Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная семья, её социальные проблемы и функции




Тема 8. Работа социального педагога с семьей

Семья - первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно (В.М.Целуйко).

Семья - этооснованная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993).

В последние десятилетия прошлого века, по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран, получила распространение так называемая нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психоллгическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В современных условиях существуют семьи разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отступили на второй план; современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психологическими мотивами.

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка (Е.Ю.Гаранина).

Ведущий компонент воспитательного потенциала семьи - внутрисемейные отношения, поскольку семья как определённая социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между её членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Внутрисемейные отношения проявляются в форме межличностных отношений, которые осуществляются в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нём носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребёнок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познаёт и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Учеными выявлено достаточно убедительных доказательств того, что в семье с прочными контактами, уважительным отношением к детям, у последних активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В семье с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера (Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002).

У современной семьи можно выделить пять основных функций (И.Р.Бельская):

1. Социальная функция семьи, которая заключается в: предоставлении члену семьи определённого социального статуса; социализации членов семьи; осуществлении социального контроля в отношении членов семьи.

Предоставление члену семьи определенного социального статуса.

Социальный статус (статус - от лат. status - положение, состояние) - положение индивида или группы в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (благодаря собственным усилиям) социальный статус. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

При рождении человек приобретает привилегии или неблагоприятные последствия социального статуса родителей (в зависимости от степени его престижности и приемлемости в обществе). Ребенок является в этом случае представителем семьи, обладающей определенным статусом, и сам, пока еще в недостаточной степени способный подкрепить или опровергнуть имеющееся положение вещей, включается в систему прав, обязанностей и ролевых ожиданий, закрепленных за престижным или непрестижным статусом родителей. Соответственно «предписанному» статусу формируется его характер, стили взаимодействия с окружением, пути приобретения «достигаемого» статуса, осуществляется выбор партнера по браку.

При вступлении в брак человек приобретает «семейный» социальный статус, который традиционно воспринимается как символ стабильности, уравновешенности и «правильности».

Затем сформированный социальный статус передается следующему поколению и продолжает пополняться и трансформироваться в зависимости от образа жизни всех, кто участвует в формировании данной семьи, как многопоколенной структуры.

Социализация членов семьи.

Социализация – процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, как совокупности прав и обязанностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе, который происходит за счет:

- приобщения к «культуре семьи»;

- обучения правилам и нормам участия в социальной жизни.

Осуществление социального контроля в отношении членов семьи.

Социальный контроль обеспечивает решение двух основных задач:

- достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид,

- обеспечение позитивного развития этой социальной системы.

В зависимости от интенсивности и «знака» (положительный или отрицательный) отклонений поведения индивида, входящего в состав семьи, в отношении него применяются те или иные санкции. Характер применяемых санкций, их адекватность имеющейся ситуации, их дифференцированность определяются уровнем социально-психологической зрелости конкретной семьи как социальной группы. В семье с низкой степенью зрелости негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). При этом в таких семьях обычно не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни их реальная направленность. Любое нарушение групповых (семейных) норм трактуется как угроза самому ее существованию, следует немедленное наказание.

Социальный контроль в семье более высокого уровня развития характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов семьи и позволяет им успешно интегрироваться не только в семье, но и в целом в социуме. Формирование системы самоконтроля у членов семьи и является основной задачей адекватно организованного социального контроля.

2. Репродуктивная функция семьи.

Репродукция (ре- + лат. productio производство) – в биологическом смысле воспроизведение организмами себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни; то же, что размножение.

Репродуктивная функция семьи в применении к человеку теряет свою однозначность, поскольку наличие у человека сознания и свободы воли приводит к искажению присущего всем организмам свойства автоматического и обязательного воспроизведения себе подобных.

Определяющее влияние состояния психики женщины, а опосредованно через нее и всех членов семьи, на процесс внутриутробного формирования ребенка, течение родов, на длительность и качество грудного вскармливания и состояние здоровья ребенка в целом делает выполнение на первый взгляд «простой» репродуктивной функции сложным, многокомпонентным процессом, зависящим от состояния и качества функционирования данной семьи как единого организма.

Психологические особенности взаимоотношений внутри семьи, отношения родителей к самим себе могут не только осложнить выполнение ими репродуктивной функции, но и сделать репродукцию практически невозможной.

К репродуктивной функции семьи относится и передача из поколения в поколение целей, правил и механизмов осуществления этой функции: зачем и как планируется, осуществляется и поддерживается репродукция. В процессе существования семьи у детей формируется отношение к своим будущим детям, приятие или отторжение своей родительской роли в будущем в соответствии с тем, что они увидели и почувствовали в родительской семье.

3. Хозяйственно-бытовая функция семьи.

Хозяйственно-бытовая функция семьи состоит в формировании и последующей передачи детям правил ведения хозяйственно-бытовой жизни семьи. Хозяйственно-бытовая часть жизни семьи включает удовлетворение материальных потребностей членов семьи в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья.

4. Сексуальная функция семьи.

Секс (от лат. sexus - пол) – совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Секс выполняет три функции:

- репродуктивную - зачатие ребенка;

- гедоническую - получение наслаждения;

- коммуникативную (общение).

5. Восстановительная (или рекреативная) функция семьи.

Рекреативная (от лат. recreatio - восстановление) функция обеспечивает восстановление и укрепление израсходованных физических и психических ресурсов человека.

Восполнение ресурсов обеспечивается:

- восстановлением физических ресурсов;

-восстановлением психических ресурсов, созданием условий для стабильного психического равновесия членов семьи;

- стабильностью образа жизни.

Наличие в семье традиций, четких ценностных ориентаций, возобновление из поколения в поколение образа жизни семьи обеспечивает человеку ощущение адекватности всего происходящего, дает возможность эффективно и быстро восстанавливать потраченные ресурсы, адаптироваться к изменениям, происходящим вокруг, формирует оптимистическое восприятие действительности.

Вместе с тем, современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы, среди которых:

-распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;

-потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.);

-отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы;

-неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцептуаций характера развитию девиантного поведения их;

-наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Кроме того, отсутствие позитивных установок на семью у детей сегодня может привести к формированию негативного отношения молодежи к семье и браку как социальным институтам и собственной жизненной перспективе. Нарушение традиционной иерархии отношений в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию социального инфантилизма у подрастающего поколения. И как результат - практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия.

В этих условиях как никогда востребован обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения.

Составляющими работы социального педагога с семьей являются (М.В.Шакурова):

- укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнегохозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

- помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями вумственном и физическом развитии;

- вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;

- работа с неблагополучными семьями;

- помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитаниев неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи к продаже квартиры за долги);

- помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье и реализовать следующие задачи:

- установление контактов с семьей;

- выявление проблем и трудностей в семье;

- стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;

- оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами - психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.

Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.