КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Затратный метод ценообразования
Тема: Регулирующая роль цены. Центральная функцию любой цены в экономике любого типа – регулирующая, но проявляется она совершенно по-разному. В рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывая денежный запрос производителя или продавца товаров па их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При наличии государственного воздействия на цены, цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Тем самым были созданы перекосы, неестественные экономические отношения между республиками, отраслями производителями, людьми. Изменение розничных цен, вызывая перераспределение доходов и расходов населения, деформацию семейного бюджета, повышая или снижая доступность тех или иных видов социальных благ или услуг выполняет, социальную функцию. Государственная розничная цена – очень плохой социальный регулятор и вообще не следует возлагать непосредственно на цены социальную функцию. Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары, услуги. Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводит к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным. В этом смысле, говоря о рациональных и оптимальных ценах, следует иметь в виду одну функцию или такое их сочетание, при котором функция реализуется в некоторой степени. Поэтому в рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой и распределительной и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы. Механизм ценообразования должен быть свободно – рыночным. Определение цены по затратам производителя (издержкам) наиболее распространено в практике ценообразования. Формула расчета цен по этой модели имеет вид: Ц = С + П + Н, где С – себестоимость продукции П – нормативная или расчетная прибыль Н – надбавки / скидки в цене. В себестоимость включаются разные виды затрат на производство товаров (продукции, работ, услуг), которые несет производитель. Себестоимость обычно распределяется по факторам производства путем выделения затрат на материалы, сырье, энергию, полуфабрикаты, покупные комплектующие с одной стороны, на износ основных фондов (амортизацию) с другой стороны и на заработную плату с начислениями. Принято сводить затраты к двум обобщающим позициям: Материальные и приравненные к ним затраты – зарплата с отчислениями на социальное страхование и накладными расходами (командировки, оплаты вспомогательному персоналу, расходы по содержанию и оснащению помещений). Состав позиций, которые надо включить определяются не только их экономическим содержанием, но и законами, инструкциями. Чем больше позиций затрат включаются в себестоимость продукции, тем больше в условиях ценообразования по формуле С + П выигрывает производитель и проигрывает потребитель. ПРИМЕР: Пусть цена продукции составляет 130 руб. Из низ 100 руб. себестоимость и 30 руб. – прибыль. Норма прибыли 30%. Перенесем часть затрат величиной 10 руб. из прибыли в себестоимость, которая составит таким образом 110 руб. Но при стабильной норме прибыли 30 %, ее величина при этом не только не упадет, а даже увеличится 33 р. Цена станет равной 143 руб. [110+33]. Покупателю на 13 руб. больше. Частью этой «добычи» производитель поделится с финансовыми органами, уплатив налог на возросшую прибыль, остальное достанется ему. Отсюда в условиях «затратных цен» рождается стремление производителей "накачивать" себестоимость. Издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные – это издержки, связанные с использованием и производстве неизменных жестко заданных факторов, издержки, обусловленные имеющимися зданиями и уже устаревшим оборудованием. Переменные – это издержки, возникающие в результате использования какого-либо переменного фактора. К ним относятся материальные затраты и переменные трудовые издержки. Последние считаются переменными лишь в том случае, если работник нанят на короткий или неоговоренный срок, т.е. когда отсутствует долгосрочное трудовое соглашение, которое обуславливает возникновение постоянных трудовых издержек. Совокупные издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Очевидно, что совокупные издержки производства должны покрываться из цены. Следовательно, цена одной производственной единицы продукции, как минимум должна покрывать совокупные издержки производства единицы продукции. Иначе производство потеряет смысл. В некоторых случаях на короткое время цена может быть ниже издержек, причем ни производство, ни сбыт не будут приостановлены. Ценообразование на основе затрат подвергается в нашей стране многочисленным нападкам, которые обоснованы лишь отчасти. Действительно, т.к. ценообразование носит затратный характер, то служи причиной роста затрат. Такие бесспорные возражения против метода ценообразования по затратно-прибыльной методике в действительности не вполне логичны. Если бы существовала конкуренция, не позволяющая сделать цену более высокой, чем у конкурента, если бы пришлось равняться на мировые цены или хотя бы существовал жесткий государственный контроль над верхним уровнем цен, то картина выглядела бы совсем иначе. В связи с ограничением верхнего значения цены всякий рост затрат и себестоимости приводил бы к снижению прибыли и в конечном счете к убытку предприятия, его банкротству и краху. С другой стороны, если себестоимость отражает неизбежные затраты производителя, если норматив прибыли соответствует общественно признанной норме образования прибавочного продукта, то «затратная» цена вполне обоснована и обвинение в адрес испытанного метода ценообразования беспочвенно. В экономике без затрат не бывает, поэтому противозатратность в ее буквальном толковании бессмысленна, нужна не противозатратность, а обоснованная затратность, особенно применительно к вновь осваиваемой продукции. Так что не сами «затратные» цены виновники экономических бед, а экономическая система, в которой отсутствует рынок, конкуренция и эффективная система государственного контроля за движением цен.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |