КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Диагностирование планера
Лекция 18. Диагностирование планера и систем ВС ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ TEMA 6
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ
Наиболее простой вид диагностического контроля узлов и элементов планера – визуальный. Он позволяет выявить значительное число дефектов, таких, как трещины, коррозионные повреждения, целостность болтовых, сварных, заклепочных соединений и пр. Визуальный контроль выполняют обычно в местах, подверженных наибольшим нагрузкам в процессе работы. Основными видами нагрузок для планера являются ударные (фюзеляж, шасси, силовые элементы планера), повторно-статические (консоли крыла, оперения) и многоцикловые (обшивка, несиловые элементы планера). В связи с этим визуальному диагностическому контролю обычно подвергаются: на фюзеляже – верхние и нижние части обшивки, стыковочные узлы, швы и окантовки люков; на шасси – подкосы, сварные швы, рычаги, шарнирные узлы, авиа-. шины; на оперении – обшивка корневой части, узлы крепления стабилизатора и подвески рулей; на консолях крыла – узлы механизации предкрылков, закрылков, интерцепторов, состояние обшивки. Техническое состояние заклепочных соединений оценивают по таким внешним признакам, как наличие "шлейфа", образование "венчика" (заершенности) заклепок, подтекание керосина через заклепки. Визуальному контролю подвергаются также магистрали гидрогазовых систем, элементы системы управления (тросы, качалки и др.). Диагностический контроль механических систем, узлов и элементов планера осуществляют обычно с помощью функционального диагностирования, включающего в себя проверку режима работы, динамики исполнения команд и т. д. При функциональном диагностировании попутно осуществляется визуальный контроль правильности сопряжения элементов, степени их взаимной приработки, степени сохранения рабочих зазоров, наличия нежелательных люфтов, остаточных деформаций, износа и т. д. Ответственные узлы и элементы планера проверяют методами неразрушающего контроля по специально разработанным технологиям. Руководящей документацией по неразрушающему контролю планера и его систем является Альбом карт контроля. В альбоме указаны: вид повреждений, их критические размеры, аппаратура, технология проверок состояния участков и элементов систем планера. Одним из главных моментов является назначение режимов диагностического контроля планера (периодичность и объем диагностических проверок). Учитывая, что ресурс планера вырабатывается индивидуально в зависимости от повреждаемости каждого экземпляра, особую актуальность приобретает составление программ индивидуальных проверок планера и его частей. Такая программа зависит от условий эксплуатации планера и уровня развития производственной базы предприятия, к которому приписан самолет. Анализ повреждаемости планера начинается с учета назначенного ресурса, этапов его подтверждения, серии, даты выпуска, перечня выполненных доработок. Учитывают также сведения о применяемых материалах, их эксплуатационной надежности. При анализе текущих и перспективных состояний планера отдельно рассматривается подверженность конструкции длительным, усталостным, коррозионным, износовым повреждениям. При анализе длительной и усталостной повреждаемости составляют перечни опасных зон и элементов, влияющих на безопасность полетов. При анализе коррозионной повреждаемости устанавливают зоны, подвергаемые различным видам коррозии, способы ее обнаружения, согласовывают предельные размеры коррозионных пятен, а также допустимую глубину коррозии. При анализе износовой повреждаемости определяют перечень элементов, подвергающихся опасному износу, согласовывают методы измерения, степени изнашивания, а также предельные значения износов. Анализируют также условия летной эксплуатации планера, влияющие на характер повреждающих нагрузок. В частности, для прогнозирования повреждений от длительно приложенных нагрузок и усталости фиксируют: дальность беспосадочного полета; характеристики нагружения в цикле «земля-воздух-земля»; продолжительность и частоту рейсов; допустимые перегрузки (по данным самописцев). Для прогнозирования степени износа подвижных элементов планера необходимо знать число циклов срабатывания систем механизации крыла, открытия – закрытия дверей, люков, форточек, время работы в условиях повышенной запыленности и повышенных наружных температур. Для прогнозирования коррозионных повреждений учитывают: климатические зоны базирования и транзитных стоянок, маршруты полетов в районах, загрязненных промышленными газами, попадание в районы выпадения кислотных дождей. Одновременно с этим оцениваются производственные возможности эксплуатационного предприятия, оказывающие влияние на режимы диагностических проверок, определяемые наличием: диагностических средств и их соответствия требованиям транспортабельности, портативности, автономности питания; необходимой производственной площади, соответствующих технологий и квалифицированных кадров. Назначение видов и объемов диагностических работ производится на основании моделей развития различного вида повреждений с учетом вышеперечисленных факторов. Важным этапом комплексной программы летных испытаний является изучение напряженно-деформируемого состояния (НДС) конструкций планера в полете. Параметры, характеризующие НДС в первую очередь, – относительные деформации и механические напряжения в различных точках конструкции. Деформации определяют косвенно, путем фиксации линейных перемещений точек конструкции. Механические напряжения оценивают по формулам пересчета. В практике исследования параметров НДС применяют различные методы (хрупкие тензочувствительные или оптически чувствительные покрытия, метод муаровых полос). Однако они, как правило, не позволяют достаточно точно измерить линейные перемещения одновременно сотен точек конструкции. Поэтому наиболее широкое применение нашли методы измерения деформаций с помощью тензометрических преобразователей. Последние удовлетворяют требованиям точности, чувствительности; они не искажают поле измеряемых деформаций, не реагируют на воздействие окружающей среды, имеют малые габаритные размеры. Из всех видов тензометрических преобразователей наиболее приемлемыми для измерения НДС в полете являются тензорезисторы (рис. 65). Принцип действия тензорезисторов основан на зависимости электрического сопротивления их чувствительного элемента от деформаций. При испытаниях применяют проволочные и фольговые тензорезисторы. В качестве чувствительных элементов чаще всего используют константан. Тензорезисторы состоят из подложки 2, чувствительного элемента 1 и выводных проводников 3. База тензорезисторов (длина чувствительного элемента) 5... 30 мм. Номинальный ток проволочных тензорезисторов, как правило, 30 мА, максимально допустимые деформации не должны превышать ±0,3 %.
Рис. 65. Проволочный тензорезистор
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |