Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет культурологии. Понятие культуры




Тема 1. Введение в культурологию

 

Культура является таким же древним явлением, как и сам человек; возникает и развивается вместе с человеком и составляет качественное отличие его от природы в целом. Долгое время культура воспринималась как нечто само собой разумеющееся, неотделимое от человека и не требующее к себе особого внимания.

До недавнего времени культурой занимались многие гуманитарные области – философия, антропология, история, археология, искусствознание, лингвистика и многие другие, при этом каждая выделяла свой аспект культуры. Это обстоятельство затрудняло понимание культуры как целого, многообразного явления.

На Западе в середине XX-го века, а в России в 90-х годах XX-го века культурология официально входит в систему знания, образования. В России появляются госстандарты, которые представляли ключевые понятия новой отрасли знания, учебники, кафедры и институты. Культурология заявила себя как интегрирующая, т.е. соединяющая в одно целое все знания о культуре, наука.

Хотя культурология признана на всех уровнях образования и науки, в нашей стране дискуссии о ее предмете и месте в системе наукознания продолжаются, и это обстоятельство лишь подтверждает тот факт, что перспективы развития культурологии велики. Сторонники изоляционистского подхода утверждают особый способ познания предмета культуры, а сторонники интегративистского подхода видят в культурологии синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

Впервые термин культурология употребил американский антрополог Лесли Уайт, который дал методологическое обоснование и определил границы культурологии.

В отечественной культурологии предпочтение отдается интегративистскому подходу, сторонники которого понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникающую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Последователи этого подхода выступают против сведения культурологии исключительно к философии культуры или истории культуры.

В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус еще не вполне определен. Она относится к наукам с двойным статусом, т.е. принадлежит и к социальным, и к гуманитарным дисциплинам.

Предметом культурологии выступает область культуры, объектом культуры являются живые люди, носители культуры, явления, процессы и учреждения.

Культура тесно связана с обществом, и если общество –это совокупность людей, то культура-совокупность результатов их деятельности.

В настоящее время насчитывается около 500 определений культуры, и это обстоятельство лишь подтверждает сложность и многозначность явления культуры.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали умение возделывать землю. К XVIII веку следует отнести новый, связанный с достоинством человека, смысл культуры. К качествам культуры с этого времени относят – просвещение, образование и воспитание.

Классическим считается определение культуры, предложенное английским этнографом и антропологом Эдвардом Тэйлором в 1871 году, который понимал культуру комплексом, включающим знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Отечественный культуролог Э. Маркарян представлял культуру «второй природой», сотворенной человеком, образующей человеческий мир, в отличие от дикой природы. Такое понимание культуры предполагает ее деление на материальную и духовную. Это деление восходит к Цицерону, который отмечал, что наряду с «возделыванием земли» есть также «возделывание души».

Материальную культуру можно связать со сферой производства и ее продуктами, она более долговечна. Физические объекты материальной культуры(артефакты) несут определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют ценность для группы или общества.

Духовная культура образует нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, знания, традиции и т.д. Вопрос о первичности материального или духовного в культуре приобретает специфическое звучание, поскольку значение и символ важнее формы выражения. Материальная и духовная культура составляют единое целое, поскольку обе являются результатом человеческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.