Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История денежно-кредитного обращения 4 страница




 

2.5 Денежная политика Екатерины ІІ

К концу 60-х годов 18 века доля медных монет настолько увеличилась, что начала вытеснять серебряную монету из обращения. Она составляла 25% всей денежной массы и превратилась из разменной в основную монету. Она стала занимать главное положение во внутриторговых расчетах, в платежах налогов в бюджет. В 50-х-70-х годах 18 века ее количество уже составляло 43% общей денежной массы. Эти обстоятельства имели отрицательные последствия:

Ø медная монета была тяжелой,1торговцу чтобы доставить выручку домой требовалась телега;

Ø на ее пересчет требовалось много времени,1 требовался большой штат счетчиков;

Ø достоинство медных монет часто менялось, что вызывало нестабильность денежного обращения.

Чтобы решить эту проблему, была сделана попытка замены медных денег купеческими векселями. Однако заменить медное обращение вексельным не удалось: во-первых, были ненадежными векселя; во-вторых, ограниченная циркуляторность векселей не позволяла выполнять им денежную функцию. Кроме того, вексель не решает проблему неплатежа, он позволяет лишь отсрочить платеж. Поэтому для окончательного погашения долга требовались действительные деньги, которых в казне не было.

Таким образом, отсутствие условий для вексельного обращения делало вексель непривлекательным для участников обмена. Держатели векселя несли убытки по сравнению с другими видами ликвидности. В связи с этим, были приняты меры по развитию и обращению других средств ликвидности. В части золотых монет указом 1763 года было установлено твердое отношение золота к серебру как 15:1. С 1755 года начата чеканка новых золотых монет под названием «империал» и «полуимпериал» достоинством в 10 и 5 рублей с содержанием сначала в 34,2 доли, а с 1764 года – 27 долей чистого золота в рубле.

В 1768 году по поручению Екатерины ІІ готовится проект выпуска ассигнаций. Появление с 1769 г. ассигнаций в России было вызвано развитием торговых, товарно-денежных отношений и несоответствием им состояния российской денежной системы. Выпуск бумажных денег позволял за счет сеньоража покрывать расходы казны, обусловленные войной с Турцией. Кроме того, они были более удобными средствами обращения по сравнению с громоздкими медными и серебряными монетами. Для этого в Москве и Петербурге были учреждены два государственных банка, получивших называние «Променные банки». Первоначально капитал каждого банка составлял 500 тыс. медных рублей, на такую же сумму банк мог выпустить ассигнации. Хотя в манифесте 1768 года указывалось об обмене ассигнаций на ходячую монету,1 реально они обменивались преимущественно на медную монету, из которой состоял капитал этих банков. Банки выдавали ассигнации в обмен на наличные деньги правительственным учреждениям и частным лицам, обязуясь без задержки проводить обмен медных и серебряных монет на ассигнации и наоборот.

Эмиссия ассигнаций сопровождалось клятвой «святостью слова царского» не выпускать в обращение более 100 млн. руб. ассигнациями. Обеспеченность ассигнаций монетой играла решающую роль в их стабильности. Достоинство ассигнаций ценилось на 1%, редко на 2% ниже серебряной монеты.

Первые ассигнации выпускались номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей. При этом 25-рублевые ассигнации выпускались с четырьмя обрезанными углами, 50-рублевые – с двумя обрезанными по диагонали углами, 100-рублевые – без обрезки углов. Однако в 1771 году выпуск ассигнаций номиналом 75 рублей был прекращен и они подлежали изъятию из обращения, так как из-за одинакового размера всех номиналов и внешнего их оформления в обращении появились фальшивые номиналы, выполненные путем переделки 25-рублевых ассигнаций в 75-рублевые. Первое время курс ассигнаций был даже выше серебряной монеты.2 Это было обусловлено такими свойствами ассигнаций, как: относительная редкость, обеспеченность, портативность, доверие к эмитенту.

Пока правительство соизмеряло эмиссию ассигнаций с обеспечением, их курс был высокий. Как только ассигнации стали использоваться для покрытия военных расходов, было нарушено слово царское, их курс стал неуклонно падать. Сумма ассигнаций в обращении возросла с 1 млн. рублей до 40 млн. рублей к 1779 году.

В 1786 году оба Променных банка были объединены в единый Ассигнационный банк. Ассигнации стали использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Выпуск ассигнаций в связи с использованием его в широких масштабах для финансирования военных расходов и покрытия бюджетных дефицитов все увеличивался. Манифестом 1786 года предусматривалось:

1 выпускать ассигнации нового образца и расширить число номиналов. Увеличить выпуск ассигнаций в 2 раза, т.к. их было недостаточно, для обслуживания нужд обращения. Сдерживалось развитие промышленности, ремесла и земледелия. Эта оценка состояния денежного обращения исходила из равновесия ассигнаций и монет. Но это равновесие было непрочным и имело свои пределы. Увеличение суммы ассигнаций в таких пределах за год должно было привести к падению курса ассигнаций, расстройству денежного обращения.

2 эмиссия ассигнаций меньшего номинала – десяти и пяти руб. Для пресечения переделки меньших номиналов в более крупные размеры разных ассигнаций стали отличаться друг от друга. Десятирублевые ассигнации печатались на красной бумаге, а пятирублевые на синей. Этот тип ассигнаций сохранялся до 1818 года, был удобен для населения, которое в основном было неграмотным.

Реализация этих мероприятий привела к росту обращающихся ассигнаций. К ноябрю 1796 г. в обращении находилось ассигнаций на 157 млн. руб.; в 1801 г. – 212 млн. руб.; в 1817 г. - 836 млн. руб. Ассигнационный рубль обесценился на 80%.

 

2.6 Денежное обращение при царствовании Александра I

Состояние государственных финансов в начале 19 века служило зеркальным отражением экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед Россией. Еще Петром I была заложена традиция ведущей роли государства и государственных расходов в экономической системе. С начала 18 века крайне остро встала проблема финансовых источников, обеспечивающих государственную политику. Российские императоры стремились и были вынуждены расходовать не меньше европейских правительств, в то время как финансовая база страны была крайне слаба и неустойчива.

К началу 19 века в России буржуазные формы хозяйствования стали ведущими: заканчивалась перестройка классовой структуры. Для предпринимателя и фермера мотивом деятельности служит прибыль, которая является объектом налогообложения. Основными мотивами деятельности, присущими доиндустриальным, в том числе федеральным, обществам, являются сохранение и стабилизация уровня благосостояния. Структура менталитета не создает стремление к устойчивому росту и прибыли, в такой экономике рост налогообложения не стимулирует хозяйственных субъектов, а ведет к их обнищанию.

Если же при этом государство стремится выступать в роли двигателя капиталистического переустройства, то в своей финансовой политике оно обречено находиться между молотом и наковальней: цена обеспечения притока денег в казну- обнищание большинства народа. Причем проблема усугубляется тем, что гарантом уплаты налогов служит сохранение традиционных феодальных структур (главным образом общины), и даже радикально настроенное правительство вынуждено консервировать добуржуазные отношения. Порочный круг замыкается, при этом государственные расходы, как правило, покрыть доходами не удается, и число проблем растет: к ним прибавляются необеспеченная эмиссия- инфляция как способ покрытия бюджетного дефицита и расстройство денежного обращения.

Первые годы правления Александра I сопровождались рядом реформ в области государственного устройства. В 1802 году вместо прежних коллегий – органов центрального управления России, созданных при Петре I, были образованы министерства. Среди них было учреждено и Министерство финансов. Первым в истории Российской империи министром финансов был назначен граф Алексей Васильевич Васильев. В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченных возможностей получения внешних и внутренних займов1 правительство было вынуждено прибегнуть к дополнительному выпуску ассигнаций. Их количество в обращении к концу 1810 года достигло 579373880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 коп. серебром.

В 1810 году была предпринята попытка стабилизации денежного обращения. Манифестом от февраля 1810 года все ранее выпущенные ассигнации объявлялись внутренним государственным долгом, было заявлено о сокращении их массы в обращении. Однако крупные военные расходы, связанные с войной 1812 года потребовали новых эмиссий облигаций.

По смете 1810 года доходы государственного бюджета составляли 105 млн. руб., расходы - 230 млн. руб., при этом в обращении находились ассигнации, которые практически представляли собой государственный долг. Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления. Состояние в 100 тыс. руб. ассигнациями, созданное в конце 18 столетия, имело реальную ценность в начале 1810 года только в сумме 50 тыс. руб. серебром, а в июле 1810 года - 33 тыс. руб., в декабре 1810 года - не более 25 тыс. руб. Курс ассигнации в 1814-15 годах упал до 20 коп. серебром, а золотая и серебряная монеты стали исчезать из обращения.

С 1818 года началось изъятие ассигнаций из обращения, и курс их в металле несколько повысился. Однако, выпуск такого количества бумажных денег значительно превышал потребность оборота в деньгах и носил инфляционный характер. Курс ассигнаций по отношению к монете продолжал падать.1 К концу 80-х годов 18 века ассигнационный банк уже не располагал достаточным количеством металла для размена ассигнаций. К 1818 году их общая сумма составила 836 млн. руб. Размен был прекращен.

Обесценивание ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса ассигнаций уменьшилась реальная сумма задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. Поэтому в данный период наблюдается резкое сокращение кредитных отношений. Учреждение акционерных предприятий казалось крайне опасным делом. В итоге инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита в России.

В этой ситуации Александр I призвал к решению финансовой проблемы одного из величайших государственных умов России 19 века - М.М. Сперанского.

Разработанный им при помощи Балугьянского А.А. и Мордвинова Н.С., крупных специалистов в области экономической политики, план финансов был представлен всего через 2 месяца. 1 января 1810 года император лично внес план финансов на рассмотрение Государственного Совета, и уже 2 февраля он был обнародован в форме высочайшего манифеста.

План финансов состоял из двух частей:

Ø устройство финансов на 1810 год;

Ø устройство финансов на будущее время.

Очевидно, он представлял собой проект масштабной финансовой реформы.

Целями предлагаемой реформы были стабилизация денежной единицы, упорядочение государственного бюджета, пересмотр налоговой системы. Корень большинства экономических и финансовых проблем Сперанский видел в дефицитности государственного бюджета и практически неконтролируемой необеспеченной эмиссии ассигнаций. Решая сиюминутные проблемы, дефицитная эмиссия расстраивает цены - сигнальную систему рыночного хозяйства. Поэтому «на ассигнации нельзя смотреть иначе, чем на долги государственные», следует прекратить их выпуск и изъять из обращения за счет государственного имущества, установить несоразмерность государственных доходов и расходов сокращением издержек и приумножением доходов при строгом контроле исполнения бюджета и правильно организовать налогообложение. Отстаивая не совсем последовательно интересы буржуазного развития России, Сперанский был сторонником металлической теории денег, он боролся против инфляции за твердую валюту.

Проект денежной реформы М.М. Сперанского был изложен в 1939 году в «Записке о монетном обращении». Суть его заключалась в переходе от ассигнационной системы, основанной на выпуске бумаги, к системе кредитной, в основу которой был бы положен размен кредитных билетов на звонкую монету. Он считал инфляцию налогом, от которого выигрывает дворянство, менялы, и винные откупщики. «Ассигнации при их упадке расстраивают все части внутреннего хозяйства, все цены приводят в неизвестность и ежедневную переменчивость, все денежные договоры становятся гадательными; одни выигрывают без труда, другие проигрывают без причин; никакой труд, никакое предприятие не обеспечено надежным расчетом», - подчеркивал Сперанский в записке о монетном обращении. Для упорядочения кредита Сперанским было предусмотрено создание Центрального эмиссионного банка в форме смешанного акционерного общества, где государство имело право владеть только 1/3 акций. Так впервые возникла идея капиталистической банковской системы.

Задачей первостепенной важности, по мнению Сперанского, являлось изъятие ассигнаций и введение серебряного монометаллизма в России. Иначе постоянный рост цен, вызванный обесценением денег вследствие выпуска ассигнаций, приведет к дальнейшему увеличению государственного долга и новой эмиссии при «побочном эффекте» в виде расстройства конъюнктуры.

Преобразования начались практически немедленно. Уже манифест от 2 февраля 1810 года пресекал новый выпуск ассигнаций. Была создана комиссия погашения долгов (т.е. изъятия ассигнаций). Средства для обеспечения денежной реформы обеспечивались за счет:

Ø приватизации части государственного имущества (казенных лесов, арендных имений);

Ø выпуска облигаций государственного займа на сумму не менее 100 рублей серебром с годовым доходом в процентах;

Ø сокращения расходной части бюджета.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил серебряный рубль в качестве единственной монетной единицы. Для стабилизации государственного бюджета Сперанский должен был обратиться и к наименее популярной форме – повышению и введению новых налогов.

Сперанский был сторонником проведения протекционистской внешнеторговой политики, способствовавшей не только притоку денег от ввозных пошлин в казну, но и ограждению молодой национальной промышленности от конкуренции более дешевых импортных товаров. Французские товары, в основном предметы роскоши, впервые были обложены солидной пошлиной, а некоторые из них вовсе запрещены к ввозу.

Курс Сперанского, даже при непродолжительном воплощении, быстро принес плоды. В 1811 г. дефицит государственного бюджета был снижен до 6 млн. руб. Доходы бюджета выросли до 300 млн. руб. Однако, начавшаяся война с Наполеоном, недостаточная подготовленность реформ не позволили ее претворить в жизнь.

Война с Францией вызвала потребность в новых расходах, следовательно, – в новом выпуске ассигнаций. В 1810 г. – на сумму 46,2 млн. руб., в 1812 г. – 64,5 млн. руб., в 1813 г. 103,4 млн. руб. В год окончательного прекращения эмиссии ассигнаций их сумма в обращении составила 836 млн. руб. Начиная с 1812 года, в обращение попали наполеоновские подделки, которые называли наполеоновки, номиналом 25 рублей.

Неподготовленность не позволила последовательно осуществить задуманное. Меры, которые предлагал Сперанский, были нужными, но народ не готов был их принять, так как уровень мышления и интеллекта был на очень низком уровне. А люди, находившиеся в государственном аппарате управления, не способны были подсчитать отдельные статьи бюджета. Также в то время господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были слабо развиты, поэтому мерами, предваряющими реформу, должны были стать меры в сфере народного хозяйства, которые бы способствовали развитию товарно-денежных отношений. Остались без внимания ассигнации, которые так и не разменивались на золото и не были ничем обеспечены. Всё-таки, нужны были более глубокие реформы в промышленности. Денежный оборот в основном осуществлялся с казны. Но все меры, предлагаемые Сперанским, были большим шагом к стабильной экономике, ведь именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно он корнем всех бед считал дефицит бюджета и эмиссию ассигнаций. Поэтому, несмотря на все минусы, «план финансов» Сперанского- это шаг на пути к светлому будущему.

 

2.7 Меры по упорядочению денежного обращения (1818-1823 гг.)

С назначением Д.А. Гурьева на пост министра финансов связано принятие Манифеста 9 января 1812 года, сводившего на нет предложения Сперанского и способствовавшие отставке последнего. Манифест от 9 апреля 1812 года признал ассигнации законным платежным средством, установил их обязательное обращение на всей территории империи. В манифесте было отмечено, что все расчеты и платежи должны были производиться преимущественно ассигнациями. За ассигнационным рублем сохранялось прежнее его значение счетной денежной единицы. Было введено единообразное обращение банковских ассигнаций. Все платежи разрешалось уплачивать ассигнациями по курсу того дня, когда проводилась уплата. В то же время этот манифест сохранил прежнюю монетную единицу, определенную манифестом от 20 июня 1810 года. Соотношение между бумажными и металлическими деньгами устанавливалось частными лицами, а не правительством. В результате имели место постоянные колебания курса ассигнаций, что явилось главным недостатком силовых принципов организации денежной системы. При этом при установлении цены товара в металлических (а не в бумажных) деньгах была официально признана надбавка к ней. Это отрицательно повлияло на состояние денежного обращения, установило простонародный лаж.

В 1812-1815 годах для финансирования расходов, вызванных отечественной войной и заграничным походом русской армии, правительство произвело ряд новых крупных выпусков ассигнаций. В 1812 году наряду с расширением эмиссии бумажных денег российское правительство разрешило министерству финансов выпускать «краткосрочные» облигации Государственного казначейства на сумму 6-10 млн. рублей. Облигации подлежали погашению ассигнациями по истечении одного года, приносили 6% годовых дохода и предназначались для оплаты приобретаемых для войск предметов продовольствия. Новый вид ценных государственных бумаг знаменовал первый опыт ведения нормальной формы текущего краткосрочного государственного долга. Однако его принудительные черты мало способствовали популярности займа.

В 1818 году был осуществлен выпуск ассигнаций нового образца в улучшенном оформлении. К данному периоду общая сумма государственных ассигнаций, находившихся в обращении, составляла 836 млн. руб. против 518,4 млн. руб. к концу 1811 года. Курс ассигнационного рубля упал до 20 копеек серебром.

В 1818-19 годах были выпущены ассигнации нового образца номиналами в 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублей. Одновременно правительство Александра I принимало меры по стабилизации денежного обращения, проводимые с 1818 по 1823 годы методом дефляции, предполагавшим уменьшение денежной массы путем изъятия из обращения излишних ассигнаций и тем самым поднять их курс. Всего в России за 1818-23 годы было изъято из оборота 240 млн.руб. ассигнациями. Было решено для изъятия ассигнаций употребить доходы от государственного имущества и другие государственные доходы. Одновременно было решено прибегнуть к займу. При Гурьеве было заключено два внутренних бессрочных займа на сумму 113 млн. рублей и два внешних займа на 83 млн. рублей. Полученный в Амстердаме заем на 40 млн. руб. дал возможность изъять и сжечь ассигнаций на 118 млн. руб. Второй заем на 43 млн. руб. позволил изъять из обращения 181 млн. руб. ассигнаций, но результаты были мизерными. В 1820 году за 1 рубль серебра вместо 400 коп. ассигнациями давали 373 коп., а в 1823 году 380 коп., т.е. стабилизировать денежное обращение не удалось.

К концу правления Александра I внешний долг Российской империи составлял 102 млн. руб. серебром. Внутренний долг, по которому уплачивался процент, составил 106 млн. руб. серебром. Общая сумма процентного долга была равна 208 млн. руб. серебром или в ассигнациях 728 млн. руб. Российское правительство относило к государственной задолженности (беспроцентной), находившиеся в обращении ассигнации в объеме 595 млн. руб. Общая задолженность государства по всем займам достигла 1323 млн. руб. ассигнациями.

Д.А. Гурьев защищал свободу торговли, выгодную земледельцам, защищал интересы потребителей иностранных товаров.

 

2.8 Денежная реформа Канкрина (1839-1843 гг.)

Денежная политика Е.Ф. Канкрина, характеризуется стремлением поднять ценность ассигнационного рубля до уровня серебряного за счет изъятия из обращения и сжигания ассигнаций. До 1837 года Министерство финансов не видело необходимости в восстановлении металлического обращения.

Назначение в 1823 году Е.Ф. Канкрина на пост министра финансов в значительной степени изменило денежную политику России. Экономические взгляды, которых придерживался Е.Ф. Канкрин, изложены в его труде «Экономия человеческих обществ и состояние финансов». Свои преобразования он начал в условиях, когда страна была разорена войной с Наполеоном, отягощена внутренним и внешним долгом. Он был противником теории свободного предпринимательства и свободной торговли. Считал, что Россия не готова открыть свои рынки и отказаться от заградительных тарифов.

Е.Ф. Канкрин, став министром финансов, в основном, занимался упорядочением бюджета, не принимая вплоть до 1834 года никаких специальных мер поднятия курса ассигнаций. Сосредоточившись на совершенствование денежного обращения, он заинтересовался исследованиями М.М.Сперанского. Е.Ф. Канкрин считал, что основная «задача министра финансов должна не просто заключаться в стремлении восстановления металлического обращения путем изъятия ассигнаций…, а в фиксации их курса».1

Столь резкая критика предшественника была не только несправедливой, но и ошибочной. Ведь именно в результате уменьшения количества ассигнаций более чем на ¼ произошла фиксация курса ассигнацией с некоторой тенденцией к повышению.

Проект денежной реформы Канкрина отличался от проекта Сперанского уровнем фиксирования курса ассигнаций. Министр финансов считал, что он должен быть равен биржевому курсу (3,50 руб. ассигнациями) (у Сперанского 3,60 руб. ассигнациями). Кроме того, период осуществления реформы, согласно проекту Е.Ф. Канкрина должен быть более продолжительным, чем по проекту Сперанского.

В начале 19 века товарное производство стало расширяться. Увеличивался внутренний и внешний товарооборот. Это требовало роста количества денег для обслуживания движения товаров и услуг. Привлечение внешних займов, активное сальдо платежного баланса, рост добычи золота и серебра в России создали условия для внедрения металлического денежного обращения. Возникла необходимость и предпосылки для проведения денежной реформы, которая получила название «реформа Канкрина» и проводилась в два этапа.

Начало денежной реформе было положено манифестом от 1 июля 1839 года об устройстве денежной системы. Этот манифест провозгласил основой денежной системы России серебро, а законной монетной единицей – серебряный рубль, государственные ассигнации объявлялись вспомогательным знаком стоимости, причем для них был установлен официальный курс 3 руб. 50 коп. за серебряный рубль.

Рассмотрим экономические и социальные предпосылки денежной реформы графа Канкрина 1839-1843гг:

Ø Проведение денежной реформы было подготовлено развитием товарно-денежных отношений. В 30-40-х годах 19 века в России начался промышленный переворот.

Ø Происходил рост внутреннего рынка, причем в рыночные отношения интенсивно начала втягиваться деревня. Важную роль в этом играли сельские ярмарки. Росла магазинная торговля.

Ø Все большее значение в экономике России приобретало развитие внешнеторговых оборотов. Причем запретительная таможенная политика, непрерывно проводившаяся на протяжении первой половины 19 века, обеспечила отставание импорта от экспорта и активное сальдо торгового баланса.

Ø Начался прилив звонкой монеты из-за границы. Благоприятный платежный баланс обеспечивал повышение курса ассигнаций.

Ø Увеличились налоговые поступления.

Ø Большое значение имели внешние займы. Если в 1815 году задолженность России по внешним займам составляла примерно 29 млн. руб. серебром, в 1823- 106,8 млн. руб. серебром, то в 1843 году - она достигла 193,3 млн. руб. серебром.

Кроме того, Россия, как уже отмечалось, в значительной степени увеличила добычу золота и серебра. Развитие внутреннего и внешнего товарооборота способствовало росту государственных доходов.

Первый этап денежной реформы 1839-1843гг. начался с издания манифеста 1 июля 1839 года «Об устройстве денежной системы».

Согласно манифесту с 1 января 1840 года в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Позднее, в начале 1840-х годов началась чеканка медных монет достоинством в 3 копейки, которые в народе продолжали называть алтынами или алтынниками.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 года «Об учреждении с 1840 года Депозитной кассы. Ей предоставлялось право приема вкладов серебряной монетой и выпуска взамен нее депозитных билетов, приравнивавшихся к серебряной монете и подлежащих размену на нее. Депозитные билеты объявлялись законным платежным средством на всей территории страны. Они выпускались в объеме фонда серебра и золота, накапливаемого в депозитной кассе, т.е. имели стопроцентное серебряное обеспечение.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия так называемых кредитных билетов сохранных казенных воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 года «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 млн. серебром». Этот манифест разрешал сохранным казнам и Государственному заемному банку выпустить кредитные билеты достоинством 50 руб. в порядке выдачи ссуд под залог недвижимых имуществ, причем эти билеты подлежали свободному размену на серебряную монету.

Итак, начиная с 1841 года, в России параллельно обращались три вида денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Экономическая сущность их была различна.

Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в 4 раза ниже номинальной.

Депозитные билеты являлись квитанцией на серебро. Они должны были иметь 100 % покрытие серебром.

Кредитные билеты находились в обращении в незначительном количестве. Незначительный выпуск, частичное обеспечение металлом, размен на звонкую монету превратили кредитные билеты в устойчивые кредитные титулы.

На третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты трансформировались в кредитные билеты. Осуществлялось это на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года.

В соответствии с этим манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранной казны и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы. Они выпускались по курсу 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 рубль новыми кредитными билетами. Обмен ассигнаций прекратился с 13 апреля 1851 года, а обмен депозитных билетов - с 1 марта 1853 года. Не предъявлено было к обмену ассигнаций на сумму свыше 3,3 млн. руб.

Экспедиция депозитной кассы и Государственный ассигнационный банк были упразднены, их операции и средства передавались в Экспедицию государственных кредитных билетов.

Депозитные и кредитные билеты 1841г., разменные на серебро, обменивались по номиналу. Кроме того, кредитные билеты выпускались взамен вкладов золотом и серебром. Никаких других видов эмиссии кредитных билетов закон не предусматривал. Поэтому они были, по сути, квитанциями на серебро, а не кредитными деньгами.

Размен кредитных билетов производился на серебро и золото. Разменная касса Экспедиции кредитных билетов в Петербурге была обязана осуществлять размен без ограничения, в Москве - до 3 тыс. руб. в одни руки, а в уездных казначействах - до 100 руб.

Согласно неопубликованным правилам о размене, кредитные билеты делились на два разряда: первый обеспечивался золотом и серебром на 1/6. Сюда относились билеты, выпускавшиеся в обмен на ассигнации (таких билетов предполагалось выпустить на 170 млн. руб.), часть кредитных билетов, выпускавшихся в обмен на билеты депозитной кассы (примерно 17 млн. руб.), а также кредитные билеты, заменявшие билеты казенных банков.

Таким образом, в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные денежные знаки разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., была как бы переходной. Она не была чистой системой серебряного монометаллизма, а обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма.

Во-первых, существовала чеканка не только серебра, но и золота.

Во-вторых, золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное соотношение между золотым и серебряным рублем. Манифест от 1 июля 1839г. устанавливал, что «золотая монета в казну и кредитные установления принимаются и из них выдается 3 % выше нарицательно ее стоимости, именно – империал в 10 руб. 30 коп. и полуимпериал в 5 руб. 15 коп. серебром»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.