КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и структура политической системы
Тема 5. Конституционно-правовое регулирование политических отношений. Цели занятия:
- знать что такое государство, в чем смысл конституционных характеристик государства как демократического, социального, правового, светского; - понять в чем смысл конституционного установления принципов внутренней и внешней политики государства; - знать что такое политическая партия, чем она отличается от других политических общественных объединений; как соотносится название партии с ее политикой, ее социальной базой; - уяснить и запомнить понятие политического режима и его виды.
Учебные вопросы:
1. Понятие и структура политической системы; 2. Конституционно-правовой статус государства; 3. Политические партии и партийные системы; 4. Понятие и виды политических режимов.
Термин «политическая система» рассматривается в литературе в широком и узком смыслах. Узкое понимание политической системы предполагает включение в нее лишь комплекса организаций (институтов), участвующих в осуществлении политической власти, то есть власти над обществом (в демократическом государстве — через которые народ воздействует на такую власть). Согласно же широкой трактовке политическая система — это комплекс вообще всех явлений, связанных с осуществлением политической власти. Элементы политической системы (понимаемой в широком смысле) можно классифицировать по различным основаниям, подразделив их на: - политические нормы (правила, в том числе юридические нормы, общественное политическое сознание, политическую культуру) - политические отношения (политическую практику); - политические учреждения (статический аспект политической системы) - политический процесс (ее динамический элемент). Сущностной же характеристикой политической системы, результатом ее функционирования является политический режим, сложившийся в конкретной стране. Конституционно-правовой регламентации подвергаются обычно политические учреждения и политический процесс. Результатом такой регламентации является создание правовых основ того или иного политического режима в данной стране. Политические учреждения и политический процесс (урегулированные политическими, в том числе правовыми, нормами и функционирующие в рамках политических отношений, в том числе правоотношений политического характера) образуют механизм осуществления политической или публичной власти. Таким образом, политическую систему также можно характеризовать как такой механизм. Политическая или публичная власть — это власть над обществом, то есть населением в пределах определенной территории. Ее осуществляет некая политическая элита, которая при демократическом политическом режиме получает доступ к механизмам властвования по воле народа, выраженной на выборах, и осуществляет ее под контролем народа, а при недемократическом — и то и другое происходит независимо от воли народа. Главным элементом механизма осуществления политической или публичной власти является государство — территориальное объединение населения, которое вправе принимать общеобязательные в пределах своей территории веления и обеспечивающее их выполнение с помощью принудительной силы. При демократическом политическом режиме внутри государства с целью децентрализации политической власти существуют относительно автономные от его власти территориальные единицы, также наделенные правом принимать в пределах своей компетенции и территории веления. Это субъекты федерации, муниципальные образования, иные территориальные единицы государства, пользующиеся автономией. Перечисленные институты характеризуются наличием властных полномочий над населением определенной территории. Но в рамках демократического или близкого к нему политического режима существует еще целый ряд институтов, которые властными полномочиями публичного характера не наделены, но участвуют в осуществлении политической власти, используя различные формы и методы. Это общественные объединения, прежде всего политические партии, религиозные организации и средства массовой информации.[15] Таким образом, механизм организации публичной власти включает два элемента: - институты, наделенные правом принятия общеобязательных в пределах той или иной территории властных велений - институты, такого права не имеющие, но влияющие на разработку, принятие и исполнение таких велений. В большей или меньшей степени все они подвержены конституционно-правовому воздействию: важнейшие аспекты их статуса получают конституционное оформление. Наиболее же обстоятельному регулированию конституциями и конституционным правом в целом подвергаются те элементы механизма организации публичной власти, которые наделены властными полномочиями, распространяющимися на определенную территорию. Основные аспекты их организации образуют механизм организации публичной власти в узком смысле. Можно выделить, как минимум, три таких аспекта. 1. Территориальный аспект, включающий власть самого государства, а также власть, осуществляемую в рамках территориальных единиц государства, пользующихся относительной автономией от центральной власти самого государства (субъектов федерации, муниципальных образований, иных автономных территориальных единиц государства). 2. Механизм организации публичной власти в рамках конкретного государства включает комплекс форм деятельности по осуществлению управления, способов принятия управленческих решений на каждом уровне организации публичной власти. Мировой практике известны две такие формы. Это непосредственное голосование населения, а также деятельность органов публичной власти. 3. Организация органов публичной власти, их система, статус, взаимоотношения. Все три указанных аспекта механизма организации публичной власти получили отражение в конституциях зарубежных стран (наиболее обстоятельно регламентируются вопросы организации высших органов государственной власти). Именно они будут предметом исследования всех следующих вопросов лекции.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |