Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха




 

1. Программы воспитания н обучения глухих и слабослышащих

дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности. Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

физическое воспитание детей — коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

формирование игровой деятельности ~ обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

изобразительная и конструктивная деятельность — сенсорное < воспитание (развитие различных видов восприятия - зритель-; ного, тактильно-двигательного, двигательного); ^ трудовое воспитание;

ознакомление с окружающим миром — преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

развитие речи. Ведущий раздел:

развитие языковой способности;

накопление словаря и работа нал значением слова;

формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);

отработка различных видов речевой деятельности;

проведение элементарных языковых наблюдений;

развитие остаточного слуха и обучение произношению:

обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

формирование навыков речевой коммуникации;

развитие обучения произношению:

создание потребности в устном общении; I. формирование приближенной к естественному звучанию уст- ной речи;

широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

формирование элементарных математических представлений,

музыкальное воспитание:

формирование восприятия музыки;

вокально-интонационное развитие голоса; развитие ритма движений и речи; развитие слухового восприятия музыки; развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие депл раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;

детских садах комбинированного вида;

дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе); образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа — детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста "Школа — детский сад" для глухих или для слабослышаших детей.

В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений "Начальная школа – детский сад и "Школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышаших детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10— 12-й кл.) школы для слабослышаших или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей.

Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Негативные стороны:

изолированность от семьи;

неразвитая языковая среда;

невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:

в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.

Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

Специалисты:

проводят коррекционные занятия с детьми;

обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

оказывают психотерапевтическую помощь.

Занятия проводя/пен при обязательном присутствии родителей, Центры реабилитации слуха и речи (инновационное учреждение):

диагностика нарушений слуха;

медико-психолого-педагогическое изучение детей;

оказание медицинской помощи;

индивидуальное слухо протезирование.

Используется верботональная методика.

4. Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).

Формы интеграции:

• временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

• частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

• комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.