Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема истины в философии и науке




Главной целью познавательной деятельности человека является достижение истинного знания или истины. Истина - это адекватное отражение действительности в сознании человека.

1. Классическая (корреспондентская) концепция. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальной действительности. Данную концепцию можно найти у Платона и Аристотеля. У Аристотеля - это может быть соответствие человеческой мысли объективному миру, а у Платона - соответствие идеальному бытию вечных идей.

2. Априорная концепция. О на достаточно древняя и может трактоваться как доопытное знание, которое раскрывается в процессе познания. Здесь наблюдается сходство с классической концепцией истины в платоновском варианте. Можно сказать, что последовательный вариант априорной доктрины был разработан И. Кантом. Согласно И.Канту, разум сам задает себе правила познавательного процесса.

3. Когерентная (внутренне связанная) теория истины. Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины как правильной и корректной. Следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще не свидетельствует о ее истине, и наоборот, наличие антиномий внутри теории не дает оснований заключать о ее ложности. (К. Маркс «капитал возникает и не возникает в процессе обращения»).

Другой вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, так как любая новая фундаментальная теория всегда противоречит какому-то общепризнанному знанию.

4. Прагматическая концепция. Здесь истинность отождествляется с пользой и результативностью. В принципе, знание, особенно научное, достаточно прагматично, однако, утилитарную направленность науки не следует преувеличивать, ведь самые выдающиеся открытия совершаются все-таки из любви к истине. Многие научные теории в момент их создания не имеют никакого экспериментального или технического применения. Более того, самые стратегически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны. Х. Ортега- и- Гассет сказал, что самое большое практическое значение философии состоит в утилитарной бесполезности.

5. Конвенциальная концепция. Здесь утверждается, что истина всегда продукт соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и различных научных сообществах все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Следовательно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как ложное. Так бывает всегда, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.

6. Экзистенциальные концепции. Они достаточно разнородные, но сближаются в плане ценностного истолкования истины. Во-первых, истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации человека и стимулирует его духовный рост. Здесь возникает парадокс, так как в роли такого знания может выступать и объективно ложное, если оно глубоко переживается человеком и творчески преломляется. Соответственно истинное знание, принудительно навязанное человеку, может квалифицироваться как ложное, так как подавляет его творческий дух. Можно сказать, что данное направление направлено против тоталитаризма и догматизма. Или другими словами, такой подход подчеркивается значение творческого измерения знания.

Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен в другом ключе. Известно, что в обычной жизни человек не задумывается о вечных вопросах бытия, о смысле жизни, и только в пограничных ситуациях перед ним открываются важнейшие мировые истины, которые заставляют переосмысливать многие житейские стереотипы. Этот аспект был подробно описан в работах С. Кьеркегора, а позднее у К. Ясперса и М. Хайдеггера. Подобный мотив обретения истины через душевные испытания и потрясения был глубоко продуман и художественно воплощен в романах Ф.М. Достоевского.

Истина бывает относительной и абсолютной. Познание начинается с неполных, приблизительных знаний о тех или иных явлениях и движется к более точному их постижению. Поэтому, относительной истиной называют ограничено верное знание о чем-либо. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы.

Поиск истины неотделим от заблуждений и проявлений разного рада ложных представлений. Между ложью и заблуждением существует фундаментальная разница. Ложь представляет собой преднамеренное искажение действительности, или сокрытие истины. В основе лжи лежит субъективный и корыстный расчет, который связан с использованием знаний в своих целях. Социально-политической формой существования лжи является дезинформация, когда в область обмана попадают не только отдельные группы людей, но и общества, страны. Крайней формой дезинформации являются попытки манипулировать общественным сознанием за счет специальных методик в СМИ. От лжи и дезинформации следует отличать заблуждение.

Заблуждением принято считать непреднамеренное искажение действительности. Рабиндранат Тагор написал:

Перед ошибками

Мы закрываем дверь.

В смятении Истина

Как мне войти теперь?

В науке может сложиться ситуация, когда ученый всю жизнь разрабатывает и защищает ошибочную гипотезу. Важно отметить, что одним из самых распространенных источников заблуждений в науке и философии является выход истинного знания за границы его применимости. Так называемый принцип конкретности истины утверждает, что истина имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность - заблуждение. З. Фрейд пытался объяснить культурные и социальные процессы на основе открытых им закономерностей бессознательной психической жизни индивида. Или невозможность поверить в делимость атома, так как это ведет к уничтожению материи.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о критериях.

Под критерием истины понимается процедура, позволяющая оценить ложность или истинность знания. Важным критерием истины является практика. Практика -специфическая человеческая деятельность, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования.

Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Важнейшие формы практики следующие:

1) материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.

2) социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур).

3) научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).

Эмпирические критерии истины. Формой научной практики является эксперимент, В котором теоретические данные подвергаются проверке. Одним из таких эмпирических критериев служит верифицируемость (доказательность) теории, то есть практическое подтверждение опыта. Процедура верификации была детально осмыслена в традиции неопозитивизма и даже квалифицировалась как универсальный критерий научного знания. В этом случае один-единственный отрицательный результат эксперимента ставит под сомнение истинность целой теории. Это и дало основание К. Попперу сформулировать противоположный эмпирический критерий, который был назван фальсификацией, нацеленной не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической модели. Обе эти процедуры успешно используются в науке.

Логические критерии. Важнейшим из них является логическая непротиворечивость, то есть запрет на одновременное наличие противоположных суждений внутри научной гипотезы или теории.

Критерий когерентности. В естественных и гуманитарных науках используется целый спектр собственно теоретических критериев истины.

Критерий когерентности предполагает согласованность теории с фундаментальными знаниями в науке. Так, если какая-то теоретическая гипотеза в физике, противоречит закону сохранения энергии, то это основание для констатации ее ложности.

Другим важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает в частности, что из двух конкурирующих в науке гипотез, скорее всего, будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.