Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критика культуры и ее основные функции




Культура и цивилизация

 

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и даже отождествляются, между ними много общего и различного. Автором термина «цивилизация» принято считать шотландского философа А. Фергюссона, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, подразумевая под последней высшую ступень развития общества.

Все существующие точки зрения на проблему соотношения культуры и цивилизации можно свести к трем основным. Во-первых – культура и цивилизация выступают как синонимы, между ними отсутствуют существенные различия. Английский историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте, религии. Во-вторых, между ними есть как сходства, так и важные различия. Французский историк Ф. Бродель понимал цивилизацию базой культуры. И, в-третьих, культура и цивилизация резко противопоставляются, как представлено в теории немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенной им в книге «Закат Европы» (1918–1922). Цивилизация, по мнению Шпенглера, является умирающей и распадающейся культурой, цивилизация следует за культурой, как «смерть за жизнью».

При более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, в каждом из них следует выделить специфику, черты и особенности.

 

 

Вне культуры не существует ни общество, ни человек, но оценки культуры менялись в истории. Так, например, в Древней Греции представители кинической философской школы выступали против общепринятых ценностей, норм и правил. В XVIII веке возникает устойчивая тенденция критического отношения к культуре. Ж.-Ж. Руссо выдвигал идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой. Ф. Ницше считал, что господство науки и техники угрожает творчеству. З. Фрейд, взглянув на природу человека через призму инстинктов (сексуального – продолжение жизни и смерти), утверждал, что культура через нормы, запреты подавляет инстинкт жизни. На Западе во второй половине XX века появилось движение контркультуры, которое выступало против ценностей массовой культуры, против засилья науки и техники.

Эти оценки лишь подтверждают сложность явления культуры. Следует все же сказать, что положительная роль культуры неоспорима, и это подтверждается функциями культуры. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, согласно которой новорожденный ребенок не станет человеком вне освоения культуры.

Познавательная, или информационная функция способствует накоплению и передаче знаний от поколения к поколению.

Регулятивная, или нормативная функция устанавливает и регулирует отношения между людьми через систему норм, правил, законов.

Коммуникативная функция осуществляется с помощью языка, главным средством общения людей.

Ценностная, или аксиологическая функция способствует выработке у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают нравственные и эстетические ценности.

Игровая, или компенсаторная функция связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга и т.д.

Все названные функции можно свести к двум: функции накопления и передачи опыта и критически-творческой функции. Они связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор всего ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно, а предполагают творчество.

Вопросы для самопроверки________________________________________________________________________________________________________________

1. Место культурологии в системе гуманитарного знания.

2. Понятие «культуры».

3. Соотношение культуры и цивилизации.

4. В чем заключается суть критической тенденции культуры?

5. Каковы функции культуры и в чем состоит их роль?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.