КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система регулирования рынка ценных бумаг
Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг. Главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку. В задачи государственного регулирования входят также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг и сохранение национального контроля за этой отраслью. Решение указанных задач непосредственно связано с методами регулирования рынка ценных бумаг: технического, институционального и функционального. Задачи технического регулирования рынка - поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка. Мерами регулирования являются действия, направленные на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов. Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций). Поскольку в большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на рынке ценных бумаг основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. В настоящее время выстраивается многоуровневая система контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг: - ФКЦБ России и ее региональные отделения; - регистрирующие органы (включенные в перечень органов, осуществляющих регистрацию выпусков ценных бумаг) и лицензирующие органы (имеющие генеральную лицензию на лицензирование отдельных видов профессиональной деятельности); - саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - СРО); - структурные подразделения (должностные лица) профессиональных участников, осуществляющих внутренний контроль деятельности. Регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется ФКЦБ России, ЦБ РФ, Минфином России, Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), Федеральной налоговой службой (ФНС России) и другими органами. При этом нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции по согласованию с ФКЦБ России. Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг, а также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционеров Указом Президента РФ от 04.11.1994 № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» была создана ФКЦБ при Правительстве РФ. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 40) ФКЦБ России - это федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение стандартов их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Ее полномочия не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Развернутое описание функций и прав ФКЦБ России содержится в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и Положении 6 ФКЦБ России, утвержденном Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». К ключевым функциям ФКЦБ России необходимо отнести следующие: 2. Обеспечение динамичного развития рынка ценных бумаг в соответствии с национальными интересами России. Реализация этой функции обеспечивается на основе: - разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг; - координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития рынка ценных бумаг; - проведения семинаров, конференций, использования других форм обучения и повышения профессиональной квалификации специалистов и персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов и инвесторов. 3. Создание и развитие системы нормативных актов по вопросам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, участие в разработке законодательной базы рынка ценных бумаг (комплекс функций, связанных с формированием законодательной и нормативной базы рынка). 4. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы регулирования рынка ценных бумаг, системы лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка (ФКЦБ России) является основным элементом системы регулирования рынка, включающей также ряд других министерств и ведомств, а также саморегулируемые организации. 5. Выполнение основных функций по лицензированию и надзору за деятельностью субъектов рынка, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг (ФКЦБ России не только координирует деятельность всех элементов системы регулирования рынка, но также непосредственно выполняет основную часть работы по лицензированию и надзору за деятельностью субъектов рынка). ПраваФКЦБ России регламентированы Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В частности, в соответствии со ст. 44 данного Закона ФКЦБ России имеет право выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это весьма важный момент в осуществлении непрямого регулирования рынка. ФКЦБ России не обязательно сама лицензирует всех профессиональных участников рынка ценных, бумаг. Она вправе доверить это другой организации - как государственной (например, ЦБ РФ), так и общественной (СРО). Права регулирования даны и в отношении эмитентов, однако только в том, что относится к эмиссии ценных бумаг, в частности, право устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения. На современных рынках постоянно идет создание и развитие новых видов ценных бумаг. Для того чтобы законодательные и нормативные документы не отставали от потребностей рынка, ФКЦБ России дано право квалифицировать новые виды ценных бумаг и определять их в соответствии с законодательством РФ. Решения ФКЦБ России принимаются в форме постановлений. Постановления по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями. ФКЦБ России может в полной мере осуществлять регулирование на рынке ценных бумаг, если будет иметь необходимую информацию о развитии рынка в регионах и систему реализации такого регулирования на всей территории России. Такую систему поддержки могут обеспечить региональные отделения ФКЦБ России. В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» региональные отделения ФКЦБ России образуются решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение ФКЦБ России действует на основании положения, утверждаемого ФКЦБ России. Положение определяет функции и права регионального отделения. Основными функциями являются контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг, организация и проведение квалификационных экзаменов специалистов рынка ценных бумаг. Помимо федерального и регионального уровней регулирования рынка ценных бумаг важным элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 48) СРО - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. СРО учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Поскольку СРО приобретает довольно значительные права, в отношении ее членов законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны регулирующих государственных органов. В частности, статус СРО приобретается только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ России, которая контролирует правила СРО с тем, чтобы не допустить дискриминации одних ее членов другими, обеспечить должный контроль за ними. Согласно ст. 50 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусмотрены следующие требования, предъявляемые к СРО: - организация должна быть учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг; - для получения разрешения в ФКЦБ России представляются заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации, правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации. Отзыв лицензии саморегулируемой организации производится в случае установления ФКЦБ России нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных ФКЦБ России, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |