КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционное регулирование социальных отношений. Социальная система и ее структура
Социальная система, социальная структура и социальная справедливость. Под социальной системой понимается система социальных отношений, сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Регулирование социальных отношений конституциями зарубежных стран направлено в первую очередь на преодоление в обществе различных конфликтов. Такое регулирование появилось лишь в XX веке, особенно после Второй мировой войны, в связи с действием такой общемировой тенденции развития государств и их конституций, как социализация. Социальное конституционное регулирование охватывает отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрану семьи, вопросы экологии, здравоохранения, социального обеспечения, защиты потребителя. Регламентация отношений между трудом и капиталом осуществляется в современных конституциях достаточно редко. В качестве примера можно привести ст. 37 Конституции Испании 1978 года, закрепляющую право на коллективные переговоры по вопросам труда между представителями трудящихся и предпринимателями, причем за соглашениями, заключаемыми между ними, признается обязательная юридическая сила. Кроме того, Конституция признает право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт, особо оговаривается право трудящихся на забастовку (ст. 27).[14] Межнациональные отношения. Конституционно-правовое регулирование межнациональных отношений сводится к следующим формам. 1. Национально-территориальная автономия. В некоторых странах, где среди населения имеются территория, где проживают разные национальности, то на соответствующих территориях создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населения. Так, Италия делится на 20 областей, обладающих широкой автономией вплоть до права осуществлять законодательную власть. А кроме того, согласно ст. 116 Конституции пять областей наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статусам, утвержденным конституционными законами. В частности специальный статус области Третино-Альто Адидже в редакции 1972 года регулирует использование немецкого и латинского языков. Конституция Испании в ст. 2 признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, составляющих общую и неделимую родину всех испанцев. Ныне Испания делится на 17 региональных автономных сообществ, из которых 4 пользуются полной автономией, гарантирующей интересы соответствующих национальных общностей. В Финляндии широкой автономией обладают Аландские острова, населенные шведами. 2. Равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии. В отдельных странах правящие группы, не рассчитывая на социальную привлекательность установленных ими режимов, выдают себя за выразителей интересов определенной национальной общности и вводят с этой целью дискриминационные меры в отношении лиц, принадлежащих к иным общностям, действуя по древнему принципу «разделяй и властвуй». 3. Признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств. Иногда этим меньшинствам предоставляются преимущества и льготы, призванные компенсировать ущерб, нанесенный им существующими прежде дискриминацией или угнетением, либо обеспечить выживание соответствующей общности. 4. Право на самоопределение народов (наций). Оно означает право народа самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь то в составе другого государства или в виде отдельного государства. Такое государство может существовать отдельно, но может и войти в федеративный или конфедеративный союз с другими государствами. Поощрение и охрана брака и семьи. Семья — это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Поэтому значительное большинство конституций не обходят семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи. Большинство конституций поощряют и охраняют институты семьи, брака, материнства, отцовства, детства путем закрепления принципов добровольности вступления в брак и равноправия супругов, государственной защиты семьи, брака, материнства, отцовства и детства. Так, ст. 24 японской Конституции устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. В КНР согласно Конституции государство берет на себя бремя планирования рождаемости, аналогичная обязанность адресована супругам. Государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения. Проблема сохранения окружающей человека среды выдвинулась в наше время в число наиболее серьезных глобальных проблем, ибо загрязнение ее приобрело такие масштабы, что поставило под угрозу само существование человечества. Практически нет ни одной конституции, принятой в последние два-три десятилетия, которая не затрагивала бы данную проблему. Конституционные положения возлагают на государство обязанность обеспечить сохранность и улучшение окружающей среды, а на физических и юридических лиц — обязанность соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности. К проблеме сохранения окружающей среды примыкает и проблема рационального природопользования. В некоторых конституциях установлена обязанность государства охранять также памятники истории и культуры, которые порой рассматриваются как элемент окружающей среды. Охрана жизни и здоровья человека многими современными конституциями рассматривается как одна из важнейших социальных задач общества и государства. Современные конституции закрепляют право на медицинское обслуживание, обязанности государства по развитию системы здравоохранения и по защите наиболее уязвимых слоев населения, право человека на социальное обеспечение. Государственная защита потребителя. На государство возлагается обязанность заботиться о качестве продукции, о выдаче разрешений на производство и продажу товаров, о принятии законов, охраняющих права потребителей. Данная проблема лишь в отдельных странах поднята на конституционный уровень. Конституция Испании, например, устанавливает, что «государственные власти гарантируют охрану интересов потребителей, защищая эффективными средствами их безопасность, здоровье и законные экономические интересы. Государственные власти содействуют распространению информации и просвещения среди потребителей; власти поддерживают их организации и рассматривают вопросы, которые могут затрагивать интересы их членов» (ст. 51).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |