Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. Характеристика рыночной экономики




Рыночного ценообразования.

Микро- и макроэкономические основы

Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю.

 

 

Вологда

2009 год


Содержание.

 

ТЕМА 1. Характеристика рыночной экономики.................................................................. 3

Тема 2. Теория спроса и предложения................................................................................... 7

2.1. Понятие и функция спроса......................................................................................... 7

2.2. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса............................ 8

2.3.Понятие предложения и функции предложения..................................................... 12

2.4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие............................................ 14

2.5. Понятие мгновенного, короткого и длительного периодов времени.................. 15

2.6. Стабильность равновесия. Понятие паутинообразной модели....................... 16

2.7. Воздействие государства на процесс ценообразования. Налоги и дотации. Фиксированные цены.............................................................................................................................................. 17

Тема 3. Ценообразование в рыночных структурах............................................................. 21

3.1. Понятие и виды рыночных структур....................................................................... 21

3.2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции........................ 22

3.3 Ценообразование на монополизированном рынке................................................. 24

3.3.1. Спрос на продукт монополиста....................................................................... 25

3.3.2.Максимизация прибыли монополией.............................................................. 27

3.3.3. Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса........................... 28

3.3.4. Ущерб, приносимый монополией................................................................... 29

3.3.5. Естественная монополия и ее регулирование............................................... 30

3.3.6. Ценовая дискриминация.................................................................................. 32

3.4. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции........................ 33

3.4.1. Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентного предприятия 35

3.4.2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции....................................................................................................................................... 35

3.5. Ценообразование в условиях олигополии.............................................................. 37

Тема 4. Рынок факторов производства............................................................................... 41

4.1. Понятие факторов производства.............................................................................. 41

4.2. Рынок капитала. Дисконтирование......................................................................... 42

Тема 5. Макроэкономические факторы ценообразования................................................. 46

5.1. Уровень цен. Инфляция............................................................................................ 46

5.2. Государственное регулирование рынка и цен........................................................ 48

Тема 6. Методы ценообразования и виды ценовых стратегий......................................... 53

6.1. Система цен. Принципы дифференциации цен..................................................... 53

6.1.1. Функции цены................................................................................................... 53

6.1.2. Система цен........................................................................................................ 54

6.1.3. Мировые цены................................................................................................... 56

6.2. Состав и структура цены........................................................................................... 57

6.3. Ценовая политика фирмы. Ценовые стратегии...................................................... 61

6.4. Методы ценообразования.......................................................................................... 65

6.4.1. Определение цен на основе издержек производства.................................... 65

6.4.2. Определение цен на основе методов маркетинговых оценок...................... 70

6.4.3. Параметрические методы ценообразования................................................... 72

6.5.Изменение цен: реакция потребителей и конкурентов на эти изменения........... 75

Ответы на вопросы и тесты.................................................................................................. 80

Список рекомендуемой литературы.................................................................................... 81

 

 

Экономика - наука об ограниченности и выборе. Такое определение обусловлено тем, что человеческие потребности безграничны, а ресурсы для их удовлетворения в каждый отдельный момент ограничены. Иначе говоря, принципиально невозможно одновременно и полно удовлетворить потребности всех людей одновременно.

Очевидно, что если бы ресурсы не были ограничены, то не возникало бы проблемы их наиболее эффективного распределения между отдельными членами общества, фирмами-потребителями и фирмами-производителями. Так как ресурсы недостаточны, возникает конкуренция за их использование и проблема распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими целями их использования.

Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки. Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональноеповедение - это поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Так как ресурсы ограничены, то, следовательно, использование данного ресурса для производства определенного вида продукции означает отказ от его использования для производства другого вида продукции.

В процессе выбора, обусловленного ограниченностью ресурсов, общество сталкивается с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, как, кто.

Что? Иначе говоря, надо ответить на вопрос, какие товары и услуги и в каком количестве будут произведены в данной экономической системе.

Как? Иначе говоря, надо ответить на вопрос, с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов надо производить нужные людям блага.

Кто? Иначе говоря, для кого производить эти жизненные блага и кто сумеет их купить.

В последние годы к этим трем фундаментальным вопросам прибавился четвертый - когда будут потреблены эти блага и ресурсы, будет ли общество потреблять или сберегать.

Человечество выработало множество способов организации распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между альтернативными целями и субъектами конкуренции. Эти способы могут быть классифицированы в три основные группы:

1) основанные на традициях и обычаях,

2) основанные на командно-административных методах,

3) основанные на рыночном механизме.

Рассмотрим более подробно рыночный механизм.

Рынок - это общественный механизм распределения благ посредством добровольного обмена. Обмен может совершаться непосредственно, в форме бартера и посредством промежуточного обмена благ на особый товар, являющийся всеобщим, признанным всеми средством обмена и единицей счета - деньги. Нормы обмена товаров на деньги называются ценами товаров.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. Первым и важнейшим элементом выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда и обособлены друг от друга, что в свою очередь обусловлено формой собственности.

Субъектами рынка или экономическими агентами являются:

- потребители (домохозяйства), покупающие конечные потребительские блага или услуги,

- предприятия, осуществляющие преобразование первичных ресурсов в конечные или промежуточные блага и услуги,

- собственники первичных производственных ресурсов.

Наличие производителей и потребителей обуславливают существование спроса и предложения, как второго важнейшего элемента рыночной экономики.

Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Причем большей потребности соответствует готовность потребителя платить более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается система цен, которая отражает относительную ценность (значимость) различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов и, как следствие, соотношение цен на различные товары. В этом случае спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных способов производства и эффективного использования ресурсов.

Предложение выступает на рынке в виде товаров, произведенных отдельными потребителями. Его определяющими факторами являются цены на товары, наличие ресурсов и цены на них, характер технологии производства. Причем, чем выше необходимость в товаре, тем выше его цена и прибыль от его производства. В свою очередь более прибыльные фирмы готовы больше заплатить за используемые ими ресурсы. Происходит регулируемый рынком переток ресурсов из фирм, производящих менее нужные и, как следствие, менее выгодные товары в фирмы, производящие более нужные и более выгодные товары.

Выбор конкретной технологии определяется внутрифирменной целью - минимизировать затраты, что определяется ценами на факторы производства.

Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Отсюда следует значение цен, как третьего важнейшего элемента рыночной экономики. Причем, с одной стороны, цены складываются в результате взаимодействия спроса и предложения, соотношение которых колеблется под воздействием действующей конъюнктуры. С другой стороны, цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, границы которой определяются издержками обращения, связанными с обменом.

И, наконец, четвертым важным элементом рыночного механизма является конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе - расширение производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов. А.Смит назвал конкуренцию “невидимой рукой” рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

- маржинального (предельного) анализа,

- издержек альтернативного выбора,

- экономической рациональности.

На основе принципа маржинальногоанализа строится поведение рыночных субъектов, на которое решающее влияние оказывают предельные (приростные) величины. Так, принимая решение об увеличении производства, производитель сравнивает величину затрат на прирост производства продукции на одну единицу и величину дополнительной выручки, которую он получит, реализовав эту дополнительную единицу продукции на рынке. Если дополнительная выручка больше дополнительных затрат, то объем производства будет расти, если меньше, то уменьшаться. Критерием принятия решения об объеме выпуска в обоих случаях является достижение максимума прибыли.

Как уже отмечалось выше, при производстве товара вследствие ограниченности ресурсов производитель должен выбрать - на какие цели расходовать ему эти ограниченные ресурсы. Таким образом, в экономику включается понятие альтернативныхзатрат.

Они представляют собой сумму прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов (производства другой продукции, вложения денег в другое производство, использования земельного участка для других целей и т.д.). Иначе говоря, альтернативные затраты можно представить, как доход от наилучшего из оставшихся альтернативных способов использования данных ресурсов.

Альтернативные затраты, в свою очередь, подразделяются на явные (бухгалтерские), представляющие собой стоимость ресурсов, оцененную в фактических ценах их приобретения, и неявные, которые представляют собой стоимость ресурсов, принадлежащих собственнику, включая нормальную прибыль.

Наличие различных концепций затрат привело к существованию и разных концепций прибыли. Различают нормальную, экономическую и бухгалтерскую прибыль.

Нормальнаяприбыль - имеет место в том случае, когда общая выручка предприятия равна его общим затратам, определенным как альтернативные затраты по всем использованным ресурсам.

Бухгалтерскаяприбыль - представляет собой ту сумму прибыли, которая получена предприятием до вычета неявных затрат, оцененных как альтернативные затраты.

Экономическаяприбыль - имеет место в том случае, когда общая выручка предприятия больше, чем его общие затраты, исчисленные как альтернативные по всем использованным ресурсам.

Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.

Принципэкономическойрациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется на основе анализа различных вариантов, из которых выбирается наиболее эффективный, обеспечивающий для производителей максимальную прибыль, а для потребителей - максимальное повышение благосостояния при ограниченных доходах и данных ценах на товары.

Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесногосостояния, при котором отсутствует тенденция к изменению вследствие полного удовлетворения интересов как производителя, так и потребителя, что является центральной проблемой рыночного механизма.

В теории рынка важное значение имеет установление границ действия рыночных отношений. При рассмотрении этого вопроса определяющим условием является формирование издержек в сфере обмена. Эти издержки получили название трансакционных. Их существование обусловлено четырьмя группами факторов:

- поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях,

- ведением переговоров и оформлением контрактов,

- наблюдением за соблюдением условий контракта,

- юридической защитой контракта.

Если эти затраты значительны, то товар или услуги скорее всего никогда не выйдет на рынок. Вместе с тем по мере возрастания уровня специализации и разделения труда трансакционные издержки могут увеличиваться. Таким образом, границы рыночных отношений, в рамках которых выгоды от разделения труда сравниваются с трансакционными издержками, выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений. Трансакционные издержки определяют размер и количество фирм, действующих на рынке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.