Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Авторитет -влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг




Авторитет -влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Агенты социализации - лица, во взаимодействии с которыми у человека формируется социальный опыт: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя, наставники.

Адаптация - способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности и нарушений норм, требований среды, в которой протекает активность личности.

Акселерация - ускоренное физическое развитие детей, охватывающее различные анатомические и физиологические стороны организма.

Активность личности -деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых качествах, общении.

Аномалия (от греч. аnomalos - неправильный) - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Асоциальное поведение -действия и поступки противообщественного характера, нарушающие права и интересы общества.

Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям.

Беспризорность - крайнее проявление безнадзорности. Беспризорные дети – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения.

Благотворительность – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами и совместной деятельностью, взаимную поддержку.

Виды одаренности -определяются видом деятельности и обеспечивающими ее сферами психики, степенью сформированности, формой и широтой проявлений в различных видах деятельности, особенностями возрастного развития ребенка. В современной науке выделяют следующие виды одаренности. В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность. В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Влияние -деятельность в процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания. Выделяют четыре основных способа влияния: убеждение, внушение, заражение и подражание.

Внимание -направленность и сосредоточенность сознания на определенные объекты, явления или деятельность.

Возрастной кризис - временное нарушение сложившегося ранее устойчивого функционирования организма личности, знаменующее собой переход на новый возрастной этап.

Воспитание - 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Воспитанность - определенный уровень личностного развития.

Воспитательная система -комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности и отношений, возникающих между ее участниками.

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам. Может быть социально одобряемым (одаренность, альтруизм и пр.) и социально неодобряемым (преступность, аморальное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, распущенность в сфере сексуальных отношений и т.д.).

Девиантное поведение – поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее собой уголовно наказуемые действия.

Депривация -психологическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени.

Детский алкоголизм - форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.

Дети-сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

Детская наркомания - форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологической зависимости их от наркотиков, постепенно приводящая организм к физическому и психологическому истощению и социальной дезадаптации детей.

Детская проституция - торговля собственным телом, сознательное вступление ребенка в сексуальные отношения за деньги, для извлечения материальной или иной любой другой выгоды.

Детская среда - окружающая ребенка обстановка, общественные, социально-бытовые, материальные и духовные условия его жизнедеятельности и взаимодействия с ровесниками, младшими и старшими детьми.

Забота о детях - мероприятия по удовлетворению жизненно важных потребностей и обеспечению нормального развития детей.

Задатки -врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей; индивидуальные особенности физической и нервной организации человека, обуславливающие эффективное соответствие сенсомоторной регуляции определенным видам деятельности.

Закономерности педагогического процесса существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

Идентификация 1. опознание чего-либо, кого-либо; 2. уподобление, отождествление с кем-либо, чем либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествления индивида с реальным или воображаемым объектом.

Идентичность -ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство я тот же самый; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром.

Индивид 1. человек как единичное природное существо, представитель вида homosapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2. отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуализация педагогического процесса - это такая его организация, при которой осуществляется учет индивидуальных потребностей и психологических особенностей каждого учащегося всеми субъектами его образовательного и социально-педагогического пространства.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; конкретное сочетание: мыслей, чувств, проявления воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей.

Индивидуальный подход -осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Индивидуум (от лат. атом, неделимое) - индивид; особь, личность, лицо, персона; вообще всякий самостоятельно существующий живой организм.

Инновация в образовании -нововведение, новшество, направленное на усовершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности, связанное, как правило, с ломкой устоявшихся, традиционных подходов.

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание) - ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.

Интеллектуал (от лат. intellectualis - умозрительный, теоретический) - человек могучего ума, обладатель высокоразвитого интеллекта; вдумчивый, пытливый исследователь различных сторон жизни, способный к самостоятельному анализу и обладающий цельным мировоззрением.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Коррекция отклоняющегося поведения - система мер воспитательного, исправительно-трудового и других возможных направлений, имеющая своей целью привести поведение человека в соответствие с нормой.

Креативность (от лат. creation - созидание, сотворение) - созидательность; творческая, новаторская деятельность; способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Критерий -признак, на основании которого производится сравнение, оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

Лидер -член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение членов группы и выполняющий комплекс функций, сходный с функциями руководителя.

Личностный рост -присущая человеку тенденция к развитию его потенциалов; процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью.

Лишение родительских прав - семейно-правовая мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье; выносится в виде судебного решения в отношении родителей, если установлено, что они уклоняются от исполнения своих обязанностей по воспитанию детей; влечет за собой передачу ребенка другому родителю или попечение органов опеки.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений.

Менталитет (от лат. мentalis - умственный) 1. образ мыслей, особенности индивидуального и общественного сознания людей, обусловленные социальной средой, историческими и национальными традициями. 2. психология нации, национальный характер.

Метод -способ действовать, прием, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Механизм -последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление.

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Мировоззрение -система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мониторинг -постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению, а также предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. С позиций задач настоящего проекта, мониторинг предполагает отслеживание ряда показателей, отражающих реальное состояние физкультурно-оздоровительной работы в рамках каникулярного отдыха детей и молодежи (наличие условий для такового, уровень методической обеспеченности, присутствие специальных программ и технологий для его организации, привлечение специально подготовленного педагогического состава и др.); систематическая процедура сбора данных по важным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях.

Мотив -(от лат. movereприводить в движение, толкать, двигаться) внутренний источник активности, субъективно-переживаемое побуждение к деятельности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мышление - процесс сознательного отражения действительности в ее общих и существенных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) 1. узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь; 2. установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В обыденной психологии - синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности. В научной психологии чаще понимается как система умственных способностей, умственный потенциал. В современной трактовке - мера выраженности и качественное своеобразие различных (общих, интеллектуальных, специальных и т.п.) способностей, выступает как системное образование в структуре личности и индивидуальности. Обеспечивает успешность реализации одних видов деятельности, возможность выполнения и освоения других, вне зависимости от уровня развития соответствующих способностей.

Одаренность общая -высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Одаренность интеллектуальная - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).

Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Педагогическая диагностика -совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации педагогического процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, проводимой в семье и образовательном учреждении; педагогическая запущенность включает: недостатки в общеобразовательных знаниях, средствах и способах их применения; отставание в физическом, психическом, личностном развитии; искажения в отношениях к себе, к окружающим, различным видам деятельности, ее результатам и т. д.

Педагогическая поддержка -процесс совместного определения с человеком его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать достигаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическое прогнозирование - процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент,

Потребности -внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности.

Права ребенка - совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.

Приют - место, где ребенок может находиться круглосуточно, обеспечиваться питанием и необходимой помощью.

Развитие -необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате которого возникает его новое качественное состояние. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. В процессах развития выделяют восходящую линию (прогресс) и нисходящую (регресс).

Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ряду личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценка. зависят взаимоотношения человека, с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успеху и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. со степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой.

Система упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое.

Содержание образования -педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности. Содержание образования определяется историческими и национальными особенностями, а также уровнем развития экономики, науки, техники и т.д.

Социализация -процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта; интеграция человека в систему социальных отношений, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей.

Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная защита - регулятивная система стабилизации общества, направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.

Социальные нормы - правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Социальный педагог - специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства.

Социально-педагогическая помощь - р еальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей.

Социально-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации в учебно-воспитательном процессе.

Социум -человеческая общность определенного типа (племя, нация).

Способности индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Субъект -индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности.

Темперамент - преимущественно природно обусловленные, динамические особенности поведения и психической деятельности личности, проявляющиеся в способах, а не эффективности действий.

Толерантность (от лат. тolerantia - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению.

Убеждение одностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство или как внушение.

Условия -основа, предпосылка для чего-нибудь; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; субъективные и объективные требования и предпосылки для достижения цели.

Формирование 1. придание определенной формы; 2. составление, образование какого-либо коллектива.

Характер - система устойчивых психических свойств личности, складывающаяся в деятельности и общении, которая определяет ее индивидуальность и проявляется в типичных для данного человека способах поведения или деятельности в социально-типичных ситуациях, в отношениях личности к определенным сторонам действительности: миру, другим людям, себе, деятельности.

Целеполагание -способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целям путей их достижения, проектирование ожидаемого результата.

Экстериоризация (от лат. еxterior - внешний) процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности.

Эффективность действенность; показатель приведения чего-либо к нужному результату; наибольший эффект.

Я-концепция - организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного Я. Выделяют пять функций данного явления: определение собственной идентичности, собственных интересов, симпатий и антипатий; своих целей и продвижения к успеху; системы отношения, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.

 

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.