КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Голоссарий. Метод(от греч.methodos – «путь исследования») – в языкознании:
Метод (от греч.methodos – «путь исследования») – в языкознании: 1) обобщенные совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и с общей методологией – общие методы; 2) отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка – частные методы (Ю.С. Степанов, 1998, с. 298). Методология (от «метод» и греч. logos – «слово, учение») в языкознании – учение о принципах исследования в науке о языке (А.С. Мельничук, 1998, с. 299). Неологизмы (от греч. neos – «новый» и logos – «слово») – слова, значения слов и сочетания слов, появившиеся в определённый период в каком-либо языке или использованные один раз в каком-либо тексте или акте речи (Н.З. Котелова, 1998, с. 331) Семасиология – раздел лексической семантики, в котором значение изучается в направлении от плана выражения к плану содержания, от знака к значению. Это теория значения. В процессе восприятия слушающий/читающий декодирует (воспринимает) текст, задавая вопрос: «Что значит это слово?» Среди лексических категорий преимущественно семасиологическими являются, напр. многозначность, омонимия. Среди словарей к семасиологическим относятся толковые словари, словари омонимов. Считается, что семасиологический путь в лексической семантике определён работами немецкого учёного В. Порцига. Вопросы для самоконтроля: 1. Как называется совокупность исходных принципов, которыми руководствуется лингвист на различных этапах исследования, начиная с определения его целей и заканчивая формулированием выводов и обобщений? (лингвистическая методология) 2. Основные пути решения исследовательских задач – это: · подходы; + · принципы; · методы; · приёмы. 3. Выберите верное утверждение. · Метод является сложной совокупностью цели, базы, специализации, аспекта и принципов. · Метод является сложной совокупностью базы, принципов, методик и подходов. · Метод является сложной совокупностью специализации, принципов, методик, подходов и приёмов. · Метод является сложной совокупностью цели, базы, специализации, аспекта и методик. + 4. Пример какого закона диалектики в языке приведен ниже: В русском языке появились формы одушевленности и неодушевленности имен существительных, аналитические формы степеней сравнения, деепричастия, модальные слова. · закон перехода количественных изменений в качественные; + · закон отрицания отрицания; · закон единства и борьбы противоположностей; · закон трансформации. 5. Найдите неправильное высказывание: Математические методы в лингвистике… …делают точные суждения, основанные на количественно частотных суждениях; …указывают на такие обстоятельства функционирования языка или диалекта, которые иными способами не обнаруживаются; …позволяют глубже понять причины возникновения языковых союзов; + …дают возможность прогнозировать будущее языковое развитие; …расширяют сферу прикладного использования. 1. Какой метод компаративистики называется системой научно-исследовательских приемов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого этих языков в целях раскрытия закономерностей их развития, начиная от языка-основы? · историко-сравнительный; · сравнительно-сопоставительный; · историко-сопоставительный; · сравнительно-исторический; + 2. Назовите метод, главными исследовательскими приемами которого являются: установление основания сопоставления, сопоставительная интерпретация и типологическая характеристика? (сравнительно-сопоставительный метод) 3. Суть какого структурального метода состоит в исследовании и описании языка «изнутри»? · метода дистрибутивного анализа; + · метода непосредственно составляющих; · метода трансформационного анализа; · метода компонентного анализа. 4. Выберите верное утверждение. · Цель компонентного анализа – изучение парадигматических отношений языковых единиц. · Цель компонентного анализа – классификация языковых единиц по их синтагматическим свойствам. · Цель компонентного анализа – определение семантической структуры двусторонних языковых единиц. + · Цель компонентного анализа – построение порождающих моделей предложений. 5. Как называется метод, с помощью которого установлено, что каждому человеку свойственен прочно укоренившийся, неизменный стиль, который не поддаётся имитации? (диаграмма накапливающихся сумм)
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |