КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы экономических отношений, отношений собственности, экономической деятельности, финансовой системы
Экономические отношения. Система экономических общественных отношений, которую можно назвать экономической системой — это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда, общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ, преимущественно принадлежат к другой подсистеме общественного строя — социальной, однако небольшой частью входят и в экономическую. Конституционные основы экономической политики государства в общем виде выражаются: - в единстве экономического пространства; - свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по территории страны; - в поддержке конкуренции; - в свободе экономической деятельности; - в защите и обеспечении устойчивости национальной валюте. Собственность. Объем и характер конституционно-правового регулирования отношений собственности за два столетия истории конституционного строя претерпели ряд изменений. Стоит, прежде всего отметить, что в законодательстве, в том числе и конституционном, термин «собственность» - это форма присвоения благ, отношений между людьми по его поводу. Право собственности в этом смысле, как установили еще древнеримские юристы, — это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью. Напротив, частная собственность делима. Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев — общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Например, поселяясь в городе, лицо автоматически включается в число собственников городского имущества, а покидая город, чтобы поселиться в другом месте, столь же автоматически утрачивает это качество без права забрать свою долю. Публичная собственность всегда коллективная. Коллективность же предполагает равный для всех собственников объем прав на имущество. Иногда, впрочем, законодательство признает носителями права публичной собственности не коллективы людей, а органы этих коллективов (муниципальные советы и т.п.). Эти органы независимо от того, считаются они собственниками или нет, как правило, осуществляют текущее распоряжение имуществом, находящимся в публичной собственности соответствующих коллективов. Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. В случае групповой собственности объем прав отдельных собственников на общее имущество может быть равным и неравным, может зависеть, в частности, от размера доли, выступающей в форме пая, акций и др. Следует особо отметить, что государство, город и иные так называемые корпорации публичного права могут быть субъектами и частной собственности, владея, например, пакетом акций какой-либо частной формы. Следует подчеркнуть и то, что городская и общинная равно как и региональная (областная, уездная и т.п.) собственность, будучи публичной является не государственной, а муниципальной. Это собственность соответствующих территориальных коллективов и их объединений, и управляют ею не местные государственные органы, а органы местного самоуправления. Так обстоит дело, по крайней мере, в демократических государствах. Перевод имущества из публичной собственности в частную называется приватизацией. Первоначально в конституциях собственность обычно гарантировалась общим образом, без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Разумеется, в первую очередь эта гарантия распространялась на собственность частную, ибо доля имущества, находившегося в публичной собственности, была невелика. Примером может служить ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года которая гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения». Из приведенной краткой формулы вытекает целый ряд юридических последствий, а именно: а) право собственности в принципе неотъемлемо; б) лишение этого права возможно только как исключение; в) порядок лишения должен быть установлен только законом; г) такой закон должен определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекта права собственности; д) эта необходимость должна быть очевидной; е) лишение права собственности возможно только с возмещением; ж) возмещение должно быть справедливым (критерии справедливости должны определяться законом); з) возмещение должно быть предварительным, то есть выплачиваться до отчуждения имущества. Из конституционного провозглашения права собственности в приведенной формуле следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законодательства. Следует отметить, что здесь гарантируется не только частная собственность, но и негосударственная публичная собственность, например, коммунальная. Труд. Особенность труда заключается в том, что он представляет собой средство для жизни, источник существования. Экономическая система призвана обеспечить удовлетворение потребностей общества во всяком нужном для него труде, в том числе и неинтересном для трудящегося. Чтобы человек согласился на такой труд, необходима совокупность условий, побуждающих его к этому — невозможность получения интересной работы, достаточная заработная плата, предание труду определенной престижности и т.д. В конституциях и других источниках права последних десятилетий содержатся определенные гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека. Основополагающим таким принципом служит установление в конституции целей использования национальных богатств в общих интересах независимо от того, кто их собственник. Приоритеты в политике, направленной к достижению этой цели, определяются спецификой условий той или иной страны, однако при всем различии приоритетов наблюдается стремление снивелировать условия экономической деятельности, уменьшить или устранить препятствия исторического, географического и иного объективного характера. Важную роль в обеспечении конституционных принципов экономической системы играет текущее законодательство, направленно на обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монополий. С правом на труд тесно взаимосвязаны такие конституционно закрепляемые права, как право на вознаграждение за труд, на безопасные и гигиеничные условия труда, право на отдых. Право на вознаграждение по-разному сформулировано в конституциях. Часто они закрепляют лишь то, что такое вознаграждение не должно быть ниже, чем установленный в законе минимум. Например, польская Конституция говорит о том, что «минимальный размер вознаграждения за работу или способ установления этого размера определяет закон» (ст. 65). Но есть конституции, которые при закреплении права на вознаграждение стремятся к обеспечению социальной справедливости. «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования» — гласит ст. 36 Конституции Италии 1947 года. Финансовая система. Государство в нормальных условиях решает свои экономические задачи через финансовые механизмы. Финансовых отношения содержатся как правило в специальных главах и разделах конституций, где регулируются, прежде всего, бюджетные и налоговые отношения. В федеративных государствах особое место в этих разделах и главах уделяется разграничению полномочий в сфере государственных финансов между федерацией и ее субъектами. В конституциях нередко регулируется ситуация, когда бюджет государства по какой-либо причине не утвержден парламентом своевременно. Например, Основной закон Германии (ст. 111). Если новый бюджетный год начался без утвержденного бюджета, Федеральное правительство может производить только расходы, необходимые для содержания установленных законом учреждений и проведения предусмотренных законом мероприятий, для исполнения юридически обоснованных обязательств Федерации, для продолжения строительства, закупок и других действий или дальнейшего выделения средств на эти цели, поскольку в бюджете предыдущего года были предусмотрены соответствующие суммы. Если указанные расходы не покрываются доходами от установленных источников, Федеральное правительство может воспользоваться кредитами, не превышающими четверти итоговой суммы бюджета предыдущего года.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |