КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 61. Характеристики детей с нарушениями слуха
1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: • не могут самостоятельно овладеть речью; • без специального образования становятся глухонемыми; • большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков — силой более 80 дБ в диапазоне до 1000— 2000 Гц); • недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка; • наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира; • ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.; • средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей); • понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, тактильной или письменной форме; • специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности. Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи (с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития. Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности: при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка); при усвоении звуко-буквенного состава слов - наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные пред-1 меты, труднее - обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом. 2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности. Сохранность их речи зависит: • от возраста ребенка в момент наступления глухоты; • наличия остатков слуха; • умения их использовать; • владения грамотностью к моменту потери слуха; • условий развития; • индивидуальных особенностей; • коррекционно-педагогических воздействий. I Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы; по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль; зрительное восприятие (чтение с лица); параллельное обучение чтению. Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний. Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде. Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов. 3. Слабослышащие дети'. • отклонение от нормы развития психики; • нарушение многих функций и сторон психики, определяющих' ход развития личности ребенка. Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка. Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям. Нарушения речи: недостатки произношения; ограниченный запас слов; недостаточное усвоение звукового состава слова; неточное понимание и неправильное употребление слов; аграмматизм; ограниченное понимание устной речи; ограниченное понимание читаемого текста. Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |