КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные концепции понимания общества
Учение об обществе Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Современные концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая. 2. Образ человека в классической и неклассической философии. 3. Индивидуальность и проблема самоактуализации личности (А. Маслоу). 4. Экзистенциальное постижение человека. Существование как жизнь. 5. Смысл жизни и абсурд у А. Камю. Проблема возникновения жизни в науке и философии 6. Свобода в понимании К. Ясперса.
Литература 1. Барулин, В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир: учебное пособие.- М.: Академический Проект,2007.-494 с.-(Gaudeamus). 2. Бауман, З. Свобода/З.Бауман; пер. с англ. Г. Дашевского.- М.: Новое издательство,2006.-130 с.-(Библиотека Фонда "Либеральная миссия"). 3. Котельникова, В.М. Проблема человека в философии: учебное пособие.- Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007,- 88 с.
Исследования общества сопровождается значительными трудностями, вследствие сложности его системы. Общественная жизнь достаточно динамичная и существует множество факторов, влияющих на ход исторического процесса. Даже в случае выявлений каких-либо общих закономерностей в данном процессе, установленный и описанный миропорядок будет иметь отличия и свою специфику в каждом конкретном случае, применительно как к конкретному этносу, так и к конкретному времени. Тем не менее, интерес к общественной жизни сохраняется на протяжении веков и изучается различными науками – социологией, историей, правоведением, этнографией, культурологией, экономической теорией. Понятие «общество» произошло от латинского глагола, означающего соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное понятие «социальный» - связанный с союзом и сотрудничеством. В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни. В этой связи интересны идеи Сократа, Платона и Аристотеля. В средневековье на смену понятию «общество», приходит понятие «государство», сущность и структура которого рассматривалась с исключительно христианских позиций. Представления об обществе как самостоятельной сфере бытия, которое обладает собственными характерными чертами существования, отличными от существования природы и человека сформировалось только в Новое время. Тогда были преодолены узкоантропологические проблемы, а так же доминирование либо этических, либо политических, либо экономических аспектов в исследовании общества. Только в 18 веке история общества стала рассматриваться не как простая последовательность событий, а как закономерное течение взаимообусловленных процессов. С начала 19 века общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Г.В.Ф. Гегеля, который рассматривал общество как сферу всестороннего переплетения зависимостей. Тогда же возникла особая наука – социология, основоположником которой был О. Конт, отстаивавший необходимость объективности социальных исследований. Он разделил социологию на две части: в первой части изучались законы и условия функционирования социальных систем; во второй части – законы развития и изменения общества. О. Конт выделяет такие важные институты как семья, религия, государство. Им были сформулированы три основные стадии общественного развития: теологическая (с древних времен до 13 века), метафизическая (с 14 века по 18 век) и позитивная (с 19 века). Широкое распространение получили теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые выделили экономическую составляющую жизни общества как доминантную и определяющую дальнейшее его развитие. Высказали идею о том, что все компоненты общества определяются материальными производственными отношениями, составляющими экономическую основу общества. На этой основе формируется конкретно-исторический тип общества, который К. Маркс определил как общественно – экономическая формация. Смена общественно - экономических формаций рассматривалась как естественный исторический процесс. Каждая новая формация, новое общество является результатом классовой борьбы. Выводом стало то, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов. Э. Дюркгейм, В. Виндельбанд и П. Риккерт связывали понимание общества с теорией ценностей, в которых они видели важнейший определяющий фактор. Обществом является автономная сфера бытия, которая развивается по своим собственным законам. Структура общества состоит из совокупности социальных факторов, причем существование тех или иных факторов настоящего определяется предшествующими факторами. Взаимодействие элементов социальной среды (семья, профессиональная группа) как раз и порождают различные социальные явления. Э. Дюркгейм отмечает тесную связь личности и общества. Деградация общества непременно влечет за собой деградацию личности. Причиной классовой борьбы он считает нарушение справедливости в обмене благами и услугами, что неминуемо приводит к неравенству. Философское исследование общества направлено на выявление всеобщего в историческом процессе и создание методологических оснований исторической науки.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |