КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научное прогнозирование и общественный прогресс
Будущее человечества Примерная тематика рефератов и сообщений 1. Эволюция научного знания. 2. Естествознание в эпоху античности. 3. Алхимия Средневековья и эпохи Возрождения. 4. Роль проблемы в познании: типы, механизм формирования. 5. Роль гипотезы в познании: виды, механизмы проверки. 6. История науки как смена типов рациональности. 7. Информационная культура. 8. Этические вопросы науки. 9. Наука и паранаука. 10. Научные школы.
Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник/Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; П.В. Алексеев, А.В. Панин.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2004.- 604 с. 2. Бережная, И.Н. История и философия науки и техники: учебно-методическое пособие/И.Н.Бережная, Е.Н. Мотовникова. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова,2007.-128 с. 3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие/В.Ф. Берков. - М.: Новое знание,2004.-335 с. 4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.5-е перераб. и доп. - М.: Логос, 2005.- 376 с. 5. Ивушкина, Е.Б. Философия и история науки/Е.Б. Ивушкина, Е.Я. Режабек.- СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2006.-186 с.-(Философы России).
Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые входят в диапазон так называемых современных долгосрочных прогнозов. За пределами этих временных рамок простирается область сверхдолгосрочных прогнозов. Формирование единой мировой цивилизации невозможно без научного предвидения, который способствует: а) созданию условий для прогресса общества; б) социального обновления общества; в) преодоления кризиса цивилизации. Актуальность и необходимость научного предвидения развития общества вытекает из необходимости объективного анализа механизмов формирования и реализации интересов, как всего человечества, так и различных стран, групп и индивидов, оценки для будущего новых жизненных процессов, их отбор и стимулирование. Нужно отметить, что прогнозирование подразделяется по содержанию на научно-техническое и социально-демографическое и решает следующие задачи: 1) вовремя заметить возникновение новых явлений; 2) понять их истинную сущность; 3) верно оценить их значение для будущего; 4) определить, прогрессивны или регрессивны возникающие явления; 5) поддержать прогрессивные процессы с помощью создания соответствующих условий. По технологической процедуре прогнозирование включает в себя следующие этапы: 1) определение объекта прогнозирования и постановку проблемы; 2) определение целей, задач и времени утверждения прогнозируемого явления; 3) выдвижение рабочих гипотез, методов прогнозирования; 4) определение системы показателей, отображающих характер прогнозируемого явления. По методу различают три вида прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза. Экстраполяция - продолжение в будущее тенденций и закономерностей, которые в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, так как в основе эволюции неживой, живой и социальной материи лежат вполне определённые ритмические процессы. Моделирование - представление изучаемого объекта в упрощенном, схематическом виде, удобном для получения выводов прогностического характера. Экспертиза - прогнозирование на базе оценки, которая основывается на объективной констатации перспектив соответствующего явления. Все три перечисленных способа как бы дополняют друг друга. Любая экстраполяция - это в определенной степени модель и оценка, любая прогностическая модель это оценка плюс экстраполяция, а всякая прогностическая оценка подразумевает экстраполяцию и мысленное моделирование. В каждом из указанных типов прогнозирования могут использоваться методы аналогии, индукции и дедукции, различные статистические, экономические, социологические и другие способы познания явлений. Важно, что степень достоверности прогнозов зависит не только от применяемых методов, но и от точности и полноты исходной эмпирической информации, истинности теории и законов, на которые опирается прогноз. В связи с этим различают точные и вероятностные прогнозы. В исследовании сложных явлений приходится прибегать к вероятностно-статистическим прогнозам, когда прогнозируемый объект подвергается воздействию многочисленных факторов, не поддающихся полному учёту (квантовая механика, экономика, политика, психология и др.). Примером результата прогнозирования сложных явлений является попытка предвидеть направленность развития цивилизации в целом. Здесь, по мнению исследователей, надвигается процесс интеллектуального передела. Первый передел — территорий (первая мировая война), второй передел — капитала (вторая мировая война), третий — технологий (процесс, происходящий сегодня, включающий информационную психологическую революции, существование ракетно-ядерного, биологического, химического и других видов оружия). Моисеев Н.Н. в своей концепции научного прогнозирования говорит о необходимости третьего поворота в истории человечества, который характеризуется отысканием новой модели взаимоотношений людей с природой и между собой. Первый поворот в истории, по мнению Н.Н. Моисеева — введение системы табу в палеолите, которая переключила человека с биологического на общественное развитие. Второй поворот — расширение экологической ниши в неолите, когда человек перешёл к производящему хозяйству. Еще одной разновидностью прогнозирования является утопия, которая в отличие от научного предвидения, пытающегося точно и обоснованно представить развитие природных и социальных процессов в будущем, представляет собой нереальные планы социальных преобразований, описывает вымышленные страны, социальные ситуации, являющиеся образцом общественного строя. Тем не менее, утопия способна зафиксировать пока еще незаметные феномены в настоящем и сформировать ясные образы будущего. Поэтому, можно сказать, что утопия это социальный идеал, бегство от негативной действительности (Платон, Т. Мор). Все утопии объединяет то, что они построены на основе критического анализа современного мира, общества и попыток введения альтернатив. Утопии в какой-то степени вводят в будущее, становятся ориентиром мышления, создают дополнительные модели развития. В ХХ веке появляется такая разновидность утопии, как антиутопия, цель которой изобразить негативные социальные ориентиры в заведомо пугающем или карикатурном виде, предполагающим их воплощение в жизнь. Термин, введенный для обозначения области знаний, занимающейся прогнозированием, является “ футурология ”. В начале 60-х годов футурология получила распространение на Западе в смысле “истории будущего”, “науке о будущем”. В данном направлении обоснованы отрицательные последствия научно-технического прогресса. Организационным воплощением данного направления стал так называемый Римский клуб, включающий видных западных ученых (а с 90-х годов и российских ученых), политиков, бизнесменов. В докладах Римского клуба отмечено, что на рубеже второго и третьего тысячелетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации. По инициативе ученых Римского клуба развернулось “глобальное моделирование” перспектив развития человечества. Сами участники этих исследований разделились на два лагеря - оптимистов и пессимистов. Пессимисты - Ф. Фукуяма (концепция конца истории), А. Печчеи (работа “Сто страниц для будущего”), 3. Бжезинский (концепция глобального беспорядка), идеи Дж. Форрестера, Д. Медоуза говорят о грядущей катастрофе, оптимисты – С.Хантингтон (концепция столкновения цивилизаций), А. Тоффлер («Футурошок» и др.), М. Мисарович обосновывают возможность избежать апокалипсиса с помощью научного управления природными и социальными процессами. Озабоченность мировой общественности проблемой выживания и создания достойной жизни актуализировали проблему сущности общественного прогресса, его признаков и типов. По вопросу типов общественного прогресса не существует особых разногласий, классификация типов соответствует основным структурным элементам общества. В связи с этим различают экономический, технический, социальный (политический, правовой, научный, моральный) прогресс, а также прогресс в сфере искусства и религии. Рассматривая признаки общественного прогресса, следует отметить, что по этому вопросу существует множество точек зрения, так как такая ситуация во многом объясняется сложностью общества, его многоуровневостью и разветвленной системой взаимосвязей. В отечественной литературе в качестве главного признака общественного прогресса выдвигался показатель состояния и уровня развития производительных сил. И хотя впоследствии к этому показателю был добавлен критерий равномерного и справедливого распределения готового продукта, тем не менее, все они работали в экономической сфере. С.Э. Крапивенский, занимаясь исследованием интегративных показателей, предложил в качестве такого показателя уровень гуманизации общества, то есть положение в нём личности, степень её экономического, политического и социального освобождения уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей, состояния её психофизического и социального здоровья. И, наконец, как наиболее синтетический — показатель средней продолжительности жизни. Соглашаясь с важностью данных показателей общественного прогресса, следует сказать о необходимости поиска признаков общественного прогресса. Таковыми и являются: показатель, характеризующей темпы появления новаций по каждой из сфер (элементов) структуры общества: экономической, политической, правовой и т. д. Критерием достаточности или недостаточности новационных темпов является сама жизнь, то есть эффективность протекания технико-экономических, политических, научных и других процессов. Следует отметить, что в каждой сфере общества накоплен достаточно точный инструментарий по оценке количества и качества новшеств, имеющих здесь место. Следующий показатель общественного прогресса характеризует степень запаздывания от момента появления новации (новой идеи или её материализации) до её расширенного воспроизводства. Чем меньше этот показатель, тем общество прогрессивнее. Данное отставание существует в любых сферах общества, но в развитых странах оно сведено к оптимальному минимуму и работа в этом направлении продолжается. Третий показатель характеризует всегда существующий интервал между новациями, имеющими место в разных сферах общества (экономической политической, правовой, и т. д.), то есть всегда одна или несколько сфер занимают лидирующую позицию, стимулируя развитие остальных. Следовательно, то общество прогрессивнее, где этот интервал меньше, где имеют место поступательное развитие всех сфер общества. И, наконец, важным показателем прогрессивности общества является его способность менять регрессивные явления на прогрессивные. В любом обществе имеют место дисфункциональные явления, процессы, но сила общества как раз и проявляется в умении в короткие сроки заметить такое явление, поставить диагноз его причин, наметить и реализовать мероприятия по ликвидации данного негативного явления. Таким образом, общественный прогресс не есть прямая уходящая вверх, это есть сложный зигзагообразный процесс, в котором прогресс и регресс, будучи качественно разнонаправленными процессами, существуют и реализуются одновременно, взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга. Ярким примером таких регрессивных явлений являются так называемые глобальные проблемы современности.
8.2. Глобальные проблемы: возникновение и содержание Начиная с 70-х годов ХХ века, со всей очевидностью обнаружил себя всеобщий кризис цивилизационного развития, проявившейся не только в катаклизмах ХХ века (две мировые войны, ряд революций, разрушение общечеловеческих ценностей, социально — нравственный и экономический хаос, различного рода геноцид в отношения целого ряда народов и др.), но и в возникновении глобальных проблем человечества. Перед всем мировым сообществом, отдельными странами и индивидами, впервые в истории остро встала проблема выживания, определяемая наличием экологического, сырьевого демографического, продовольственного и других видов кризиса (в последнее время прибавился СПИД и наркомания). Их мировая и локальная нерешенность представляет угрозу будущему человечества. Суть экологической проблемы в накоплении загрязнений в воде, воздухе, земле, космосе, ухудшающие условия жизни людей и создающие реальную угрозу их существованию. Согласно современным биологическим представлениям в природе действует «правило 10», которое заключается в том, что в экстремальных условиях земная природа способна выдержать десятикратную нагрузку по сравнению с обычной ситуацией. Хозяйственная и бытовая деятельность современного человека нарушает это правило — планетарные ресурсы жизнеобеспечения (воздушная среда, почвы, речные системы, грунтовые воды, мировой океан) не выдерживают сверхпредельных нагрузок, происходит их деградация. Вследствие чего, если человечество будет и дальше развиваться на основе “грязных” технологий, природа и человек не выдержат потока загрязнений. Поэтому спасение видится в принципиально новых технологиях и идеях, в их расширенном воспроизводстве и использовании. Энергетическая проблема. Все источники энергии делятся на возобновляемые (энергия ветра, моря, солнца, термоядерного синтеза, геотермальных источников) и невозобновляемые (уголь, нефть, газ, лес). Суть проблемы в том, что невозобновляемые источники не вечны и рано или поздно исчерпают себя. На этот счёт существует несколько сценариев развития: пессимистический — традиционные источники исчезнут через 50-60 лет и оптимистический — 75 лет и выше. Тем не менее, человечество обязано в короткий срок решить эту проблему, так как времени для её решения не так уж много. Тем более что известно направление решения, которое заключается в удешевлении энергии, получаемой на станциях, работающих от солнца, ветра, моря, термоядерного синтеза, в обеспечении надёжной работы атомных станций, опять же за счёт новых технических идей, схем, принципов, проектов, концепций. Демографическая проблема. С начала нашего века население Земля выросло втрое, а объем хозяйственной деятельности в 20 раз. За время нашей жизни численность населения удвоится, а производство увеличится ещё в 5 раз. Необходимо еще раз отметить, что идет рост в основном грязного производства и увеличения численности людей его обслуживающего. Для производства и эксплуатации высоких технологий нужны люди качественно новой квалификации, образования и культуры, поэтому демографическая проблема это, прежде всего, проблема качества людей живущих сейчас и будущих поколений. С позиции неомальтузианцев метод решения этого вопроса заключается в полезности войны, болезней и голода. С позиции же гуманистической идеологии существует только один вариант решения — повышение качества жизни людей посредством современной системы образования и воспитания, создание цивилизованных условий жизнедеятельности. Проблема войны и мира. Серьезные действия по предотвращению гонки вооружения, предпринятые в мире, привели к значительному снижению опасности войны, однако угроза локальных войн, их негативное воздействие на экономику, технику, социальную жизнь, как воюющих, так и соседних стран остается актуальной в современном мире. Все большее число людей в мире видят ошибочность и опасность политики с позиции силы, поэтому возникает тенденция построения мира без насилия. Надвигающиеся глобальные проблемы показывают, что общее состояние мира становится все хуже из-за человеческой пассивности, неспособности выработать единую стратегию развития общества и природы. Становится острой проблема исторической ответственности человека, столкнувшегося с выбором путей развития. Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности, в которой ответственность получает приоритет перед свободой, солидарность перед индивидуальностью, когда появляется необходимость в серьезном предвидении последствий сегодняшних действий. В связи с этим возникает потребность в формировании и развитии коллективного разума, способного во всё большей степени оказывать влияние на эволюцию природных и социальных процессов. Нужны некоторые общие законы поведения, обязательные для всех граждан планеты, единые стандарты во взаимоотношениях человека и природы, создание иерархии допустимого В первую очередь естественные науки должны сказать о допустимых уровнях производства традиционных видов энергии, допустимых нагрузках на биосферу, уровнях наследственных изменений. Всё это вместе и определит вышеназванную запретную черту, переступать которую совершенно невозможно. В основу стратегии развития природы должно быть положено понимание особенностей сложных нелинейных процессов в биосфере и всей Вселенной, рассмотрение их как целостных единых организмов, имеющих собственную историю. Необходима выработка навыков сопоставления выбора возможных локальных и глобальных действий с реакцией на них биосферы с целью установления жёстких рамок своей деятельности. По этой же причине встает необходимость исследования перспектив развития цивилизации, опирающихся опять же на знание особенностей взаимодействия природных и общественных процессов. Однако, по мнению ученых, невозможно говорить о точном знании данных закономерностей, необходимо ориентироваться на знание лишь ожидаемых изменений организационных структур, изучение общих тенденций. Всё становится ещё сложнее и неопределеннее, когда речь заходит о возможности управления природными и социальными процессами, так как, включаясь во взаимодействие с этими системами, человек имеет дело не жёсткими предметами и свойствами, а с совокупностью возможностей. Перед ним каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы, причём сам выбор необратим и однозначно не просчитывается. Поэтому, пока человеческий интеллект не в состоянии сделать мировой процесс полностью управляемым, но в состоянии понять направленность естественных процессов самоорганизации и сконструировать систему воздействий на природу и общество таким образом, чтобы увеличить вероятность появления желаемых тенденций развития, а, следовательно, увеличить вероятность предвидения и преодоления возможных катаклизмов. Человек может и должен жить в сконструированном им мире. Исходя из этого, необходимо спроектировать и организовать систему восстановления испорченных природных процессов, для чего требуется создание стройной теории, описывающей взаимоотношения общества и природы, предполагающей новые формы поведения людей, их отношений к природе и друг к другу. В свою очередь возникает потребность в знании, от чего зависит понимание и усвоение новых нравственных и правовых норм, механизма способностей человека следовать этим нормам. Становятся актуальными вопросы, каким должно быть общество, способное реализовать данные нормы, как должна сочетаться свобода рыночных отношений и направляющее воздействие общества, как установить оптимум государственного вмешательства в эти процессы, как организовать систему воспроизводства технических ноу-хау в области высоких технологий. Делая акцент на том, что человек в первую очередь должен изменить себя, а потом уже мир, встаёт необходимость изучения механизмов, разъединяющих и объединяющих людей, способов воздействия на этот механизм, так как постоянно меняющийся сложный мир обрывает многие традиции, привычки, ценностные корни, внедряя новые и заставляя человека жить в разных культурных традициях, приспосабливаться к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Возникающие таким образом отношения, с одной стороны объединяют людей, а с другой стороны — разъединяют. Человечеству необходимо понимать, описывать и влиять на конфликт между странами, отдельными людьми, а также находить разумную согласованность разнообразных интересов различных общественных институтов и групп. Постановка и решение этих важнейших проблем ведёт к необходимости научного понимания естественных и искусственно управляемых тенденций развития общества и человека. Проблема значимости человека в происходящих фундаментальных изменениях человечества выводит её на первое место. Научно - технический прогресс получает статус средства преобразования действительности. Есть надежда, что XXI век станет веком гуманитарного знания, который пришел на смену промышленным революциям и естественнонаучным открытиям.
Контрольные вопросы 1. Назовите основные методы прогнозирования. 2. Что такое техногенная цивилизация? 3. Каковы предпосылки возникновения футурологии? 4. Назовите особенности информационного общества. 5. В чем сущность современных глобальных проблем? 6. Назовите пути решения глобальных проблем? 7. Каковы перспективы современной цивилизации? 8. Какие сценарии будущего вы знаете? 9. Что такое коэволюция? 10. Чем отличается утопия от научного прогнозирования?
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |