группировка молоды», снимает с социально-педагогической деятельности ориентацию лишь на немедленное «кризис-интервентное» реагирование на проблемы молодых людей, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, молодых преступников и т.п.). Решением ситуативных проблем конкретного человека, относящегося к данной категории социально-проблемной части молодежи, призваны заниматься профессиональные социальные работники, имеющие специализированную подготовку в той или иной области ее проблематики. Отметим при этом, что такой подход совсем не снимает с социальных педагогов задачу работы с данной группой молодежи, но предполагает ее уже не в «пожарном» режиме, а в режиме планомерного восстановления жизненных сил и социального статуса того или иного молодого человека.

Третий вывод вытекает из двух предыдущих и связан с характером и задачами социально-педагогической деятельности, которая носит превентивный, профилактический, предупредительный характер. Она направлена: на устранение, предупреждение причин, формирующих социально-проблемную группу молодежи; на возвращение молодых людей из социально-проблемной группы в социально-стабильную; на сохранение устойчивости социально-стабильной группы молодежи с точки зрения недопущения перехода молодых людей из нее в социально-проблемную часть; на создание условия для расширения социально-перспективной группы молодежи счет перевода в нее молодых людей из социально-стабильной группы; на стабилизацию социального положения молодых людей, входящих в социально-перспективную группу молодежи.

Среди актуальных социально-педагогические проблем молодежи следует назвать основные.

Во-первых, это проблема включение молодых людей в систему социально-педагогических отношений в роли «партнера», а не «ученика», «воспитанника», «клиента» (социальной работе).

Во-вторых, это проблема переустройства социальной среды, социума обитания молодого человека таким образом, чтобы молодежь не только имела права на соответствующую человеку жизнедеятельность в нем, но и реальные возможности для осуществления этой жизнедеятельности, на личностную самореализацию при высоком уровне группового и персонально социального здоровья и благополучия.

В-третьих, проблема обеспечения соответствия жизненных устремлений и планов того или иного конкретного молодого человека его возможностям, формирование для него реального социального места в структуре государства и общества, что не бывает для молодых людей легким и непротиворечивым.

В-четвертых, осуществление дифференцированного социально-педагогического подхода к различным по численности группам молодежи, среди которых:

- социально-перспективная группа, для представителей которой характерно наличие жизненных устремлений и ценностных ориентаций, высокой степени их совпадений с социальными потребностями общества, развитого уровня волевых усилий молодого человека для позитивного социального становления, для реализации этих планов и целей, и другие факторы. Выделение данной группы молодых людей основано на включение в нее тех представителей молодежи, которые в максимальной степени реализуют свои ожидания в системе социальных отношений.

- социально стабильная группой включает часть молодежи, которая в основном решает свои задачи, согласуя и изменяя свои первоначальные цели и устремления, запросы и жизненные ценности в соответствии с реальными условиями социальной среды. Эта группа является значительно масштабнее по своей численности, чем первая.

- социально-проблемная группа, т.е. группа молодых людей, имеющих серьезные социальные проблемы, обусловливающих несовпадение системы их ценностей с позитивными социальными установками государства и общества. К данной группе можно отнести молодежь с асоциальным и антисоциальным поведением; молодых людей, подверженных влиянию такого социального зла, как наркомания, алкоголизм, преступность, серьезные физические заболевания, исключающие конкретного человека из значительного числа социальных связей в обществе и др.

Социально-педагогической деятельность с представителями этой части молодёжи должна носить превентивный, профилактический, предупредительный характер и быть направленной: на устранение, предупреждение причин, формирующих социально-проблемную группу молодежи; на возвращение молодых людей из социально-проблемной группы в социально-стабильную; на сохранение устойчивости социально-стабильной группы молодежи с точки зрения недопущения перехода молодых людей из нее в социально-проблемную часть; на создание условия для расширения социально-перспективной группы молодежи счет перевода в нее молодых людей из социально-стабильной группы; на стабилизацию социального положения молодых людей, входящих в социально-перспективную группу молодежи.

В-пятых, система социально-педагогических отношений в государстве, как правило, реализуется в разных сферах и на разных уровнях.

Такими сферами реализации социально-педагогических отношений с молодежью являются:

- социальная политика как определение совокупности социальных ценностей, приоритетов и условий их реализации;

- социальное право как нормативное закрепление этих ценностей и приоритетов и перевод их в обязательное руководство к действию для всех институтов социальной среды;

- социальная работа как средство реализации социальной политики в рамках социального права по удовлетворению социальных потребностей молодежи.

Реализация названных сфер позволяют позволит повысить эффективность системы социально-педагогических отношений в обществе при условии, что молодежная социальная политика, и соответствующее ей социальное законодательство, касающееся молодых людей, и социальная работа с молодежью всех трех групп будут педагогически целесообразными и востребованными.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте основные проблемы социального положения детей и подростков.

2. Дайте характеристику детям группы риска.

3. Каковы особенности социально-педагогической деятельности с детьми группы риска.

4. Назовите этапы организационных социально-педагогических технологий работы с детьми группы риска.

5. Приведите пример социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.

6. Раскройте социально-педагогические проблемы молодежи.

 

едсовет

Литература

Алексеева И.А. Дети риска. – СПб., 2002.

Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.: Инфра-М, 2007.

Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.: Инфра-М, 2009.

Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.: Инфра-М, 2006.

Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.

Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. - Архангельск: ПГУ, 2010.

Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. - М., 1992.

Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М., 1998.

Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.: Инфра-М, 2008.

Методика работы социального педагога под. Ред. А.В. Кузнецовой. - М.: Школьная пресса, 2003.

Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.