КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и функция спроса
Тема 2. Теория спроса и предложения. Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество данного товара. Наличие спроса на товар означает, что потребитель считает этот товар полезным (ценным) для себя и готов пожертвовать ради покупки этого товара приобретением в определенном размере на ту же сумму каких-либо других товаров и услуг. Объемомспроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласен купить отдельный потребитель, группа потребителей или все население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, уровень доходов и накоплений. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функциейспроса. Она имеет следующий вид: Q DA= f (PA, PB,.......,PZ, I,T......), где QDA - объем спроса на товар А в единицу времени, PA - цена товара А, PB......Z - цены других товаров, I- денежный доход потребителя, Т - вкусы, предпочтения потребителя.
Ценаспроса - это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара принять неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены: QDA= f(PA). Графическим выражением зависимости между ценой товара и объемом спроса, предъявленного на этот товар, служит кривая спроса.
Рис. 2.1. Линия спроса на товар Нормальная кривая спроса имеет отрицательный наклон, что характеризует обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара. Эта зависимость носит название законспроса. Но иногда случается так, что потребитель реагирует совершенно иначе, чем он должен реагировать в соответствии с законом спроса. Это тот случай, когда при растущих ценах он покупает больше, а при падающих - меньше. Примерами этого являются: - некоторые потребители покупают только те товары, которые имеют высокую цену с целью подчеркнуть свое социальное положение, а при снижении цен - отказываются от приобретения этих товаров (парадокс Веблена); - товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество (эффект предположительного качества); - в ожидании дальнейшего роста цен потребители увеличивают объем закупок (эффект ожидаемой динамики цен). Однако это временные исключения из закона спроса, так как по истечении определенного промежутка времени, действие закона спроса восстанавливается. Единственным «истинным» исключением из закона спроса является парадокс Гиффена (английский экономист, наблюдавший рост объема спроса на картофель у бедняков при повышении цен на него). Принято различать изменение объема спроса и изменение спроса.
Рис. 2.2. Изменение объема спроса (а) и изменение спроса (б).
Изменениеобъемаспроса - это движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов (рис. 2.2,а) Изменениеспроса - сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его вкусов, цен на другие товары и прочих факторов, кроме изменения цены самого товара (рис.2.2,б.).
2.2. Индивидуальный и рыночный спрос.
Как уже было отмечено, в рыночной экономике спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить. При этом следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Как уже отмечалось, функция индивидуального спроса какого-либо потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного товара, при том, что его доход и цены других товаров не меняются. Очевидно, что индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными. Для практических целей важное значение имеет определение рыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей, при каждой возможной цене товара. Вместе с тем по каждому отдельному товару зависимость изменения объема спроса от изменения уровня его цены может быть разной. И, зачастую, важно определить не абсолютный объем спроса, а его реакцию на изменение цены. Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара. Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах, при изменении независимой величины на 1%. Y = f (X) Традиционно для целей ее измерения служат коэффициенты эластичности разных видов. Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он показывает на сколько процентов изменится зависимая переменная (в данном случае объем спроса) при изменении независимой переменной (цены данного или других товаров, уровня дохода) на 1%. Рассмотрим возможные варианты коэффициентов эластичности по порядку. 1). Коэффициентпрямойэластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов измениться объем спроса на данный товар при изменении цены данного товара на 1%. Выделяют дуговую (при дискретной функции спроса) и точечную (при непрерывной функции спроса) эластичность. Определение дуговой эластичности спроса по цене рассмотрено на рисунке 2.3.
Рис. 2.3.Определение дуговой эластичности.
Очевидно, что при передвижении от точки Е1 к точке Е2 цена снижается с уровня Р1 до уровня Р2, объем спроса возрастает от Q1 до Q2. Формула коэффициента дуговой эластичности в этом случае имеет вид: еi= DQ/DPхP/Q, где Р = (Р1+P2)/2, а Q=(Q1+Q2)/2. Формула коэффициента точечной эластичности имеет вид: еi= dQ\dP xP/Q. Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконечности. Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса. Эластичный спрос (е >1) - ситуация, при которой объем спроса изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичный спрос (е<1) - ситуация, при которой объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена. При единичной эластичности (е=1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении. Совершенно эластичный спрос (е= ¥) - ситуация, при которой при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены - полностью отказываются от товара. Совершенно неэластичный спрос (е= 0)- ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменение объема спроса.
Таблица 2.1. Взаимосвязь изменения цены, прямой эластичности спроса и общего дохода продавца (TR)
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1. Наличие на рынке товаров-заменителей. Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене объем спроса практически не изменяется. А вот если возрастет цена на какой-то сорт мыла, то многие потребители могут переключиться на потребление другого сорта. 2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара. Нефть может служить топливом, сырьем для производства химических продуктов, получения бензина, моторных масел и т.п., поэтому эластичность спроса на нее очень высокая. 3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее не велики. Повышение цен на такую продукцию не приводит к изменению спроса на нее. Но если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на него существенно снизится. 4. Специфика рынков. Например, особенностью рынка лекарственных препаратов является то, что большинство потребителей покупает лекарство по рекомендации врача вне зависимости от его цены. Поэтому спрос на многие лекарственные препараты является неэластичным. 5. Период времени, прошедший с момента изменения цены. Резкий рост цен на энергоресурсы может оказать весьма небольшое влияние на объем спроса в течение нескольких месяцев или даже лет, но по мере переориентации производства на энергосберегающие технологии, спрос на энергоресурсы будет падать. 6. Степень срочности приобретения данного товара. Повышение цен на цветы в праздничные дни не приводит к снижению спроса на них.
Пример. Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 50 руб. объем спроса на данный товар 6 млн. штук в год, а при цене 40 руб. – 8 млн. штук в год. Решение. Выбираем формулу дуговой эластичности.
Поскольку коэффициент прямой эластичности спроса по цене всегда отрицательный, для того, чтобы сделать вывод об эластичности спроса, берем значение по абсолютной величине. Таким образом, еi>1 – спрос эластичен.
2). Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Этот коэффициент также может быть рассчитан как дуговой или точечный. Формула его расчета имеет вид соответственно: eij = DQi/DPj xPj/Qi, где Рj = (Pj1+Pj2)/2, а Qi= (Qi1+Qi2)/2. Или dQi/dPj xPj/Qi. Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене имеет вид: 1) взаимозаменяемыетовары (е>0), объем спроса на них и цена других товаров прямо пропорциональны. Если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин. 2) взаимодополняемыетовары (е<0), объем спроса на них и цена других товаров обратно пропорциональны. Если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин. 3) независимыетовары (е=0), объем спроса на них и цена другого товара не связаны друг с другом. Растущие цены на мужские костюмы не оказывают никакого влияния на количество покупаемых спичек.
Пример. Дана функция спроса на товар Х: QХ = 8 - РX + 0,2РY Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене товара Y, если РX =4 руб., а РY = 5 руб. Решение: Поскольку дана функция изменения спроса, выбираем формулу точечной эластичности. еХУ = dQX/dPY * РY/QX QX = 8 - 4 + 0,2 * 5 = 5 шт. еХУ = 0,2 * 5/5 = 0,2. Коэффициент перекрестной эластичности получился больше 0, следовательно, товары Х и У – взаимозаменяемы.
3). Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%. Формула его определения имеет вид. ei= DQ/DIxI/Q, где Q=(Q1+Q2)/2, а I=(I1+I2)/2. Также возможно его исчисление по формуле точечной эластичности. Классификация товаров по значению коэффициента эластичности спроса по доходу: * товар "низшего качества" (е<0), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны; * "нормальный" товар (е>0), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны. Среди "нормальных" товаров можно выделить: - товар первой необходимости, на который темп роста спроса меньше темпа роста дохода (0<е<1), - предмет роскоши, на который темп роста спроса больше темпа роста дохода (e>1), - товары "второй необходимости", на которые темпы роста спроса прямо пропорциональны изменению доходов (e=1).
Пример. Эластичность спроса населения на данный товар по цене (-0,25), по доходу (+0,6). В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 5%, а общий уровень цен останется неизменным. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8%. Решение. Прирост спроса за счет увеличения доходов: +0,6*5%=3% Прирост спроса за счет снижения цены: (-0,25)*(-8%)=2% Общий прирост спроса: 3%+2%=5%
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |