КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представление о сущности человека в истории философии
Проблема человека в философии Примерная тематика рефератов и сообщений 1. Картина мира: от истоков к современности. 2. Проблема бытия в философии и способы ее решения. 3. Пространство и время - формы бытия материи. 4. Движение - способ существования материи. 5. Структурность, отражение, способность к саморазвитию - атрибуты материи. 6. Сущность понятий «диалектика», «развитие», «движение», «изменение», «устойчивость», «закон». 7. Сущность и методологической значение законов диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. 8. Категория диалектики: единичное - особенное - общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. 9. Метафизика и ее значение в познавательном процессе.
Литература 1. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие/В.Д. Губин.-М.:Омега-Л, 2005.-368 с.- (Humanitas. Учебник для высшей школы). 2. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник /сост. В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М.: Инфра - М, 2004.-518 с.-(Высшее образование). 3. Философия: учебное пособие/отв. ред. В. П. Кохановский.-10-е изд.-Ростов-н/Д.:Феникс,2005.-574 с.- (Высшее образование).
В философской системе Древнего Востока, в частности Китая, человек рассматривается в неразрывной связи с обществом. Важнейшим смыслом его жизни является следование законам взаимоотношений между людьми («жень» - человечность, «ли» - ритуал, церемония), в семье («сяо» - сыновняя почтительность), в обществе, государстве. Свою личную жизнь человек всегда должен соизмерять с общественным благом - через собственное самосовершенствование пытаться совершенствовать семью и государство. Для древнеиндийской философии характерно смещение акцента в сторону внутреннего мира человека. Например, в буддизме целью человеческой жизни было достижение нирваны (угасания, невозвращения в этот мир, избавления от страданий). В этом состоянии человек приобретает внутреннюю гармонию, наступает ощущение абсолютной свободы и независимости от внешнего мира. Для достижения нирваны человек должен пройти по определенному пути, пути постепенной трансформации сознания и психики, который предполагает правильные взгляды, правильное стремление, правильную речь, правильное поведение и образ жизни, правильное созерцание и помыслы и т д. В европейской философии в античный период проблеме человека уделялось большое внимание: человек был выделен из природы и представлен как самостоятельное существо, которое находится в определенных отношениях с миром. Человек - это микрокосм, частица мирового космоса. Такой поворот к человеку осуществили софисты и Сократ, провозгласившие уникальность человека, его способность познавать мир и самого себя. Впоследствии Платон и Аристотель развили проблематику человека. На смену этим взглядам приходит христианская концепция теоцентризма (Бог в центре мироздания), важным догматом данной концепции был принцип креационизма - Бог создал мир и человека из ничего. Согласно данной концепции сущность человека постигается не посредством рационального мышления, а с помощью откровений Священного писания. Познать сами откровения можно только с помощью веры в библейские догматы (недоказуемые утверждения). В этот период человек с одной стороны рассматривался как существо греховное, а с другой как образ Бога, созданный им по своему подобию. Человек уже не являлся частью природы и оценивался не со стороны разума, а со стороны сердца. Внимание к внутреннему, духовному миру человека привело к открытию самопознания как особой субъективной реальности и затем к развитию индивидуальности. В эпоху Возрождения происходит возвращение к антропоцентризму (человек в центре мироздания), христианские концепции теряют свои позиции. Человек рассматривается как нечто возвышенное и самоценное, реализующее себя в творчестве и мастерстве. Идеалом того времени становится разносторонне развитый человек, одинаково хорошо разбирающийся в различных областях искусства, этике, педагогике. В Новое время утверждается представление о человеке как индивиде и деятельном члене общества. Совершенствование человека связывается с развитием разума и науки. Французские просветители рассматривают человека как одновременно природное и социальное существо. Меняется представление о потенциале человека, постоянно расширяющем границы познания. С открытиями в области естествознания и механики, возникла идея рассматривать человека с этих же позиций, отождествив его с искусно созданным механизмом. Существенный шаг в понимании человека был создан немецким философом И. Кантом, который считал человека уникальным существом, который требует особого подхода. Подчеркивалась двойственность человека: с одной стороны он есть явление природы, подчинен необходимости и несвободен, с другой он существо социальное и поэтому свободен в своем выборе стать кем-то, благодаря собственным усилиям. Г.В.Ф. Гегель свел человека к орудию, средству реализации мирового духа. Человек у него ценится не сам по себе, а как гражданин государства. Л. Фейербах, в противоположность существующим идеалистическим трактовкам провозгласил человека единственным и высшим предметом философии, рассматривая его, прежде всего, как биологическое, чувственно - телесное существо. Человек у Л. Фейербаха не творение Бога, не механизм, а организм. Отсюда его философия получила название «антропологический материализм». Человек у К. Маркса и Ф. Энгельса представляет собой совокупность общественных отношений, обусловленных экономическим уровнем развития. Начиная с 19 века усилиями таких философов как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Бердяев, А. Бергсон европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятия жизни, чувства, воли, иррационального (иррациональное - то, что не может быть постигнуто разумом) становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма, интуитивизма, персонализма. В центре внимания русских философов оказался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, глубины человеческой души, смысл индивидуального бытия. Отсюда можно сделать вывод, что проблема сущности человека породила великое множество мнений на этот счет. Тем не менее, потребность в целостном подходе к изучению человека развивается по мере накопления данных исследований человека в экономике, социологии, психологии, медицине.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |