Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и ее социальные функции




На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества.

Культура (в пер. с лат. возделывание, уход, развитие, почитание) – это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.

Первоначально под культурой понимали возделывание земли, изменение природы, затем, вплоть до эпохи Возрождения, с культурой связывали городской уклад жизни, и только Ренессанс определил культуру как признак личного совершенства, и культура стала отождествляться с духовной деятельностью человека.

18 век пересмотрел сложившиеся концепции и усложнил данное определение, к культуре были предъявлены иные требования. Культура должна быть интеллектуальной, творческой, новаторской, то есть должна не просто воспроизводить, но и постепенно расширять сферу человеческих возможностей.

В 19 веке в культуре стали видеть, прежде всего, систему ценностей и идей, которые различались по их роли в жизни общества, что, несомненно, расширяло ее рамки.

В настоящее время изучение культуры осуществляется главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии, а также получает развитие исследование коммуникативных свойств культуры.

Содержание культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирование человека, способного усвоить опыт предшествующих поколений и использовать его для создания нового.

Необходимо отметить, что культура имеет сложное строение, которое включает в себя множество элементов. Одни из которых являются устойчивыми, то есть универсалиями, к ним относятся: труд, игра, досуг, общение, общественный порядок, образование и воспитание, духовная жизнь и т.д.

Другие – преходящими, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях.

В содержании культуры в качестве важнейших можно выделить следующие элементы:

1) субъект культуры – это индивид, социальная группа, общество в целом. Культура выражает характеристику социальных качеств человека, меру развития его познавательных способностей, знаний, эмоций, эстетического вкуса, творческих способностей, стремления к совершенству и красоте, в том числе и нравственной. Субъектами культуры, как уже отмечалось выше, могут быть и группы. Под групповой культурой понимают национальную, поселенческую и профессиональную культуры.

Культура элит или элитарная культура характеризуется утонченностью и изысканностью вкуса, она рассчитана на интеллектуальные силы общества, которые способны понять глубину творческого поиска.

Возникновению же массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации, что повлекло за собой вульгаризацию всех областей искусства и популяризацию безнравственности, свободы и материального благополучия, формирование идеала человека-потребителя.

Мерой социализации человека считается индивидуальная культура, так как о человеке и обществе в целом можно судить по тому, как реализуется творческий потенциал каждого и каково в этом случае общественное сознание. Любая реализация человека – это, прежде всего, его деятельность, и в данном случае культурная, поэтому следующим элементами будут:

2) культурная деятельность, регуляторами которой выступают мотивы, идеалы, ценности, и под культурой понимается процесс создания ценностей, процесс одухотворения потребностей человека.

3) предмет культуры – это опыт предшествующих поколений в духовной сфере, способы и программы деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной, что выражается в том, что идея воплощается в материальной форме, в виде произведений искусства, символов, языка.

4) межкультурная коммуникация. К ней относятся вербальные и невербальные средства передачи информации: к вербальным относят язык, а так же языки науки, религии и т.д. К невербальным – жесты, мимику, одежду, благодаря которым человек транслирует, воспринимает предметы культуры. В результате такой коммуникации происходит взаимодействие культур, но нужно помнить, что итоги такого взаимодействия не всегда оптимистичны, так как модернизация традиционных обществ, трансформация обычаев и традиций ведут к росту напряженности в обществе, рассеиванию сложившегося уклада жизни и введению новых стереотипов.

Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции:

- информативную – является средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов;

- нормативную функцию – создает нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека;

- человекотворческую, человек становится личностью в процессе овладевания культурой. Культура же создает специфические механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека;

- адаптационную функцию, которая выражается в способности приспосабливаться к изменениям, происходящим в общественной жизни.

Итак, культура является связующим звеном между природой и обществом, основой соединения которого является человек как субъект деятельности, познания и общения.

 

Контрольные вопросы

1. Какие концепции общества существовали в истории философской мысли?

2. В чем заключается системный анализ общества?

3. Назовите основные сферы общественной жизни.

4. Каковы критерии общественного развития?

5. В чем суть формационной теории развития общества?

6. Какие стадии развития общества выдвигает теория роста?

7. Чем характеризуется цивилизационный подход к общественному развитию?

8. Как формировалось понятие «культура»?

9. Каковы отличия элитарной и массовой культуры?

10. Как формируется индивидуальная культура?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.