Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 8. Психологические закономерности восприятия цвета




студент должен:

иметь представление о роли цвета в повседневной жизни, какое значение играет цвет в одежде, какое влияние оказывает на настроение, самочувствие, поступки, каково успокаивающее и возбуждающее воздействие цветом, как взаимосвязаны цвет и характер человека, какое влияние имеет на человека его «любимый «цвет».

Цель урока: показать роль цвета в жизни человека.

План урока:

1. Цвет – это дар природы.

2. Использование цвета в повседневной жизни.

Студент должен:

знать: влияние цвета на повседневную жизнь человека, огромную роль цвета.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Свидетельства удивительной силы цвета мы видим повсюду. Прогуляйтесь по лесу — и вам станет ясно, как мать-природа разумно использует цвет для продолжения жизни на земле. Посмотрите на удивительную раскраску фазанов и бабочек, листьев и цветов. А теперь давайте пройдемся по супермаркету, хозяйственному магазину, аэропорту — словом, там, где вам предлагают товары и услуги. Знаете ли вы, что цвет используется не только для того, чтобы склонить нас к любви, но и для того, чтобы продать нам одежду и постельное белье, стиральный порошок и электрическую лампочку, даже акции и ценные бумаги? Вы никогда не замечали, как тщательно подобран цвет бумаги на корпоративном отчете или рекламе трастового фонда? Цвет посылает сигналы, простые и сложные, а мы непроизвольно внутренне реагируем на них. Цвет может быть притягивающим и отвратительным, успокаивающим и будоражащим, соблазнительным или возбуждающим. Цвет оказывает сильнейшее влияние на процесс принятия решения. Мы живем в мире, предоставляющем максимальные цветовые возможности, каких не было раньше. В 1856 году Вильям Перкинс, английский химик, создал первую в мире анилиновую краску, которую сейчас называют розовато-лиловой. Адольф фон Байер, немецкий химик, лауреат Нобелевской премии за 1905 год, пошел дальше и создал целую гамму красок. И тем самым он положил начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах. Цвет помогает людям общаться друг с другом. Наверняка вы привыкли воспринимать цвет как должное. Он вас не удивляет и не поражает. Но подумайте, каким бы был наш мир, если бы в нем не существовало цвета? Цвет — это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

2. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Они выбирали определенные цвета для гербов, флагов и маскарадных костюмов. По цвету можно было безошибочно определить их происхождение. Как мы уже говорили, пурпур был привилегией царственных особ. Императоры Востока могли использовать пурпур не только в одежде, но и во всем остальном — для флагов, гербов, обстановки, картин, даже для рам, обрамляющих картины. И это не позволялось никому из их подданных. А со временем привилегией богатых людей стало использование золота. В наше время цвет продолжает использоваться для подчеркивания определенных пристрастий. Подчеркивание определенных свойств при помощи цвета — это естественная часть повседневной жизни. Темно-синяя форма полиции подчеркивает власть. Белые халаты врачей говорят о чистоте и стерильности. А теперь давайте вернемся в мир знаменитостей. Если вы смотрите новости и ток-шоу, вы наверняка обращаете внимание, что знаменитые и не очень знаменитые люди иногда надевают одежду, подчеркивающую ту черту, которой они обладают (или хотели бы убедить публику, что они ею обладают). Пытаясь подчеркнуть определенные стороны своей личности или характера, вы можете воспользоваться цветовым усилением. Вот несколько советов, которые могут вам пригодиться.

1. Чтобы произвести впечатление энергичного человека, используйте яркие цвета — особенно красные, оранжевые и желтые.

2. Если вы хотите показаться серьезным и деловым, выбирайте темно-синие, темно-серые и черные тона. Если ваш собеседник менее консервативен в подборе цветов, можете позволить себе темно-зеленый и винно-красный.

3. Чтобы создать атмосферу городского шика, можно воспользоваться традиционным черным, но для этой цели подходят также хаки и кремовый.

4. Вы решили продемонстрировать, что идете в ногу с модой и не боитесь ничего нового. Для этого вам нужно одеться в цвета, любимые цветовыми лидерами. Определите степень силы своего сигнала. Чем сильнее будет ваш сигнал, тем в большей области вы должны использовать цвета-лидеры. Чтобы ослабить сигнал, используйте цвета-лидеры только в качестве акцентов.

Но не существует правил без исключений. Если вы хотите сообщить всем вокруг, что вы незаурядная личность и не подчиняетесь общим правилам, наденьте цвета, которые выбиваются из нормы. Если вы появились на людях с фиолетовыми волосами или в галстуке неоново-ярких цветов, каждый поймет, что вы идете своим путем.

 

Вопросы для повторения:

1. Почему мир не может существовать без цвета?

2. Какие цвет посылает нам сигналы?

3. Для чего цвет используется в наше время?

4. Какую роль играет цвет в повседневной жизни?

Литература:

1. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. Как использовать преимущества своего цвета для успеха в личной жизни и бизнесе. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 144 с.

2. Выготский А. С. Психология искусства, М., Изд. “Искусство”, 1965.

Цель урока:дать представление о влиянии цвета на человека и его настроение.

План урока:

1. Психологическое воздействие цвета.

2. Цветовые ассоциации.

Студент должен:

знать: какое психологическое влияние оказывает цвет на человека, на какие группы делятся цветовые ассоциации.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакций человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека".

2. Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния - всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры.

Физические ассоциации:

а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);

б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);

в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие,...);

г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);

д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные,...).

Эмоциональные ассоциации:

а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);

 

б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные,...);

в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:

а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидума);

б) интенсивность ощущения;

в) устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенностинервно-психическогосклада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).

4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.

5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностьюих природы.)

6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более обобщенно, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации.

Вопросы для повторения:

1. Какое психологическое воздействие оказывает цвет на человека?

2. Дать понятие «цветовым ассоциациям»?

3. На какие большие группы делятся цветовые ассоциации?

4. Охарактеризовать эмоциональные ассоциации.

Литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. – М., 1984. – 244 с.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995. – 197 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.