Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционное занятие




по дисциплине: « Основи цветоведения и колористики »

специальность «Отделка зданий и сооружений, строительный дизайн»

квалификация: техник- дизайнер(строительство)

Группа № 404

Преподаватель: Попова Л.С

Дата проведения:

ТЕМА 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ(по прграмме)

Студент должен:

иметь представление о предмете, его роли и значении, связи с другими предметами, знать научные сведения о цвете, основные характеристики цвета, что такое цветовой круг,.

Цель урока: дать представление о предмете, его роли и назначении, связи с другими предметами.

План занятия:

1. Понятие, содержание, роль предмета «Цветоведение».

2. Связь предмета «Цветоведение» с другими предметами.

3. История науки о цвете.

Студент должен:

знать: понятие, содержание, роль предмета «Цветоведение», его связь с другими предметами, историю науки о цвете.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1. Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Цветоведение, как наука о цвете включает в себя колористику. Колористика – это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности. Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами. В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время — работники кино, фотографы и многие другие. Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности. Изучение цветоведения в свою очередь дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

 

2. Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимаются целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия цвета человеком и превращения его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов и растений. В современной науке о цвете важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методы описания и измерения оттенков цвета. Имеется еще ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности, например, такие как полиграфия, химия лаков и красок, криминалистика и др. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет определяют как область науки о цвете.

3. История науки о цвете выделяет два этапа в истории классификации цвета: с первобытного времени до 17 века и с 18 века до наших дней.

Цвет у первобытных народов. В наскальной живописи у них встречаются три цвета – белый, черный, красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни первобытных людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов древних людей.

Древний Восток. Китай. В Китае основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли), 5 цветов – зеленый или синий, красный, белый, черный, желтый. В Древнем Китае цвет рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий.

Древний Восток. Индия. В Древней Индии было 2 цветовые системы: 1) архаическая или троичная, цвета: красный, белый, черный; 2) ведичная, или система основанная на Ведах, цвета: красный, белый, черный, очень черный, невидимый.

Древний Египет. Отношение к цвету зависело от того, насколько он «солнечным» – светлым и ярким. Цветами похожими на солнечный были белый и золотой (желтый) – божественные цвета. Священным цветом почитался красный. Важное символическое значение имел голубой или синий цвет. Черный считался цветом злых демонов, дьявола.

Античность. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

Средние века. Западная Европа. Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается в том, что свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Ренессанс. Леонардо Да Винчи – создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Европа. 17-19 века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап, начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: красный, оранжевый, зеленый, голубой (сине-зеленый), синий, фиолетовый, добавляя к этому сочетанию пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового). Восхваляется превосходство цвета.

Вопросы для повторения:

1. Что изучает наука «Цветоведение»?

2. Какова роль предмета «Цветоведение»?

3. Как связан предмет «Цветоведение» с другими предметами?

4. Какова история науки о цвете?

Литература:

1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. – 317 с.

2. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск. 1984.

 

 

 

Тема №2. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СВЕТА И ЦВЕТА.

Цель урока: познакомить студентов с понятием цвета и его свойствами, с цветовой гармоней, Студент должен:

знать: что такое цвет и свет, цветовая гармония

 

ПЛАН

1.Понятие про цвет и его свойства, цветовая гармония.

2.Свет: отраженный, преломленный, пропущенный и поглощенный.

3.Световые лучи, поглощение и отражение.

4.Свет и красящие вещества.

Уильям Ф. Пауэлл, «Цвет и как его использовать», изд. Астель, 2004г. 1.Понятие про цвет и его свойства, цветовая гармония. Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет. Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м. См. рис.   380 н.м. 760 н.м. Волны с длиной волны менее 380 н.м. - это ультрафиолет, а с длиной более 760 н.м. - это инфракрасный свет. В табл. 1 показана зависимость цвета от длины волны видимого спектра.
Длина волны, н.м. Цвет
760-620 Красный
620-585 Оранжевый
585-575 Желтый
575-550 Желто-Зеленый
550-510 Зеленый
510-480 Голубой (Сине-Зеленый)
480-450 Синий
450-380 Фиолетовый

табл.1

В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:

1) Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.

2) Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.

3) Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.

Рассмотрим понятие цветовой гармонии не как эстетическое чувство, а как закономерность.

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

 

Наблюдения реакций зрения на различные цвета показывают, что цветовой образ, возникающий в глазах всегда основой но цвете, допол­нительном к оеольно увиденному оттенку. Например, если некоторое время смотреть но желтый квадрат. а потом закрыть глаза или перевес­ти взгляд на белую поверхность, то возникнет изображение фиоле­тового квадрата, и наоборот. Подобный опыт можно производить о любым цветом. Это связано с ес­тественной потребностью зритель-нога восприятия достичь равнове­сия.

соответствие колорита содержанию

Гармония — целостная устойчивая соподчиненная система, которая представляет собой единство в разнообразии и проявляется во взаимодействии противоположностей. Например, внешнего и внутреннего [формы и со­держания). Эта система построена по законом., общим для целого и всех его частей (большое в малом).

 

 

Для гармоничного решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их место и направление в пределах композиции, форма цветовых пятен, размерь их площадей, контрастные и нюансные отношения, симультанные связи и возникающие оптические эффекты.

11,ветовоя гармония композиции зависит не только от того, какую группу цветов (гармоничный аккорд) м.ы используем, но и От того, каковы отношения цветовых пятен. Б первую очередь, это соразмерность их пропорций, со-подчиненность доминант, уравновешенность в композиционном формате или пространстве, единство колористических приемов и соответствие ка­честв формы идейному содержанию произведения.

Умение соотнести вес цветовые параметры композиции, создать живые действенные связи между ними, способствует передаче визуальной точности и психологически экспрессивной силы цвета, придает всему колориту чувствен­но- импрессиознуо активность и насыщает духовно-символическим содержанием

Мы видим, что гармоничная целостность всей композиции и, в част­ности, ее колорита, зиждутся на профессиональном умении художника объединить все входящие в нее элементы..создавая художественный образ, достичь наивысшей меры его духовного и эмоционального воздействия.

Определенный опыт рабо1ы с цветом даёт возможность достич со­размерности элементов и целого, композиционно уравновесить все со­ставляющие, выявить и соподчинить доминанты так, чтобы во всех деталях произведения через большую форму и ведущий колорит ясно прочитыва­лась основная идея художественного замысла. Тем самым он позволяет создать целостную гармоническую цветовую структуру, работающую на выразительность иконописного образа.

 

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

 

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

 

 

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

· гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

· бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

· негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

 

Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

 

 

  К О Ж З Г С Ф П Б Ч С е р ы й К о р и ч З о л о т о С е р е б р о
К Х - ? + + + - -- + + - ? + +
О   Х - -- + + + -- + - -- ? - -
Ж     Х ? + + + -- - - -- + - -
З       Х - ? + + ? -- - + + +
Г         Х -- ? + + -- -- + + +
С           Х - + + -- -- + + +
Ф             Х - - -- - ? + +
П               Х + - - - + +
Б                 Х + + + + -
Ч                   Х + - + +
Серый                     Х ? - -
Корич.                       Х - +
Золото                         Х ?
Серебро                           Х

 

 

Поясниения:

- ПЛОХО

-- ОЧЕНЬ ПЛОХО

+ ХОРОШО

? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.

 

 

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.