Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система конституционного права зарубежных стран




 

Система конституционного права –это его внутренне строение, характеризующееся единством и взаимодействием элементов.

К элементам системы относятся конституционно-правовые принципы, нормы и институты.

Общие принципы конституционного права – это закрепленные в конституционно-правовых нормах основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регули­рование общественных отношений

Принципы конституционного права регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституци­онно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в право­применительной деятельности органов власти.

К принципам конституционного права в демократических странах относятся: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), народное представи­тельство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Герма­нии 1949 г.), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчуж­даемые права (ст. 1 Основного закона Германии) и т.п., независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.) и т.п.

В социалисти­ческих странах конституционно провозглашаются такие принципы как: руководящая роль марксис­тско-ленинской партии, социалистический интернационализм, от каждого — по способностям, каждому — по труду и т.п. (ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невоз­можно ни юридическими, ни политическими средствами. Напри­мер, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного пред­ставительства и вообще несовместим ни с каким принципом де­мократии.[3]

Конституционно-правовые нормы – это установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения.

По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отно­шений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе — в Конституции.

3. Своеобразием вида норм. Вконституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.).



4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы пра­вовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция, которая обычно носит политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д..

 

Классификация конституционно-правовых норм:

1. В зависимости от функциональной роли они подразделя­ются на регулятивные и охранительные.

2. По способу воздей­ствия на субъекты права — на управомочивающие, обязываю­щие и запрещающие.

3. По ха­рактеру регулируемых общественных отношений на матери­альные и процессуальные.

4. По методу правового регулирова­ния нормы подразделяют на императивные, диспозитивные.

5. В зависимости от вре­мени действия постоянные и вре­менные.

6. По территории их действия нормы могут быть действующими в границах всего государства, его субъектов(если оно федеративное) и в пределах конкретного му­ниципального образования.

Нормы конституционного права объединяются в отрасле­вые институты.

Институт конституционного праваэто совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулиру­ющих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции, зако­нах, подзаконных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комп­лексные институтывключают в себя подинституты. Напри­мер, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным ин­ститутом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, систе­ма народного представительства и др.

 





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.13.165
Генерация страницы за: 0.007 сек.