Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История денежно-кредитного обращения 8 страница




Новая экономическая политика (НЭП) предполагала следующие изменения в экономической политике государства:

Ø восстановление товарно-денежных отношений;

Ø замена продразверстки продналогом. Крестьянству было разрешено после уплаты налога излишки хлеба и других продуктов продавать на рынке;

Ø денатурализация хозяйственных отношений: восстановление товарообмена между городом и деревней, переход от натуральной оплаты труда к денежной, оживление торговли, перевод промышленных предприятий на хозрасчет.

Осуществить эти мероприятия можно было только при наличии устойчивого денежного обращения. Развитие рыночных структур настоятельно требовало всеобщий денежный эквивалент, всеобщее средство обмениваемости и средство платежа, всеобщее средство сохранения ценности. Государственные власти не могли предложить на эту роль ничего более подходящего, чем катастрофически падающий и абсолютно дискредитированный «расчетный знак».

Период, когда людей старались отучить от денег и заработков, приучая к талонам и пайкам, продержался недолго. Временной интервал, отделяющий его от эпохи нормальных денежных отношений, был достаточно коротким. В общественном сознании и памяти военный коммунизм представлялся временным и досадным недоразумением. Поэтому реформаторы решили придать новым денежным атрибутам старые привычные черты.

Для подготовки и реализации денежной реформы были привлечены старые высокопрофессиональные специалисты денежно-кредитной сферы. Высокая квалификация «старой гвардии» позволила быстро и четко провести денежные преобразования, которые могут быть отнесены к числу выдающихся достижений экономической науки.

Экономических предпосылок для стабилизации рубля в стране не было, т. к. значительным был дефицит бюджета и в 1921 году был неурожай. Поэтому была принята программа по созданию предпосылок для проведения денежной реформы и укрепления рубля. Денежную реформу отличали глубина проработки и комплексность подхода к ее осуществлению. Осуществляемые мероприятия по восстановлению денежного обмена в Советской России характеризовались практической реализуемостью и общественной приемлемостью. Реформа проводилась в короткий период. Процесс подготовки и практического проведения преобразований в денежной сфере уложился в три года. В течение этого срока: на первом этапе были проведены подготовительные мероприятия, на втором – существовало параллельное обращение совзнаков с новой валютой, на третьем – произведен обмен старых денег на червонные деньги. Все это создало предпосылки для успешного проведения денежной реформы. На подготовительном этапе предполагалось осуществить следующие мероприятия:

Ø снизить дефицит бюджета за счет увеличения поступлений и сокращения расходов на базе жесточайшего режима экономии;

Ø увеличить товарообмен в стране;

Ø провести две деноминации, т.е. уменьшить номинальное выражение вновь выпускаемых денежных знаков. В ноябре 1921 года было принято решение осуществить первую деноминацию. Вместо совзнаков РСФСР были выпущены рубли образца 1922 года, путем зачеркивания четырех нулей. В октябре 1922 года было принято решение о проведении второй деноминации, в результате которой было произведено зачеркивание еще двух нулей к выпуску 1922 года или 6 нулей к денежным знакам, находившимся в обращении до проведения деноминации.

Ø восстановить золотое обеспечение денег. Была поставлена задача беречь золото, продавать его подороже, а покупать на него товары подешевле;

Ø воссоздать кредитную систему. В октябре 1921 года было принято решение о создании Государственного банка РСФСР. После предоставления ему в 1921г. монопольного права выпуска банкнот Госбанк становится центральным эмиссионным банком, кредитным институтом, осуществляющим преимущественное кредитование государственной и кооперативной торговли.

Ø стабилизировать валютно-кредитные отношения СССР с другими странами.

В соответствии с декретом СНК от 11 октября 1922 года Государственный банк выпустил банкноты достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 25, 50 червонцев. Золотое содержание червонца было установлено в 7,74234 г. чистого золота, т.е. приравнивалось к золотому содержанию старой дореволюционной десятирублевой золотой монеты. Червонцы представляли собой банковские билеты, обеспеченные на 25% золотовалютными резервами, а на 75% - легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами.

Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе, строго в порядке краткосрочных операций в соответствии с потребностями оборота и не использовался для покрытия дефицита бюджета, что обеспечивало их устойчивость. Выдаваемые банковские ссуды должны были погашаться также в червонцах. Хозяйственный оборот повсеместно стал исчисляться в червонцах.

Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для покрытия дефицита бюджета, поскольку к началу проведения реформы не удалось достигнуть полной сбалансированности бюджета. Для повышения доходности бюджета были предприняты такие меры как: перевод предприятий на хозрасчет; восстановление местных бюджетов; укрепление органов финансового контроля; введение системы налогового обложения.

Удельный вес совзнаков неуклонно сокращался с 94% в феврале 1923 года до 20% в феврале 1924 года. От их обесценения страдало крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продуктов, и, рабочие, служащие получавшие заработную плату в совзнаках. Параллельное обращение устойчивого червонца и обесценивающихся совзнаков, образовало систему двойной валюты, хромающей на совзнаковскую ногу. Система параллельного обращения банкнот и совзнаков подрывала основы хозрасчета, создавала предпосылки для спекуляции, снижала доходы населения.

Большой спрос на червонцы в городе не позволял внедрить их в оборот деревни. Червонец, будучи крупной валютой, не мог внедряться в сферы с низкой доходностью. Сельское хозяйство из-за низких цен установленных государством на сельскохозяйственную продукцию было не рентабельным. Поэтому задерживались рост товарности крестьянского хозяйства и развитие товарно-денежных отношений в деревне.

В условиях обесценения бумажных денег среди населения были размещены три натуральных и два в золотом исчислении займа. В 1922 году был выпущен хлебный заем. Облигации продавались на деньги, но выпускная сумма займа и стоимость облигаций выражалась в пудах ржи. Оплата облигаций проводилась по желанию их держателей - деньгами или хлебом после реализации урожая. Облигации принимались в уплату натурального налога. В ноябре 1923 года был выпущен сахарный заем.

Облигации натуральных займов принимались от крестьян в уплату продналога, что делало их привлекательными для крестьян и способствовало постепенному переходу от натуральных налогов к денежным. Первоначально государственные займы выпускались на несколько месяцев, и государство платило по ним высокий процент. Благодаря осуществлению вышеназванных мероприятий к концу 1923 года в стране сложились благоприятные экономические условия. Сократился дефицит бюджета, торговый и платежный баланс страны имели активное сальдо, увеличился золотой запас страны, наметились позитивные результаты в восстановлении отраслей народного хозяйства. Все это сделало возможным проведения второго этапа денежной реформы в течение 1924 года. Задача второго этапа состояла в переходе к устойчивой единой валюте, позволяющей использовать преимущества международного разделения труда в реализации национальной стратегии развития.

В целях выполнения поставленных задач было проведено четыре мероприятия:

1) в качестве разменного средства для червонцев 5 февраля 1924 г. были выпущены казначейские билеты 1, 3, 5 рублей, которые в первое время частично использовались для покрытия бюджетного дефицита. Во втором полугодии 1924 года был запрещен выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита, а в октябре 1924 года дефицит бюджета был ликвидирован. Между казначейским билетом и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец к 10 рублям;

2) 14 февраля 1924 г. - запрет печатания и выпуска совзнаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте;

3) 22 февраля 1924 г. - предусмотрена чеканка и выпуск серебряных и медных монет советского образца;

4) 7 марта 1924 г. - изъятие из обращения совзнаков путем их выкупа по курсу 1 руб. золотом за 50 тыс. денежных знаков образца 1923 года.

В результате проведенных мероприятий в обращении остались банковские и казначейские билеты и золотые червонцы, которые использовались, как правило, в качестве мировых денег.

Отличие денежной реформы 1922-24 гг. в СССР от реформ европейских стран, проводившихся после первой мировой войны:

Ø проведение в короткие сроки без использования внешнего займа и при небольшом запасе золота;

Ø отсутствие внешней государственной задолженности (после революции советская республика отказалась платить по внешним долгам имперской России);

Ø централизация командных высот в области производства и обращения в руках государства.

Значение денежной реформы заключалось в создании устойчивой денежной системы, что положительно сказалось на всех отраслях народного хозяйства. Реформа способствовала развитию торговли между секторами экономики, воссозданию и развитию банковского дела. В данный период повысилась роль денег как орудия учета и контроля, орудия сохранения сбережений и накоплений в стране. Устойчивая валюта благоприятно сказалась на материальном благосостоянии граждан, способствовала успешной хозяйственной деятельности. В 1924 году вырос курс советской валюты, курс червонца стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и к доллару. Таким образом, не прибегая к иностранным займам, была решена задача повышения курса валюты до официального золотого паритета.

 

4.5 Денежное обращение в период формирования индустриальной системы

В этот период денежное обращение опиралось на устойчивый червонец. Госбанк СССР эмитировал червонцы под золото - валютные резервы и учтенные векселя предприятий. На внутренних и международных биржах червонец котировался по отношению к иностранной валюте и к золоту. Он свободно вывозился и ввозился из страны за границу. Устойчивость червонца Госбанк осуществлял через механизм валютной интервенции. Когда валютный курс червонца поднимался выше официального валютного паритета, Госбанк скупал валютные ценности на бирже, выпуская для этого дополнительные массы червонцев. В случае установления валютного курса ниже валютного паритета Госбанк выбрасывал на валютный рынок валютные ценности и скупал червонцы, добиваясь повышения курса червонца.

На товарных биржах действовали фондовые отделы, где свободно покупались и продавались: иностранная валюта, золото, облигации государственных займов, краткосрочные обязательства Центрокассы Наркомфина, призванные выравнивать доходы и расходы бюджета. Из всех оборотов фондовых отделов валютные операции занимали 38%, а 62% приходилось на долю облигаций государственных займов и обязательств Наркомфина. Биржи действовали в городах: Москва, Ленинград, Харьков, Киев, Тбилиси, Батуми, Баку, Владивосток, Ростов - на - Дону, Ереван. Операции с иностранной валютой были сконцентрированы на трех биржах: Московской, Ленинградской и Харьковской. Продавцами иностранной валюты выступали предприятия-экспортеры и частные лица, а покупателями -предприятия-импортеры и частные лица.

Вплоть до 1925 года червонец оставался устойчивым, для поддержания его курса не требовалось больших затрат валютных ценностей. Однако ошибки, допущенные в экономической политике, обусловили отрыв червонца от его валютного паритета, что привело к понижению курса червонца на внутреннем рынке. Для стабилизации курса червонца Госбанк использовал валютную интервенцию, но к весне 1926 года она не приносила ожидаемых результатов. Поэтому в марте 1926 года свободная купля-продажа валюты и золота была запрещена. Кроме того был запрещен вывоз советской валюты за границу, а в 1928 году запретили и ввоз валюты в СССР, что фактически означало отрыв советской валютной системы от мировой. Частный валютный рынок в стране был ликвидирован.

Таким образом, рыночный механизм регулирования денежного обращения в 1928 году был ликвидирован. С этого момента наблюдается усиление административных, волевых начал в области организации денежного обращения. Основной акцент делается на развитие планирования денежного обращения.

В 1927 году Комитет по делам банков был передан в ведение Наркомфина, что по существу означало изменение ориентиров в области денежно-кредитной политики, поскольку общее руководство деятельностью кредитной системы было закреплено за Наркомфином, а оперативное руководство - за Госбанком. В результате стало возможным использование кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, эмиссия денег была поставлена в зависимость от потребностей народного хозяйства в кредитах, стала играть балансирующую роль при увязке доходной и расходной частей кредитного плана.

Именно с этого времени наблюдается значительный рост кредитных вложений (с 1928 по 1933 годы кредитные вложения возросли в 2 раза), быстрыми темпами растет денежное предложение. Среднегодовые темпы прироста денежной массы оказались выше темпов прироста национального дохода, что обусловило инфляционные явления, и потребовало неотложных мер по укреплению денежного обращения.

В 1927 году началось постепенное упразднение касс Наркомфина, а в августе 1928 года в Госбанке СССР было создано управление по кассовому исполнению государственного бюджета. Госбанк превратился в кассира правительства.

В августе 1930 года было принято постановление правительства, обязывающее Госбанк составлять кассовые планы. Кассовый план включал приходную и расходную часть и составлялся по схеме:

 


приход расход
выручка от реализации товаров выплаты заработной платы
налоги и сборы оплата труда в колхозах
доходы по займам лесозаготовки и сплав
возврат ссуд по сельскохозяйственному кредиту сельскохозяйственные заготовки
расчеты со сберкассами прочие заготовки
паи и вклады потребительской кооперации хозяйственно-операционные заготовки
выручка кустарно-промысловой и жилищной кооперации выдача сельскохозяйственных ссуд наличными деньгами
коммунальные доходы расходы по займам
доходы от местного транспорта выплаты страховых премий
квартплата выплаты пособий по социальному страхованию
выручка ж.д. и водного транспорта расчеты со сберегательными кассами
расчеты с органами связи расчеты с органами связи
прочие поступления прочие расходы
переводы полученные переводы выплаченные
остаток кассы на начало операционного дня остаток кассы на конец планируемого периода

Рис.1 Схема статей кассового плана

 

Однако полностью сбалансировать и отрегулировать денежное обращение с помощью кассового плана оказалось сложно, поэтому в 1931 году был введен контроль госбанка за расходованием средств на заработную плату. В 1938 году в Правлении Госбанка было организовано Управление кассовых операций, а кассовый план становился директивой в области денежного обращения. Он стал утверждаться правительством вместе с другими народнохозяйственными планами.

Все учреждения Госбанка получали твердые задания на изъятие денег из обращения с последующим их перечислением в резервные фонды, а также твердые лимиты остатка наличных денег в оборотной кассе. Суммы денежной наличности, превышающие эти лимиты, к концу дня переводились в резервные фонды. Для подкрепления оборотных касс требовалось специальное разрешение вышестоящей конторы Государственного банка в пределах общего размера эмиссии, утвержденного в кассовом плане.

Снижение покупательной способности советской валюты привело к тому, что с 19 августа 1933 года курс червонца стал определяться к французскому франку (1 червонец = 13,15 франков). Золотое содержание советского рубля было установлено 0,176850 г. чистого золота.

Впоследствии из-за неоднократной девальвации франка, червонец стал выражаться по отношению к доллару. С 19 июня 1939 года курс червонца к доллару составил: 1$ = 5 руб. 30 коп. Золотое содержание рубля было установлено на уровне 0,167674 г. чистого золота.

 

4.6 Денежная реформа 1947 года

Целью проведения денежной реформы являлось восстановление полноценного рубля и переход от карточной системы к торговле по единым государственным ценам за счет лишения денежных доходов спекулятивных элементов и аннулирования фальшивых денег.

Предпосылки денежной реформы:

Ø промышленность достигла довоенного объема производства, возрос объем торговли, увеличились продовольственные ресурсы в руках государства;

Ø ликвидирован бюджетный дефицит;

Ø отменена карточная система и осуществлен переход к торговле товарами и услугами;

Ø произведен обмен старых денег на новые деньги в течение двух недель по курсу 10: 1;

Ø осуществлена переоценка вкладов до 3 тыс. руб. без изменения по курсу 1:1; до 10 тыс. руб., с сумм превышающих 3 тыс. руб., по курсу 3:2; по вкладам превышающим 10 тыс. руб. по курсу 2: 1; средства на расчетных счетах предприятий переоценивались по курсу 5: 4;

Ø все займы были пересчитаны и объединены в один по соотношению 3: 1, а заем 1938 года – 5: 1. Необходимость конверсии займов диктовалась тем, что основная сумма долга государства образовалась во время войны, когда покупательная способность рубля значительно упала. Кроме того, стране необходимы были ресурсы для финансирования затрат по восстановлению разрушенного войной хозяйства;

Ø с 1947 года Государственный банк прекратил выпуск в обращение червонцев и стал выпускать банковские, казначейские билеты, а также разменную монету;

Ø накопление товарных запасов позволило в марте 1948 года провести установление единых розничных цен, массовое снижение которых проводилось ежегодно до 1954 года. В целом цены снизились на 29%;

Ø определение курса рубля на базе доллара было прекращено. С 1 марта 1950 курс стал устанавливаться на золотой основе. Золотое содержание рубля было установлено 0,222168 г. чистого золота. Курс рубля к доллару был определен в соотношении 1 доллар = 4 рубля. Из-за нестабильности курсов иностранных валют, стали устанавливать курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам на основе их золотого паритета.

4.7.Меры по стабилизации денежного обращения в «хрущевский» период

С 1959 года правительство стало утверждать кассовый план и эмиссионный результат как в целом по стране, так и в разрезе союзных республик. С 1960 года Госбанк стал составлять годовые расчеты кассового плана.

Вместе с тем денежное обращение в стране оставалось напряженным, денежное предложение росло быстрыми темпами. Безналичный денежный оборот возрос в 6,9 раза, темпы кредитных вложений в 7,5 раза, товарооборот в 4,2 раза. Государство несло крупные издержки с печатанием, перевозкой и хранением наличных денег.

В течение десятилетия после реформы 1947 года в связи с высокими темпами экономического роста значительно увеличились денежные обороты страны, размеры государственного бюджета и объем национального дохода. Исчисление велось в десятках триллионов рублей. Учитывая перспективы дальнейшего развития экономики, было принято решение о деноминации советской валюты с 1 января 1961 года. Денежные знаки образца 1947 года обменивались на новые в соотношении 10: 1., также обменивались металлические монеты 5, 10, 15, 20 коп., 50 коп и 1 руб. Монеты 1, 2, 3 коп. выпуска 1926-57 годов остались в обращении, их покупная способность фактически повышалась в 10 раз. В 10 раз уменьшались оптовые и розничные цены, фонд заработной платы, оклады и тарифы. Курс рубля по отношению к валютам иностранных государств был повышен в 4,4 раза. Золотое содержание рубля было установлено 0,987412 г. чистого золота. Выпущены билеты Государственного банка СССР достоинством 100, 50, 25 и 10 рублей и казначейские билеты 5, 3 и 1 рубль. Поступили в обращение новые монеты: 1 рубль, 50, 20, 15, 10 копеек из медно-никелевого сплава и 5, 3, 2, 1 коп из латуни. Изменены курсы иностранных валют. Этим мероприятием государство привело в соответствие реальное соотношение покупательной силы советского рубля и иностранных валют.

Осуществление данного мероприятия позволило значительно сократить денежную массу в обращении и удешевить все формы расчетов, снизить непроизводительные издержки по печатанию, перевозке и хранению денежных знаков. Значительная экономия была получена от замены бумажных денег разменной монетой, способной функционировать в обращении гораздо дольше.

Установление нового курса рубля дало возможность сопоставить мировые цены с ценами СССР, правильно определить рентабельность экспортных и импортных операций.

 

4.8 Денежное обращение 70-х и начала 80-х годов

Задача денежно-кредитной политики Госбанка СССР состояла в укреплении денежного обращения и обеспечении устойчивости советского рубля, строгом соблюдении договорной и платежной дисциплины в народном хозяйстве. Фактором, обеспечения устойчивости денежного обращения провозглашалось опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.

Важнейшими инструментами управления налично-денежным оборотом являлся баланс доходов и расходов населения и кассовый план Госбанка. Поступления и выдачи наличных денег из касс Государственного банка характеризовались следующими данными1:

 

Таблица 7– Динамика движения кассовой наличности с 1971-75 гг.

(1970 г = 100%)

годы Оборот наличных денег Поступления наличных денег в кассы Госбанка Выдачи наличных денег из касс Госбанка
От торговых предприятий От предприятий, оказывающих платные услуги населению На выплату зарплаты На закупку с/х продукции и оплату труда колхозников На выплату пенсий и пособий
  105,9 106,4 106,5 105,1 109,0 105,3
  112,1 112,8 112,7 110,9 114,3 115,5
  117,4 118,6 118,9 116,7 117,0 126,4
  124,0 125,8 126,3 124,2 121,3 135,6
  131,9 134,5 135,0 131,3 124,1 158,5
Темп роста за 5 лет 5,7 6,1 6,2 5,6 4,4 9,6

 

Эмиссионная деятельность Государственного банка осуществлялась в процессе кредитования народного хозяйства. Организация контроля над эмиссионной деятельностью осуществлялась через контроль исполнения кассового и кредитного планов.

Денежная политика в 1985-90 годы определяла приоритетную задачу укрепления денежного обращения и повышения покупательной способности рубля.

В средине 70-х годов в советской модели индустриальной системы возникли противоречия между централизованной экономикой и децентрализацией системы управления, плановым регулированием и стоимостным стимулированием, через возрастание роли денежно-кредитных механизмов и др.

В данный период экономика СССР столкнулась: во-первых, с ограниченностью ресурсов; во-вторых, с новыми социальными запросами и технологическим вызовом. Предпринятые меры по совершенствованию хозяйственного механизма, децентрализации управления экономикой не позволили советской экономике справиться с возникшими трудностями, темпы экономического роста снижаются, а экономика стагнирует.

Были необходимы новые источники эффективности и развития, которые позволили бы обеспечить обновление советской индустриальной системы и перейти к долговременному экономическому росту. Однако найти такой механизм обновления экономики не удалось. Поэтому со второй половины 70-х годов и особенно в 80-е годы кризис охватил большинство функциональных узлов советской экономики. Кризис топливно-сырьевых и инвестиционных секторов был запрограммирован структурным дисбалансом народного хозяйства, его технологической отсталостью и износом производственного аппарата. Потребительские отрасли стагнировали из-за приоритетного положения ВПК и сырьевых отраслей. Это блокировало повышение качества жизни, породило дефицит товаров и услуг, снизило механизмы социальной активности с опорой на новые потребительские стандарты и ориентиры.

Такая ситуация породила разрыв интересов населения и государства. Расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов, расширение кредитно-расчетных отношений не привело к позитивным результатам, а скорее наоборот. Создались предпосылки для теневого бизнеса, стала происходить иммобилизация оборотных средств, накопление сверхплановых производственных запасов. Действовал принцип «запас карман не тянет!». В условиях системного кризиса облегченная система кредитования не способствовала ускорению оборачиваемости и повышению эффективности использования оборотных средств. Наоборот происходило втягивание кредита в неходовые товары, в долговременные вложения, в замещение недостатка собственных средств, в кредитование убытков и т.д. Такая кредитная эмиссия обусловила: во-первых, опережающий рост денежного предложения по сравнению с наполнением рынка товарами и услугами; во-вторых, нарушение пропорциональности между товарной и денежной массой. В итоге возникла подавленная инфляция, выразившиеся в дефиците товаров и росте кассовых остатков во вкладах населения, повышении цен.

Возникший дисбаланс экономики пытались регулировать административно-распределительными методами через сводный финансовый баланс, государственный бюджет, кредитный план, финансовые планы предприятий и министерств. Задания по денежным планам стали носить директивный характер. Они стали составляться и утверждаться не только на общесоюзном уровне, но и на уровне республик, краев и областей. Баланс денежных доходов и расходов населения теперь составляется на пятилетку с распределением по годам и утверждается в составе пятилетнего плана. Из расчетного он превратился в директивный документ. На его основе пытались учитывать потребность в товарах и услугах населения.

Главным инструментом регулирования денежного обращения продолжают оставаться годовые и квартальные расчеты кассового плана. Они устанавливают соотношение между поступлением денег и предстоящими выплатами, отражают возможности удовлетворения потребности в кассовой наличности. Эмиссионный результат (выпуск или изъятие наличных денег из обращения) определялся состоянием сальдо кассового плана. Кассовое планирование стало осуществляться и утверждаться не только на центральном уровне, но и на региональном. Стали утверждаться кассовые планы союзных республик, краев и областей, городов. Из оперативного документа они превращались в директивные. Этими мерами намеревались повысить ответственность каждого административного органа за состояние денежного обращения. Однако денежные балансы определяли основные направления эмиссионной политики государства, но не позволили преодолеть дисбалансы экономики.

Следующим рычагом денежной политики советского государства являлся контроль над мерой труда и мерой потребления. В 70-х и 80-х годах обозначилось также противоречие между ростом средней заработной платой и ростом производительности труда. В ходе хозяйственных реформ темпы роста оплаты труда стали опережать темпы роста производительности труда.

Поэтому советское правительство и Государственный банк поставили задачи: обеспечить правильное соотношение в оплате труда, добиться устранения уравниловки и роста производительности труда; достигнуть сбалансированности между денежными доходами и товарами, услугами; устранить дефицит товаров, установив соответствие между спросом и предложением на товары и услуги.

Важным рычагом регулирования денежного обращения становится контроль расходования фонда заработной платы. Механизма контроля за годы 9-11 пятилеток совершенствовался. В мае 1986 года было принято Постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». Применялись санкции к предприятиям, не выполняющим задания по росту производительности труда и нарушающие соотношение между темпами роста производительности труда и роста заработной платы. В данном случае «штрафники» должны были резервировать фонд материального поощрения на сумму допущенного перерасхода по заработной плате. Однако это не дало ожидаемого успеха, эмиссия лишних денег через канал заработной платы продолжала нарастать и усугублять диспропорции, снижать покупательную способность советского рубля.

Не давали успеха меры по рациональной организации денежного обращения: централизация кассовых ресурсов в банке; обязательное хранение денег на счете в банке и расходование наличности в пределах установленных сумм. За 1981-85 годы произошло отставание товарооборота от роста денежных доходов, неравномерное размещение товаров и услуг по территории России. Поэтому были разработаны Продовольственная программа и Комплексная программа развития производства товаров народного потребления на 1986-2000 годы. Они предусматривали условия для насыщения рынка высококачественными и разнообразными продуктами питания, промышленными товарами и расширение услуг населению в 2,1-2,3 раза. Для реализации этой программы банкам следовало проводить анализ конъюнктуры торговли, правильности размещения товарных запасов, использовать кредитное стимулирование производства товаров, пользующихся спросом у населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.