Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Благовещенск, 2009





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Высшего Профессионального Образования

Московская Академия Предпринимательства
при Правительстве Москвы

 

 

Благовещенский филиал

 

 

Психодиагностическое обеспечение преподавания

психологических дисциплин

студентам непсихологических специальностей

Учебно-методическое пособие

Автор-составитель БУБНОВСКАЯ О.В.

Благовещенск, 2009


УДК 159.9 (07)

ББК 88/4 я 73 Печатается по решению редакционно-

Б 90 издательского совета Благовещенского филиала НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ

АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

 

Бубновская О.В. Психодиагностическое обеспечение преподавания психологических дисциплин студентам непсихологических специальностей: Учебно-методическое пособие. / Благовещенский филиал МосАП. – Благовещенск, Изд-во ООО «РАЙ.Ком»,2009. – 154 с.

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования специальностей: 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080102 «Мировая экономика», 030501 «Юриспруденция», 080101 «Прикладная информатика (в экономике) и (в юриспруденции)».

Учебное издание адресовано студентам ВУЗов и предназначено для использования на практических занятиях по психологии. Материалы могут быть использованы и преподавателями ВУЗов в рамках подготовки и проведения занятий. В пособие вошли психодиагностические методики и тесты, работа с которыми не требует базового психологического образования. Ведь именно тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирикой в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации.

Данный банк методик позволяет осуществлять диагностику типологических и характерологических особенностей личности, Я-концепции и связанных с ней личностных характеристик, профессионально важных качеств, а также коммуникативной и конфликтологической компетентности будущего специалиста.

 

Автор-составитель: Бубновская О.В., кандидат психологических наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин БФ МосАП

 

Рецензенты: Колонтаевская Т.В., кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой иностранных языков БФ МосАП;

Цуканова А.П., кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии БГПУ;

Кафедра гуманитарных дисциплин БФ МосАП

 

© Благовещенский филиал НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА при Правительстве Москвы, 2009.


Введение

Материалы, составляющие содержание данного пособия, представляются нам важными и нужными для студентов, изучающих психологические дисциплины. Ведь психология – не только теоретическая дисциплина, но и система прикладного знания, позволяющая совершенствовать свое взаимодействие с людьми. В пособии представлен достаточно широкий арсенал методических приемов, направленных на выявление психологических свойств личности и коллектива, а также характеристик психологической компетентности.

Многие методики направлены на изучение Я-концепции и связанных с ней личностных особенностей, что обусловлено значимостью данного феномена. Существует прямая связь между успеваемостью, заинтересованностью в получении знаний, чувством ответственности, уверенностью в себе и особенностями Я-концепции. Именно она во многом определяет и успех профессиональной карьеры, удовлетворенность работой, межличностный статус и стиль общения, выбор поведения в конкретной ситуации и интерпретацию действий других людей. Адекватное и эмоционально благоприятное отношение к себе обеспечивает адекватное восприятие окружающего, способствует формированию положительного отношения к другим людям, к сфере своей деятельности, корригирует уровень притязаний и ожиданий, способствует развитию и совершенствованию межличностных взаимодействий.

Основное достоинство методов психодиагностики – в научно обоснованном описании психологических качеств человека. Каждая методика содержит все необходимые указания по применению, инструкцию, алгоритм обработки и оценки результатов исследования, а также ссылки на источники, из которых они заимствованы, в которых обоснована их валидность, надежность и прогностическая ценность.

Надеемся, что в период обучения студенты не только продемонстрируют усвоение изученного материала, обладание определенными умениями, но смогут использовать эту ситуацию для познания самого себя с целью выявления, а при необходимости и совершенствования своих личностных особенностей и профессиональных качеств.

Здесь уместно вспомнить схему, известную в литературе под названием «Окно Джогарри».

«Арена» - это открытая область, содержащая поведение, чувства, мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

«Видимость» - это то, что человек знает о себе, но что другим недоступно: ощущения, переживания, воспоминания, которые он может скрывать от всех.

«Слепое пятно» - состоит из того, что в человеке видят окружающие, а им самим не замечается (например, недостатки, дурные привычки и т.п.).

«Неизвестное» - это то, что ни сам человек, ни другие не знают о нем.

Другие Я
Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Арена Слепое пятно
Не знают обо мне Видимость Неизвестное

Содержательная психологическая работа должна быть направлена на расширение «арены» за счет уменьшения других областей, то есть на снижение барьеров психологической защиты, устранение личной неискренности, затрудняющей общение, осознание студентом того, как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие, какие ситуации его больше всего тревожат, какое существует расхождение между самовосприятием и видением его со стороны. Таким образом, главная психологическая задача методов психодиагностического обеспечения – развитие личностного и профессионального самосознания, повышение психологической культуры личности через развитие психологической компетентности и ее составляющих (например, коммуникативной и конфликтологической компетентности).

Пособие состоит из глав, каждая из которых акцентирует внимание читателя на самом себе. Психологический материал дается через описание самого себя и построения образа Я в рамках психологических характеристик, с выделением таких значимых качеств, как темпераментальные и характерологические особенности, самоотношение и т.п., а также через описание себя в межличностном общении с другими людьми.

Ограниченный объем работы не позволил дать исчерпывающую интерпретацию получаемым показателям по ряду методик, поэтому проводящий обследование обязательно должен усвоить из научной литературы ряд понятий: «Я-концепция», «свойства нервной системы», «коммуникабельность» и др. В дальнейшем при необходимости и желании расширить границы познания самого себя можно воспользоваться Системой самодиагностики деловых возможностей (например, разработанной НДП "Альянс Медиа", в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москва http://www.businesstest.ru).

Надеемся, что данное пособие окажет в использовании психодиагностических методик пользователям-непсихологам практическую помощь. Результаты выполнения этих тестов помогут уточнить или скорректировать и Ваши представления о самом себе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.