Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение сознания и его сущность




Живая материя, которая является основой жизни, после возникновения продолжала интенсивно развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса в данном случае явились усложнение организации живой системы и установление гармонии между организмом и окружающей средой.

Усложнение живой системы невозможно без формирования способности организма накапливать информацию посредством отражения. Отражение – это воздействие одного явления на другое, в результате которого происходит изменение внутренней структуры обоих объектов в форме следа. Отражение является фундаментальным свойством материи как живой, так и неживой, потому что все явления материального мира постоянно взаимодействуют между собой, претерпевая при этом определенные изменения.

Живая материя в процессе своего развития выделяет важнейшие факторы окружающей среды и целенаправленно реагирует на полученную информацию. При этом происходит выработка механизма приспособления организма к условиям внешней среды.

Первой формой отражения в живой природе была раздражимость. Раздражимость – это реакция организма на воздействие окружающей среды в форме возбуждения и ответной реакции. Это относится, прежде всего, к растительному миру и одноклеточным.

С появлением животных возникает новая форма отражения – чувствительность – это способность иметь ощущения, что является начальной формой психики.

Развитие нервной системы у животных позволило расширить возможности отражения, а, следовательно, и поведение, в основе которого лежат безусловные рефлексы – инстинкты. Инстинкты заложены генетически и являются результатом длительного приспособления животных к условиям существования.

С появлением мозга у позвоночных животных отражение стало осуществляться посредством условных, то есть приобретенных рефлексов. Это качественно новая ступень развития сформировала систему организованной последовательности действий, которая основана на принципе обратной связи в коре головного и спинного мозга.

Следующим этапом развития нервной системы, психики и мозга было возникновение нового типа отражения – сознания. Важно отметить, что сознание – это психическое явление, так как понятие «психика» шире понятия «сознание». Сознание – это свойство материи (мозга) отражать мир в идеальных образах. Выделяют две стороны сознания:

- абстрактную, связанную со способностью работать с предметами, которых нет в наличии;

- чувственно-предметную, связанную со способностью работать с реально существующими предметами.

Важно заметить, что животным присуща только вторая, чувственно-предметная сторона сознания, поэтому более уместно будет говорить о наличии психики у животных, а не сознания, которое присуще только человеку.

В связи с этим можно выделить следующие признаки, которые отличают сознание человека от психики животных:

1) наличие абстрактного мышления;

2) наличие планирования;

3) наличие речи;

Будучи высшей формой отражения действительности, сознание обладает следующими свойствами:

1) сознание объективно. Всё что находится в поле сознания, объективно существует в материальной или идеальной форме в окружающей действительности. Кроме того, сознание является не только результатом отражения объекта, но и отношение к нему, таким образом, включая в себя ценностный компонент.

В результате чего можно выделить факторы, влияющие на сознание: внешний мир, духовная культура, внутренний опыт субъекта, физиологическое и биохимическое состояние мозга;

2) сознание идеально по механизму функционирования. Хотя существование сознания неотделимо от деятельности мозга, оно работает по специфическим законам, то есть, процессы, происходящие в сознании невозможно наблюдать со стороны. А. Бергсон заметил, что сознание – это непрерывный поток переживаний (чувств, мыслей, мотивов, убеждений, установок, оценок), которое имеет важное свойство – длительность, то есть каждое переживание, безусловно, ограничено во времени, но поток переживаний не имеет ни начала, ни конца.

Противоположную точку зрения высказал Э. Гуссерль, утверждавший, что сознание невозможно анализировать или расчленять на составляющие;

3) сознание материально по форме выражения. Существование сознания неотделимо от деятельности мозга, а, следовательно, затрагивает всю физиологию человека, поэтому «работу» сознания можно фиксировать по показателям давления, частоты пульса и дыхания, температуры, а так же возбуждение отдельных участков мозга. Необходимо заметить, что полученные таким образом данные не могут раскрыть содержание мыслей и образов;

4) интенциальность, то есть направленность сознания на определенные объекты;

5) идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи. Это такой процесс, при котором отраженный предмет вызывает оценочные и волевые побуждения, в результате чего предмет преобразовывается и достраивается в соответствии с субъективными представлениями.

Структура сознания включает в себя познавательные, эмоциональные, мотивационные и эмоциональные компоненты:

Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

Память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию (предыдущий опыт). Сознание не может существовать без памяти, строить сложные абстрактные образы.

Эмоции – субъективное переживание человеком своего отношения к действительности. Человек не только отражает те или иные явления действительности, в его сознании возникают эмоциональные переживания, оценки тех или иных явлений. Эти переживания и оценки могут быть как положительные, так и отрицательные.

Эмоции различаются по своей силе и длительности. Эмоции включают в себя: чувства (переживания человеком своего отношения к действительности), настроения (длительное состояние переживания человеком), страсти (сильные и длительные чувства), аффекты (бурно протекающие неконтролируемые душевные волнения). Как правило, чувства всегда выражаются через эмоцию.

Необходимо заметить, что эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируя его деятельность и мотивацию.

Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Мотивация связана с постановкой цели. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление результатов своей деятельности и создание идеалов. Далее происходит прогнозирование способов достижения данного идеала, а для этого необходим такой компонент как воля.

Воля – сознательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Сила воли не дана человеку от рождения, это результат его работы над самим собой. Управление своим поведением человек осуществляет, основываясь на знания, эмоции и мотивы.

Следующим важным компонентом сознания, без которого невозможен никакой познавательный процесс - это внимание. Внимание – это психическое состояние, которое обеспечивает сосредоточенность познавательной деятельности на определенном объекте или действии.

Следующий компонент сознания – воображение. Воображением считаетсяспособность создавать новые чувственные и мыслительные образы. Важное его назначение – предвидеть будущее, то есть предопределять результат до начала дела.

Наряду с сознанием в психике человека выделяют самосознание – это способность человека выделить собственное «я» из окружающей действительности.

Первая форма самосознания, которая возникает в двухлетнем возрасте – это элементарное ощущение своего тела, движение в окружающем пространстве.

Следующим уровнем самосознания является осознание принадлежности к тому или иному сообществу, культуре и установление своей субординации, социальной роли.

Высшим уровнем самосознания является способность понимать самого себя, которая всегда сопровождается самооценкой и самоконтролем, что позволяет соотносить свои возможности и способности с целями и средствами деятельности.

Процесс внутреннего анализа, осознание своего мыслительного процесса получил название «рефлексия». В процессе рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Важным моментом здесь является адекватность самооценки, так как её занижение формирует неуверенную личность, неспособную к решению поставляемых задач, а завышение приводит к несоответствию притязаний человека и его возможностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.