Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление о сущности бытия в истории философии




В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища всего имеющегося, которое имеет форму шара конечных размеров, внутри которого все движется равномерно, прямолинейно или кругообразно. Помимо материальных субстанций (субстанция - сущность всех вещей), таких как вода, воздух, огонь, атом, существовали и духовные субстанции в форме «ума», «чистых идей» и т.д. Философ Парменид выдвинул идею о совпадении бытия и мышления. Он считал, что можно мыслить о том, что существует, что есть на самом деле, и нельзя помыслить о том, чего нет, то есть о небытии. Следовательно, существует только бытие, небытия нет. Если помыслить о небытии, то это значит перевести его в область существующего, в область бытия, следовательно, небытие станет тождественным бытию. В это время имело место единство природы (космоса) и человека, поэтому можно сказать, что натурфилософская картина античности была антропоцентрической.

Средневековая философия разграничила истинное бытие - бесконечное, божественное и неистинное бытие - сотворенное из ничего, мирское, поддерживаемое божественной волей.

В эпоху Возрождения возникает понятие бесконечного чувственно воспринимаемого бытия, движения материи от точки к точке. Приобретает значимость материальное бытие, формируется культ телесности, утраченный в средневековье, однако окружающая природа все еще отождествляется с богом.

В 17 - 18 веках в заключительный период формирования классической научной картины мира тема бытия окончательно приобретает материалистическое звучание. Вместилищем мира становится неподвижный эфир, относительно которого равномерно движутся предметы. Взаимодействие между предметами имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно, поэтому существует единое (абсолютное) время. Характеристиками материального мира являются: неизменность, равновесность, линейность, простота.

В этот же период возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту (человеку). При этом человек является просто сторонним наблюдателем природного бытия, той реальности, в которой существовали механические законы. Природа и сам человек рассматривались как некие механизмы, что связано с развитием механики - главной науки в этот период. В конце 18 века И. Кант разрушил классическую схему независимости бытия от человека, показав, что окружающий мир им воспринимается сквозь призму сознания, познавательные способности которого ограничены.

В 19 веке формируется неклассическая картина мира, в которой под бытием стали понимать сложную многомерную, многовариантную, динамическую действительность, описываемую такими понятиями как изменчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость. Была продолжена традиция, направленная на осмысление бытия человека.

Общественные потрясения начала 20 века еще острее поставили вопрос о смысле и сущности человеческой жизни. Многие философские школы этого времени: «философия жизни», «экзистенциализм», «фрейдизм», «неокантианство», «феноменология» раскрыли новую сторону бытия - бытие человека, субъективную реальность. Формируя новую онтологию, представители данных школ пытались выделить личностное первоначало, лежащее в основании всего остального бытия. Впоследствии научные исследования внутреннего мира человека развили вопрос единства духовного (социального) и биологического, сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, показав всю сложность человеческого бытия.

В конце 20 века была осознана взаимообусловленность, взаимосвязь природного и человеческого бытия, в результате чего возникло наиболее общее универсальное определение бытия: бытие - это вся совокупность существующего в мире, единство материальной и духовной реальности. В современном понимании, бытие может рассматриваться как в статическом (устойчивом) так и в динамическом (изменчивом) аспекте.

Необходимо подробнее остановиться на прочно сложившейся в философии и науке традиции исследовании бытия как «материи».

Как было сказано выше, в античной натурфилософии материя рассматривалась с двух позиций: с позиции созерцательного материализма, когда материя отождествлялась с каким либо веществом, и с позиции атомистического идеализма, когда материя состояла из атомов и пустоты.

В классической механике (И. Ньютон), согласно концепции дискретного строения материи - материя - это субстанция, состоящая из отдельных атомов или корпускул.

В 19 веке согласно концепции континуального (непрерывного) строения материи - материя существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно.

На рубеже 19 - 20 веков в условиях революции в естествознании (открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности) какое - то время наблюдался кризис в определении материи - «материя исчезла», в результате чего распространились идеалистические настроения. Далее, согласно концепции корпускулярно - волнового дуализма было дано определение материи как единой физической реальности, совмещающей в себе свойства вещества и поля. Для того чтобы определение материи приобрело универсальный характер, возникает понятие, остающееся до сих пор самым общим и адекватным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя абсолютна, в смысле ее неисчерпаемости, присутствует везде и всюду в дискретном виде или в виде поля. Даже пустота - одно из возможных состояний материи. В частности физик П. Дирак показал, что вакуум представляет собой систему виртуально рождающихся и поглощающихся фотонов.

 

1.3. Материя: способ существования и формы

Движение - всякое изменение вообще, способ существования материи. Формы движения многообразны и каждая форма движения проявляется на определенном этапе развития материи. В 19 веке Ф. Энгельс дал классификацию форм движения материи, которая до сих пор является наиболее полной и универсальной: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. В данной схеме формы движения материи выстроены по принципу от простого к сложному: каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, но к нему не сводится, так как добавляется нечто новое. Понятие «движение» более полно раскрывается через его соотношение с понятием «покой», «устойчивость», «состояние». Движение есть смена состояний явления или предмета. В то же время в потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, которые проявляются в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Следовательно, движение абсолютно, покой относителен. Относительный характер состояния покоя заключается в том, что он имеет место лишь по отношению к конкретным материальным объектам, а не ко всей материи в целом. Например, тело может находиться в состоянии покоя относительно Земли, но по отношению к другим планетам оно находится в постоянном движении. В самом теле человека также происходят постоянные физические, химические и другие изменения.

В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, которые связаны с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет. Внутри же самих изменений можно выделить обратимые (переход вещества из одного агрегатного состояния в другое) и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием, которое изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.

Развитие - это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Развитиехарактеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, которые не существовали ранее. И, наконец, направленность изменений, означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. С проблемой направленности развития связано понимание прогресса и регресса. Прогресс обычно понимают как переход от более низких к более высоким уровням организации материи, а регресс наоборот характеризуется деградацией, то есть упрощением.

Пространство и врем я являются формами бытия материи. В истории науки известны две концепции пространства и времени:

1) субстанциальная - время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался И. Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалировала в физике вплоть до создания специальной теории относительности;

2) реляционная - пространство и время - это формы существования материальных объектов, точнее, формы координации материальных объектов и их состояний, таким образом, присущее всем вещам и явлениям. Пространство выражает координацию существующих объектов относительно друг друга через расстояние и ориентацию. Время - форма координации материальных объектов через последовательность и длительность.

Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство -форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.

Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, то есть неотъемлемых свойств.

Атрибутивные свойства пространства:

1) протяженность, то есть рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

2) непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке, и прерывность, которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

3) трехмерность, которая носит всеобщий характер. Хотя в физике существуют теории, пытающиеся доказать многомерность пространства, в частности речь идет об одиннадцатимерном пространстве. На что скептики возражают, что остальные семь являются невидимыми пространственными изменениями и, вследствие этого, абстрактными.

Атрибутивные свойства времени:

1) длительность, то есть последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;

2) необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.

Пространство и время характеризуются следующими свойствами: объективность и всеобщность, которые означают, что ничто не может существовать вне пространства и времени. Очевиден тот факт, что все процессы социальной жизнедеятельности, сама жизнь человека или любого другого живого существа, а так же природные процессы протекают во времени и создают ощущение некоего общего течения времени. Также очевидно, что каждое материальное образование имеет свое самостоятельное течение времени, живет своей жизнью, которая обусловлена своими законами движения и развития.

Прерывность и непрерывность, когда речь идет о конкретных телах и объектах, пространство и время прерывно, то есть, конечно, а в случае существования множественности объектов, пространство и время непрерывно.

Идея способности материи к самоорганизации давно высказывалась учеными и философами разных поколений. Еще в 17 веке Б. Спиноза указал на внутреннюю активность как свойство, присущее материи.

Только лишь в 20 веке, с появлением таких наук как теория организации, кибернетика, синергетика данное свойство материи получило детальное изучение. Было выяснено, что самоорганизация проявляет себя посредством саморегуляции и саморазвития. Саморазвитие - это отбор, накопление и упорядочивание информации, что приводит к возникновению новых структур.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные проблемы онтологии?

2. Как определить бытие и небытие?

3. Каковы различия между обыденной и научной картиной мира, философской и религиозной?

4. Как соотносятся категории «бытие», «материя», что их объединяет и в чем различие?

5. Существует ли развитие и как его понимать?

6. Можно ли говорить, что пространство и время объективны?

7. Назовите монистические и плюралистические концепции бытия.

8. Каковы основные формы движение материи?

9. Перечислите главные онтологические категории?

10. Каковы основные черты современного бытия?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.