Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия. Основные современные модели рынка




Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.

Монополия (греч.: monosодин, poleoпродаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ -ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:

Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией. Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

По происхождению монополию разделяют на два вида:

1. естественная монополия – возникает по объективным причинам и существует:

а) где экономикой оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность и низкие затраты (автомобильная, газовая и алюминиевая промышленность);

б) где целесообразнее иметь единственный хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат;

в) монополия естественна при добыче редких ископаемых и при производстве редких сортов чая, винограда, табака в особо благоприятных для этого природных условиях.

2. искусственная монополия – специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбыли отдельные компании укрупняют свое производство. Они поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление — дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и при­обретает возможность влиять на цену. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой — в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции, а главная чертаустановление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.

Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

23. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ.

Истоки предпринимательства уходят вглубь веков. А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на эк. риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. В российском законодательстве ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО трактуется как инициативная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность м/о считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью и активным поиском. Все они вместе взятые являются ПРИЗНАКАМИ предпринимательства.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

СУБЪЕКТЫ: частные лица, различного рода ассоциации (АО, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

ОБЪЕКТЫ: любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными с т/з предпринимателя считаются производство, коммерция и финансы. В сфере материально производства на протяжении всей истории в любой стране предавалось первостепенное значение, т.к. именно в этой сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок. К производственной сфере принято относить промышленность, с/х, рыбный промысел, лесное хозяйство, транспорт и услуги производственного характера.

ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

1. производственное

2. коммерческое

3. финансовое

4. страховое

5. посредническое

К производственному пред-ву относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в этом виде пред-ва является основной. Производственное пред-во считается самым трудным, хотя наиболее важным видом.

Потребители
Собственник фактора производства
фп товар

 

 



дф дт

 

ДФ < ДТ

Д – Т – П – Т’ – Д’

Коммерческое пред-во составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от произ-го пред-ва здесь нет необходимости обеспечения произ-ми ресурсами для выпуска продукции. Первой стадией технологии является выбор: что покупать, что перепродавать и где. При этом цена реализации товара д/б значительно выше закупочной цены. Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 30% от затрат

Финансовое пред-во является разновидностью коммерческого пред-ва, где объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги. Предприниматель, вступающий в этот бизнес, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг маркетинга. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% при сделке с краткосрочными бумагами и 10-15% - с долгосрочными.

Страховое пред-во – это особая форма финансового пред-ва. Заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует пред-ий доход.

Посредническое пред-во – проявляется в джеятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. Сам пред-ль не производит и не продает товар, а выступает в роли связующего звена. За оказание подобных услуг получает доход в виде процента от сделки.

Все виды пред-ва направлены на получение прибыли и связаны с эк. риском предпринимателя.


 

24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ФОРМЫ, ФУНКЦИИ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит от личных интересов и профессии предпринимателя частично. В основном определяется объективными условиями: сфера деятельности, наличие денежных средств (капитала), достоинство тех или иных форм предприятий, состояние рынка.

ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами.

По масштабам инициативной деятельности пред-во разделяют на такие формы:

· Индивидуальное, или частное

· Товарищество, или партнерство

· Корпорация (акционерное общество)

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ называют такой бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального пред-ва. Его преимущества:

· каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения;

· он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций.

Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.д.

ТОВАРИЩЕСТВО - это бизнес, которым владеют два и более человек. «+» партнерства в том, что его легко организовать, привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу «-» относят:

· ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;

· неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее учатниками;

· сложности определения доли каждого в доходе или убытке фирмы.

В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.д.

КОПОРАЦИЯ – это совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям. Поэтому владельцы корпораций называются держателями акций. Доход корпорации облагается налогом. Акционерная форма пред-ва стала в России самой популярной.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ– это инициативный человек, который использует необходимые факторы производства для создания богатства.

Чтобы яснее представить роль предпринимателя в экономике предприятия выделим его ФУНКЦИИ:

1. ресурсная – для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные и личные достаточные знания и умения, факторы, требуются также денежные накопления.

2. организаторская – состоит в обеспечении такого соединения факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели;

3. творческая – связана с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного НТП и развития неценовой конкуренции.

По характеру деятельности выделяют две формы пред-ва:

1. некоммерческая – несвязанная с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2. коммерческая – приносящая доход.

РИСК – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

Виды рисков:

- производственный

- коммерческий

- финансовый

- кредитный

- процентный

Существует мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности. Риск м/о измерить различными методами:

1. статистический – при котором изучают статистику потерь в прошлом и делают прогноз на будущее;

2. экспертный – изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов;

3. расчетно-аналитический – базируется на матем. приемах.

Выделяется две модели пред-го поведения:

1. классическая – состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

2. инновационная – это модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы пред-ль отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.