Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы и проблемы сознания




Проблема сознания

Примерная тематика рефератов и сообщений

 

1. Возникновение и функции искусства.

2. Становление и сущность морали.

3. Совесть, мужество, выбор, добро, зло, долг, справедливость, свобода и ответственность.

4. Природа ценностей, ценности и оценки.

5. Исторические типы учения о ценностях.

6. Креатив: истоки и сущность.

7. Массовая и элитарная культура как социальная ценность.

8. Философско-религиозные ценности.

 

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник/Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; П.В. Алексеев, А.В. Панин.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.- 604 с.

2. Горелов, А.А. Этика: учебное пособие /А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М.: Флинта, 2006.- 415 с.

3. Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: Борьба миров.-Нижний Новгород: Изд-во "Нижний Новгород", 1994.-199 с.

4. Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: Динамика и тенденции развития. - Киев: Наукова думка, 1993.-140 с.

5. Митрохин, Л.Н. Философия религии. - М.:Республика, 1993.- 416 с.

 

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имеют материального выражения, поэтому внешне не наблюдаемы. Сознание изучают психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика. С одной стороны это формирует прочную научную базу, но с другой - мешает выделить собственно сущность сознания. При этом философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания.

Ещё в античности имело место попытка понять, что есть душа человека. Демокрит считал, что душа материальна и состоит из особого рода атомов.

Согласно объективному идеализму, душа – это особая субстанция, независящая от материи, и существующая самостоятельно. Представитель данного направления Платон утверждал, что душа, будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело, перенося с собой знание из мира идей, в котором душа пребывает в перерывах между перевоплощением.

Трактат Аристотеля «О душе» явился своеобразным итогом философских рассуждений о сознании. Согласно его утверждениям, душа, хотя и выступает организующим принципом телесности человека, идеальным началом подчиняется всеобщим законам космоса и природы.

Согласно средневековой философии сознания, разум человека является частью божественного разума, сотворившего мир. Обладая некоторой самостоятельностью (самосознанием), работа сознания направлена на познание божественных законов и общения со Всевышним.

В Новое время представления о сознании получили дальнейшее развитие. Особый интерес в этом плане представляет дуализм, отстаивающий равноправие материи и сознания. Основателем такой философской позиции был Р. Декарт, который отождествлял сознание с мышлением и выделил его как самостоятельную и независимую субстанцию. Всё это послужило толчком к формированию двух противоположных подходов проблеме сознания: материалистический и идеалистический, идеалистический в свою очередь разделился на объективно-идеалистический и субъективно-идеалистический.

В развитии материалистической линии с позиции механицизма появляется следующая точка зрения: так как сознание есть материальная субстанция, она есть свойство любой материи, следовательно, вся материя мыслит.

Объективный идеализм (Платон, Г.В.Ф. Гегель) признаёт наличие как сознания, так и материи, но материя занимает подчинённое положение по отношению к сознанию, более того, сознание индивида является частью «мирового сознания», «мирового разума».

Субъективно-идеалистическая позиция (Беркли, Юм, Фихте, Мах) встала на крайние позиции. Это взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение. Такая позиция носит название солипсизм, от латинского «один» или «сам».

Крайняя материалистическая позиция, противоположная солипсизму «вульгарный материализм» сформировалась в 19 веке (Бюхнер, Фохт, Молешотт). Согласно данному учению сознания как самостоятельной субстанции не существует, сознание порождено материей и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Современные исследования существенно расширили представления о природе сознания, были получены ответы на сложные вопросы, но обнаружились новые проблемы, которые предполагают наличие взаимоисключающих точек зрения.

Вопрос о сущности сознания проясняется при рассмотрении вопроса – о возникновении сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.