КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охлаждение воздуха после компрессора
Необходимость снижения теплового состояния двигателя с наддувом и повышения его экономических и экологических показателей обусловили с 80-х годов прошлого столетия начало широкого внедрения охлаждения воздуха, подаваемого в цилиндры (охлаждения наддувочного воздуха - «ОНВ»). Для оценки степени влияния ОНВ на удельные показатели двигателя с газотурбинным наддувом воспользуемся уравнением (1.2), преобразованным относительно среднего индикаторного давления (удельной индикаторной работы) , (9.1) где – низшая теплота сгорания топлива; – коэффициент избытка воздуха; – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива (кг возд./кг топл.); – индикаторный КПД; – коэффициент наполнения; – плотность воздуха перед впускными органами (на впуске); – давление и температура воздуха на впуске; – газовая постоянная. При отсутствии охлаждения воздуха после компрессора значения практически равны соответствующим показателям на выходе из компрессора: . Если первая часть уравнения (9.1) определяет факторы, влияющие на смесеобразование, сгорание при преобразовании теплоты в механическую работу по перемещению поршня, то произведение показывает факторы, влияющие на наполнение цилиндров свежим зарядом. Плотность заряда пропорциональна отношению давления наддува к температуре , поэтому снижение температуры надувочного воздуха является весьма привлекательным способом повышения показателей поршневых двигателей (ПД) с турбонаддувом [1, 2].
При применении ОНВ уменьшается температура рабочего тела в цилиндрах, но наиболее заметно снижается максимальная температура цикла. Это приводит к соответствующему снижению средних температур деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). На рис. 9. 1 приведено изменение температур головки цилиндров , поршня , цилиндра (верхний пояс) и величины снижения температуры воздуха в охладителе в зависимости от нагрузки при номинальной частоте вращения вала дизеля 8ЧН 13/14 [1]. В этой работе также приведены результата исследований, согласно которым ОНВ позволяет заметно уменьшить тепловую напряженность двигателя. При и сохранении тепловой напряженности двигателя применение ОНВ позволяет получить увеличение на 80…100% и уменьшение удельного эффективного расхода топлива на 6% при снижении до 1,8…2,0. Охлаждение воздуха после компрессора может осуществляться различными методами. Системы ОНВ отличаются по виду теплоносителя, используемого в охладителе, расположению теплообменника, по конструкции привода вентилятора, т.п.. Наиболее широкое применение получило охлаждение наддуваемого воздуха в теплообменниках (ТО) рекуперативного типа. Примерная классификация систем охлаждения воздуха приведена на рис. 9.2 [1]. В качестве теплоносителя используются воздух (система ВВ) при низких степенях повышения давления наддува или жидкость, обычно вода, (система ВЖ) при высоких . Система ОНВ совмещённая с системой охлаждения двигателя (СОД) является относительно простой. Однако она приводит к заметному увеличению объёма впускной системы из-за значительной длины соединительных трубопроводов (К-ТО-ПД). Система, в которой перемещение охлаждающего воздуха осуществляется эжектором, действующим за счет энергии отработавших газов, применяется редко.
Наиболее удобной является система ОНВ с автономным электрическим приводом вентилятора. Она обеспечивает лучшую компоновку и регулирование температуры наддувочного воздуха . Теплообменники классифицируют по схеме течения теплоносителя: прямоточные, противоточные и перекрёстного типа, а также многозаходные, которые могут включать элементы выше названных схем. В системах ОНВ поршневых двигателей используют трубчатые теплообменники с гладкой поверхностью (рис. 9.3) и трубчато-ребристые (рис. 9.4). Применяются также пластинчатые теплообменники с каналами, имеющими форму: треугольную (рис. 9.5, б), трапецевидную (рис. 9.5,в) и зигзагообразную (рис.9.5,г). Каналы между пластинами выполняют те же функции, что и трубки. Листы из медных или алюминиевых сплавов между собой обычно соединяют пайкой, что обеспечивает компактную конструкцию. На рис. 9.5, а) приведена схема теплообменника с перекрестным течением охладителя и охлаждаемого воздуха. Для вычисления температуры воздуха во впускном трубопроводе двигателя с системой ОНВ можно использовать уравнение [1], представленное в следующем виде , , (9.2)
где - коэффициент, учитывающий температурные перепады в теплообменнике; и - температуры воздуха на выходе из компрессора и после ОНВ, в °С; - температура охлаждающего реагента на входе в теплообменник системы ОНВ; - коэффициент, учитывающий гидравлические потери и характеризующий затраты энергии на перемещение надувочного воздуха в теплообменнике; - показатель политропы сжатия.
На дизелях мощностью выше 600 кВт находят применение более сложные системы ОНВ. На рис. 9.6 приведен пример такой системы [23]. После сжатия в компрессорах 1 и 2 воздух при температуре около 100°С поступает в рекуперативный теплообменник 3, где его температура понижается примерно до 35°С. Из охладителя 3 воздух поступает в воздушную центростремительною турбину 4 (турбодетандер), в которой он расширяется, вследствие чего температура его снижается до 15 – 16 °С. Из турбины 4 воздух поступает в двигатель 6. В турбине 5 используется энергия выпускных газов. Охладить воздушный заряд можно также закрытием впускных клапанов до прихода поршня в нижнюю мёртвую точку. При перемещении поршня к НМТ после закрытия клапана воздух, поступивший в цилиндры, расширяется, при этом понижается его давление и температура. Однако эта схема, несмотря на её кажущуюся простоту, имеет существенный недостаток: уменьшается наполнение цилиндров из-за раннего закрытия впускных органов, что необходимо компенсировать более высоким давлением наддува. Охлаждение путём впрыска в поток наддувочного воздуха воды не получил практической реализации из-за повышения износа деталей двигателя. На согласование характеристик компрессора и поршневого двигателя применение ОНВ влияния практически не оказывает. Однако необходимо оценить влияние увеличения объёма впускной системы вследствие появления дополнительных объёмов теплообменника и соединительных трубопроводов системы ОНВ. Пример системы охлаждения воздуха после компрессора приведен на рис. 9.7.
Применение системы ОНВ увеличивает габариты и массу двигателя, усложняет его компоновку и поэтому должно быть согласовано с положительным эффектом от её внедрения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |